В Турции правящая Партия справедливости и развития заявила, что готова рассмотреть возможность референдума в Стамбуле по вопросу реконструкции парка Гези.
Такое предложение поступило после того, как премьер-министр страны Реджеп Тайип Эрдоган провел переговоры с группой студентов, ученых, артистов и художников в штаб-квартире правящей партии в Анкаре. В составе делегации были актер театра Ахмет Мюмтаз Тайлан, академики Бетюль Танбай, Хале Чыраджы и Ипек Акпынар, режиссер Кутлуг Атаман, студентка Ниль Эюпоглу, арт-директор Румейса Кигер, архитектор Сельва Гюрдоган, эксперт по социальным СМИ Зехра Оней, студенты Зюльфикар Кюрюм и Бюлент Пекер. Правда, никто не знает: кто, когда и как подбирал такой состав переговорщиков от имени протестующих на площади Таксим в Стамбуле. Известно только то, что начать диалог с теми, кто выступает в роли лидеров акций протеста, турецкого премьера призывала часть руководителей правящей партии, а также зарубежные партнеры Турции.
Накануне президент Турции Абдулла Гюль в своей резиденции Чанкая в Анкаре провел переговоры Эрдоганом. По их итогам не было сделано каких-либо заявлений. Предполагается, что президент и премьер-министр провели обмен мнениями относительно плана дальнейших действий. Затем Гюль почему-то вылетел в город Риза. Мы обращаем внимание на этот факт не только потому, что это был первый за последние 20 лет визит главы государства в этот город. И даже не потому, что в одном из своих интервью Эрдоган сообщал, что его семья — это выходцы из Аджарии, переселившиеся в Ризе. А потому, что Гюль заговорил об этом городе как о «кузнице выдающихся государственных деятелей Турции».
В то же время на встрече с журналистами он сообщил о готовности провести встречу с лидерами оппозиционных партий с целью обсудить сложившуюся в стране ситуацию. На этом настаивает лидер оппозиционной Республиканской народной партии (РНП) Кемаль Кылычдароглу. Тогда как другая оппозиционная Партия Националистического движения не намерена участвовать во встрече с главой государство, поскольку, как указывает турецкая газета Milliyet со ссылкой на пресс-секретаря партии, «происходящие в стране акции протеста не такого большого масштаба, чтобы этот вопрос обсуждался с главой страны». Но ведь ранее лидер националистов Бахчели заявлял о «постигшем Турцию масштабном политическом кризисе». В чем дело?
По всей вероятности, таким образом, националисты решили специально выделить альянс Гюль -Кылычдароглу. Дело в том, что в Турции давно циркулируют слухи об армянских корнях Гюля и Кылычдароглу. О последнем журналист Сулейман Йешильюрт написал даже книгу, в которой утверждается, что Кылычдароглу является выходцем из курдского племени заза, а его мать Емуш — дерсимская армянка, родители которой в 1915 году приняли алевитское направление ислама. Но в Турции, как и в России, как говорят «кого не поскреби…».
На наш взгляд, сейчас в политику страны определенные силы начинают вводить опасные родовые нюансы, которые могут разыграть националисты. В таком контексте появление какой-то инициативной группы, заявившей, что в 1560 году султан Сулейман Кануни подарил Таксим армянской общине, что на этой территории располагалось и армянское кладбище , что ступени парка Гези выложены из плит армянских надгробий, что в 1940-е годы кемалистская диктатура отобрала у армян этот участок, приобретает уже «оперативное» звучание.
Что дальше? Согласно обнародованным опросам, только 24% населения Турции поддерживает протесты на Таксиме, а 53% – нет. На вопрос, за какую партию они проголосуют, если выборы состоялись бы в минувшее воскресенье, более 49% ответили - за партию Эрдогана. В то же время, по оценкам многих экспертов, в ходе нынешнего кризиса правящая партия стала терять своих сторонников. Еще недавно те же социологические службы фиксировали падение популярности главы правительства и выход на первый позиции президента Гюля и лидера оппозиционной НРП партии Кылычдароглу. Поэтому не исключено, что социологи по Таксиму сработали «на заказ», чтобы подтолкнуть Эрдогана к решению о референдуме. Даже если он будет проведен только в Стамбуле, а не в общенациональном масштабе, это - серьезное испытание для правящего режима, проверка его на легитимность.
Фактом становится и то, что в Турции появляется новая политическая сила «Платформа солидарности Таксим» — движение, выдвинувшее свои требования касательно парка Гези. Сейчас это – главная оппозиция в стране, которая быстро организационно структурируется. Она уже официально представлена крупным издательством «Can», владелец которого Кан Оз опубликовал требования протестующих в открытом письме. Поэтому вероятность того, что на референдуме «Платформа», поддержанная оппозиционными партиями, или только одной партией Кылычдароглу, может получить свыше 50% голосов, очень высока.
В случае осуществлении в Турции обозначенного сценария, для правящей партии «жертва Эрдогана» может быть оправдана тем, что она заявит об успешности сдачи экзамена на демократию, и необходимости после этого ускорения процесса принятия Турции в ЕС. Как пишет в этой связи Turkiye gazetesi, в свете последних событий в Турции Брюссель дает понять, что при сохранении нынешней ситуации в стране переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС может быть вообще приостановлен. И не только это. Вашингтон в отношении турецких потрясений проявляет в целом сдержанную позицию, что не означает его нейтральности. Складывается ощущение, что, если в ходе «арабской весны» он делал ставку на исламистов, то в Турции он может «сдать» Эрдогана, исламизм которого ранее находил тактическую поддержку.
В Турции и прежде проходили мощные демонстрации. По нашим наблюдениям, нынешнее масштабное протестное движение достаточно хорошо организованно , а его действия имеют определенную режиссуру: кадры с жесткой расправой полиции над протестующими сначала попадали в новостные выпуски почти всех телеканалов мира, затем некоторые из них стали вести прямую трансляцию с площади Таксим, в нужный момент на сцену вышла «Платформа Таксим». В итоге, по мнению Foreign Policy, «Эрдоган, который дал столько публичных уроков поведения Сирии, дестабилизировав соседнюю страну, получил то, над чем есть желание посмеяться. Его прижали к стене и, он должен применять каноны демократии, которые он требовал от других, у себя дома».
Теперь проблема правящей партии в Турции уже не в том, что ее считают исламистской, а в том, что ей прицепили ярлык «ограниченной и нетерпимой». Как пишет один американский публицист, «если происходящие сегодня в Турции события станут поворотным пунктом в ее эволюции и движении к европейскому обществу, то национальным героем будет не великий лидер типа Эрдогана, а тысячи обычных турок, которые доказали, что могут выступить против любого диктата». Раньше об Эрдогане в США писали и говорили по-другому.
Комментарии читателей (0):