Вокруг Сирии разворачивается бурная дипломатическая активность: лидеры ведущих стран мира зачастили друг к другу.
На днях Владимир Путин принимал у британского премьера, теперь в Москву прибыл премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху. Руководители России и Израиля Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху, конечно, обсудят обстановку на Ближнем Востоке, прежде всего в Сирии. Напомним, что ранее тот же вопрос глава России обсуждал в Сочи и с британским премьером Дэвидом Кэмероном. Затем тот с той же темой отправился через океан к президенту США Бараку Обаме, куда 16 мая прибудет премьер –министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Напомним, что в ходе недавнего визита госсекретаря США Джона Керри в Москву была озвучена идея созвать в конце мая новую международную конференцию по Сирии, на которой должны присутствовать как представители режима Башара Асада, так и силы оппозиции. Ранее глава МИД России Сергей Лавров предлагал провести новую встречу «группы действий» по Сирии, так как «ситуация в стране не улучшается и ведет к дезинтеграции, которая может не остановиться в пределах нынешней Сирийской арабской республики». Напомним, что «Группа действий» объединяет представителей пяти стран – постоянных членов СБ ООН и некоторых соседних с Сирией государств.
Летом прошлого года уже состоялась встреча «Группы действий по урегулированию конфликта в Сирии». В ней приняли участие страны-члены Совета Безопасности ООН, Лиги арабских государств, глава дипломатии Евросоюза, представители Ирака, Турции, Катара, Кувейта. Кстати, тогда Россия предлагала пригласить на встречу представителей Ирана. Однако это предложение не было поддержано.Тем не менее, в итоге в принятом Женевском коммюнике были определены основные принципы политических реформ в стране по принципу - оппозиция и официальные власти должны вступить в диалог, объявить о проведении демократических преобразований, о вопрос о власти президента Асада выносился «на потом». Однако Запад и Турция отошли от достигнутых договоренностей, активизировали усилия по конструкции структур - типа «Друзей Сирии» или так называемый «исламский квартет» с целью провести в Сирии свой сценарий действий, но в обход Совета Безопасности ООН. Что из этого вышло - хорошо известно. Поэтому Москва на сей раз предложила расширить формат «группы действий» по Сирии за счет Египта, Саудовской Аравии и Ирана и даже не исключила участие в ее работе и таких влиятельных региональных игроков, как Ливан и Иордания.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 14.01.14 МИД РФ надеется на созыв 22 января конференции «Женева-2»
- 26.10.13 Лавров обсудил подготовку к «Женеве-2» с Лахдаром Брахими и Джоном Керри
- 17.10.13 Конференция «Женева-2» может состояться 23-24 ноября
- 29.05.13 Россия может не защищаться в Сирии, а контратаковать. Европейский фланг / Михаил Ошеров
Сирийское правительство приветствовало совместное предложение о проведении международной конференции, но выразили желание «обсудить детали». Их, конечно, немало. Как сообщила официальный представитель государственного департамента США Дженнифер Псаки, «существует много различных игроков, вовлечено множество стран», поэтому конференция « будет сдвинута, вероятно, на начало июня». К тому же, по словам Псаки, « мы хотели бы, чтобы ключевые игроки приняли участие, и мы стараемся достичь этого как можно скорее». Со специальным заявлением выступил и министр иностранных дел Франции Лоран Фабиус. По его словам, «Франция выступает за вторую Женевскую конференцию, однако в то же время это очень сложно… но Франция делает свое дело». Париж считает, что большую конференцию будет предварять ряд промежуточных встреч, одна из которых, возможно, пройдет в Иордании в конце следующей недели, а другая — в Париже. По словам Фабиуса, одним из сложных моментов в организации конференции является также определение тех, кто будет представлять сирийскую сторону — как сторонников режима, так и оппозиции. «Это нелегко, следует выявить представителей оппозиции и режима, руки которых не запачканы кровью», — добавил министр. Он также уточнил, что «мы не призываем Асада покинуть свой пост до начала проведения конференции…, но мы хотим, чтобы переходное правительство взяло на себя полномочия Башара Асада, когда он уйдет».
Но главным вопросом , на наш взгляд, является определение состава и числа участников конференции. Так министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи заявил о готовности Тегерана принять участие в конференции по Сирии и содействовать началу переговоров между оппозицией и правительством Сирии. Однако, по его словам, отставка Асада не может быть предварительным условием для переговоров. Напомним также и о том, что ранее МИД Ирана озвучивал новый план для урегулирования ситуации в Сирии, состоящий из шести пунктов. Речь идет о прекращении любых вооруженных и насильственные действий и вступлении Сирии в демократический процесс под руководством Организации Объединенных Наций.
Но если Иран получит приглашение для участия в работе конференции по Сирии, это не только будет означать его вывод из международной изоляции, но и фиксацию факта его возрастающей роли в развитии событий на Ближнем Востоке. Такое возможно только при условии, если Запад по-настоящему прочувствует ситуацию и окажется перед необходимостью решительных действий. Более того, если Вашингтон начнет действовать масштабно, то механизм «Женева-2» может дрейфовать в сторону изменения повестки дня, в которую могут быть включены и другие проблемы Ближнего Востока. Предпосылка к этому кроется в том, что до сих пор не существует легитимной структуры сирийской оппозиции и Дамаск, как и «группа действий» не знают с кем именно вести переговоры. По словам главы МИД России Сергея Лаврова, «очевидно, что организацию конференции невозможно делать без представителей оппозиции, но вопрос в том — какой оппозиции».
Неслучайно ряд наблюдателей видит в этой конференции способ не только выиграть время, но и перевести дипломатию в иное качество. То есть, искать реальные политические решения в масштабах всего региона , чтобы через общее придти к частному- распутать «сирийский узел». Поэтому предложенная Джоном Керри и Сергеем Лавровым международная конференция - это больше, чем возможность установления мира в Сирии. Это - попытка крупных держав определять ход событий в регионе, без оглядки на геополитические амбиции региональных стран. В этой связи теракт в турецкой провинции Хатай, который назван одной из крупнейших террористических атак в истории Турции, воспринимается как предтеча новых потрясений, прежде всего, для Турции. Ситуация складывается таким образом, что сценарий свержения режима Башара Асада дает сбои. Наступление вооружённой оппозиции выдыхается, на передний план всё выходят террористические группы. Стрелка весов склоняться в пользу правительства. Так что Турция, принимая активное участие в сирийском кризисе, будет вынуждена принять или не принять возможные условия «Женевы-2», чтобы избежать в дальнейшем новых потрясений.
Комментарии читателей (0):