Глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров заявил, что его страна готова к «большому мирному соглашению по Нагорному Карабаху».
По его словам, «стороны конфликта уже несколько лет обсуждают вопрос его урегулирования, но переговорный процесс до сих пор не дал результатов - министры встречаются, но нет логического завершения этих переговоров. Есть много вопросов, которые должны быть обсуждены между сторонами конфликта, в том числе возвращение вынужденных переселенцев, вопрос определения статуса и многое другое».
Накануне в Москве состоялась встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова со его армянским коллегой Эдвардом Налбандяном. Лавров заявил, «что Москва не видит подвижек в урегулировании нагорно-карабахского конфликта». Глава МИД Армении согласился с Лавровым, добавив, что «не стал бы говорить, что ситуация находится в тупике, готовится новая встреча министров иностранных дел, а также не исключена встреча и на высшем уровне». Правда, при этом глава МИД Армении уточнил, что «процесс идет, другое дело, что действительно не продвигается, поскольку одна из сторон занимает неконструктивную позицию и практически отвергает все предложения, исходящие от сопредседателей».
Все это – признаки внешней активизации мировой дипломатии на карабахском направлении. Так государственный секретарь США Джон Керри во время выступления в Конгрессе и своих визитов в Турцию обсуждал перспективы урегулирования Карабахского конфликта. Правда, Азербайджан воспринял это как попытку США интегрировать Турцию в Минскую группу ОБСЕ в качестве одного из сопредседателей, хотя такое заключение далеко от истины.
Если Вашингтон и отрабатывает «армянскую карту», то речь идет, прежде всего, о нормализации отношений между Анкарой и Ереваном. В противном случае трудно объяснить то, почему Вашингтон до сих пор не назначил своего постоянного координатора Минской Группы ОБСЕ. По оценке некоторых экспертов, это свидетельствует о том, что урегулирование карабахского конфликта для США не имеет приоритетного значения. Что же касается России, то для нее карабахская проблема приобретает геополитическое измерение, прежде всего, в контексте событий, происходящих на «Большом Ближнем Востоке». Но тут стали выявляться некоторые важные нюансы.
Одно время заметные усилия российской стороны были направлены на то, чтобы добиться от Баку подписания документа о неприменении силы. Теперь Баку заявляет о готовности подписать с Арменией «большое мирное соглашение». Оно, видимо, должно предусматривать юридическое прекращение состояние войны между Баку и Ереваном и вывод армянских войск их захваченных азербайджанских районов.
Интрига в том, что Ереван до сих пор не признал независимость Карабаха и в силу этого не имеет права выступать от имени Степанакерта, поскольку в юридическом смысле слова Карабах остается территорией Азербайджана. В этой связи особое значение приобретает и заявление Мамедъярова о готовности возобновить переговорный процесс по карабахскому урегулированию на основе так называемых обновленных Мадридских принципов. Но если в отношении «большого мирного соглашения» позиция азербайджанской дипломатии выглядит достаточно сильной, то, что касается Мадридских принципов, требует важных уточнений.
Дело в том, как пишет политический обозреватель АзерТАдж Вугар Сеидов, «переговоры по карабахскому урегулированию являются закрытыми, и в мире только единицы посвящены в суть обсуждаемых за закрытыми дверьми деталей». Но если судить по допущенным сторонами некоторым «утечкам» информации, так называемые обновлённые Мадридские принципы («Мадрид-2») предполагают на первом этапе вывод армянских вооруженных сил из семи районов вокруг Нагорного Карабаха. В то же время «Мадрид-2» предусматривает ввод в Карабах международных миротворческих сил. На втором этапе будет рассматриваться вопрос о возвращение в Карабах вынужденных переселенцев. Наконец, на третьем этапе - референдум по определению статуса Карабаха. Собственно говоря, этот тот самый сценарий, который предлагала конфликтующим сторонами Минская группа ОБСЕ на саммите Алиев - Саргсян при посредничестве Дмитрия Медведева в Казани.
Но и тут не все однозначно. Согласно одной из версий, глава МИД России Сергей Лавров предполагал замену международных миротворческих сил на российские - миротворчество (peace-keeping) на миропринуждение (peace-enforcement), что оказалось неприемлемым для Баку. Согласно второй версии , президент Армении Серж Саргсян предлагал определиться по статусу Карабаха до возвращения туда азербайджанских беженцев. Вот почему, когда Баку и Ереван, заявляя с одной стороны о готовности вести на базе обновленных Мадридских принципов переговоры по карабахскому урегулированию одновременно обрушиваясь с обвинениями в адрес друга друга, трудно понять, о чем конкретно дискутируют на сей раз конфликтующие стороны. Как и сложно понять, какой вариант карабахского урегулирования предлагает Москва, когда устами главы МИД Сергея Лаврова заявляет об «отсутствии подвижек в урегулировании конфликта».
Очевидно другое: Азербайджан пытается перехватить у Армении инициативу на карабахском направлении, выводя за дипломатические скобки сценарий военного решения этой проблемы. В свою очередь, это сковывает возможности определенных сил, прежде всего, в Европе предложить для Карабаха нечто подобное Дейтонских соглашений - принуждение к миру но не с точки зрения сохранения территориальной целостности Азербайджана. Наконец, сам факт того, что глава МИД Армении Налбандян предположил вероятность саммита Алиев - Саргсян при участии Минской группы ОБСЕ, но без прямого посредничества лидера одной их стран-сопредседателей, свидетельствует о попытках маневрирования Еревана в сторону поисков выхода из непростой в целом ситуации. Но многое определится к ходе саммита глав МИД Армении и Азербайджане в Кракове. Для Москвы же главное - сохранить полную свободу маневра в отношении конфликтующих сторон. Так, на всякий случай.
Комментарии читателей (2):