Первые официальные сообщения об итогах рабочего визита министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова в Туркмению содержали почти исключительно чувство глубокого удовлетворения, пишет 9 апреля информационное агентство «Фергана».
Лавров отметил "общую удовлетворенность сотрудничеством, в особенности, в экономической сфере", выразил удовлетворение "тем, как развиваются гуманитарные связи, а также сотрудничество на международной арене в рамках региональных организаций" и "констатировал твердую нацеленность туркменского лидера на дальнейшее углубление партнёрства в соответствии с договорённостями, достигнутыми на высшем уровне". При этом поначалу ни слова не говорилось о том, обсуждалась ли проблема российско-туркменских "бипатридов" на встречах с президентом Бердымухамедовым или с туркменским министром иностранных дел. Хотя было известно, что именно проблема жителей Туркмении, обладающих российскими паспортами, должна стать едва ли не главным предметом переговоров.
Лишь на итоговой пресс-конференции Лавров сообщил: "В рамках гуманитарной проблематики мы обсуждали и проблему лиц с двойным гражданством. Мы знаем о тех озабоченностях, которые высказываются, в том числе, в связи с проходящим сейчас обменом загранпаспортов в Туркменистане, который должен завершиться в июле. Президент Туркменистана подтвердил то, что он говорил президенту России в недавнем телефонном разговоре, что он будет гарантировать недопустимость ущемления чьих-либо прав и недискриминацию любого, кто проживает в Туркменистане". По словам министра, президент Бердымухамедов пообещал, что "каждая конкретная проблема каждого конкретного человека будет рассматриваться и решаться таким образом, чтобы люди не чувствовали какого-либо дискомфорта". Что же до туркменских официальных органов, то они о проблеме "бипатридов" и вовсе хранили молчание.
Сделка "газ – люди"
Почти десять лет назад, в июле 2003 года, в помещенной на "Фергане" заметке, посвящённой тогдашнему визиту Путина в Ашхабад и фактическому предательству им российских граждан в Туркмении, я написал: "Циничная ложь, которой высокопоставленные российские чиновники сопровождают издевательства, устроенные Туркменбаши над российскими гражданами в Туркмении, выглядит едва ли не более отвратительной, чем сами эти издевательства". Минуло десятилетие, не стало и самого Туркменбаши, однако поведение российской власти в отношении наших сограждан по существу не изменилось. В общем, ничего удивительного здесь нет, потому что не изменилась природа самой этой власти, вернее, если изменения и происходили, то они лишь делали путинскую Россию все более похожей на тоталитарную Туркмению, которая в современном мире по степени бесчеловечности правящего там режима уступает, наверное, лишь Северной Корее.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как известно, в начале 2003 года Туркмения в одностороннем порядке вышла из подписанного десятилетием ранее российско-туркменского соглашения о двойном гражданстве (Россия имеет такие соглашения только с Арменией и Таджикистаном). Ашхабад мотивировал свой шаг тем, что некоторые лица, якобы замешанные в "покушении" на Туркменбаши 25 ноября 2002 года, воспользовались двойным гражданством, чтобы скрыться или попытаться скрыться в России. На самом деле само присутствие на территории страны категории населения, на законном основании обладающей паспортами другого государства, судя по всему, было сочтено режимом Ниязова опасной вольностью, полностью несовместимой с основами утвердившегося в Туркмении "общественного устройства". Мотивы Ашхабада встретили полное понимание у московских коллег, и в апреле 2003 года Путин и Ниязов подписали Протокол о прекращении действия соглашения о двойном гражданстве. Российский президент при этом произнёс известную фразу "кто хотел, тот уехал", имея в виду, что все, кто хотел репатриироваться из Туркмении на историческую родину, уже сделали это.
Впоследствии Путин от этой фразы то открещивался, то полупризнавал свою ошибку, но, в любом случае, в Москве отрицали какую-либо связь между прекращением действия соглашения о двойном гражданстве и тогдашним контрактом на покупку всего свободного туркменского газа. Тем не менее, в общественном мнении эти два соглашения, подписанные одно за другим, сразу получили название сделки "газ - люди".
Впоследствии, правда, выяснилось, что итоговая закупочная цена кубометра туркменского газа оказалась на 4 доллара выше обещанной, то есть Ниязов Путина просто надул. Таким образом, "газо-дипломатическая" победа Путина оказалась вульгарным "кидаловом". Но было уже поздно – порядка 100 тысяч российских граждан (на консульском учете в посольстве РФ в Ашхабаде сейчас состоит 46 тысяч российских граждан) были выданы Туркменбаши "с головой". И он не преминул этим воспользоваться: проштамповал в своем парламенте ратификацию отмены соглашения и выставил условие гражданам России в Туркменистане - за два месяца определиться с выбором гражданства. В Туркмении тут же были созданы комиссии, члены которых якобы для проверки состояния газовых плит обходили квартиры и выясняли, кто проживает в квартире и кому она принадлежит. Между тем, согласно туркменскому законодательству, иностранцы не имеют права владеть в Туркмении недвижимостью. Так что можно было с полным основанием предполагать, что лиц, пожелавших сохранить гражданство РФ, в полном соответствии с туркменским законом выкинут из домов. В мировых СМИ уже появились многочисленные свидетельства о конфискации жилищ у обладателей двойного гражданства и других притеснениях. Среди "бипатридов" началась паника, зафиксировано даже несколько случаев сжигания портретов Путина перед зданием российского посольства в Ашхабаде.
Хрупкий статус-кво
Российские официальные инстанции до поры до времени отговаривались тем, что от российских граждан в Туркмении никаких жалоб, якобы, не поступало. Выглядело это особенно гнусно, поскольку в Москве не могли не знать о вполне определённых особенностях опять же туркменского законодательства. Например, не могли не знать о постановлении Народного совета Туркмении, принятом в конце 2002 года, согласно которому "изменой Родине", наказываемой вплоть до пожизненного заключения, являются "клевета на государство", "стремление посеять у людей сомнение в проводимой президентом внутренней и внешней политике", а также недонесение о подготовке к этим действиям. Понятно, что при таких законах "жалобщик" и "изменник" - понятия практически тождественные.
Государственная Дума тогда ещё не приобрела функций "взбесившегося принтера" и отказалась ратифицировать путинско-ниязовский Протокол. Российский МИД тоже вынужден был заявить, что в Туркмении "неправильно интерпретировали" Протокол, который не может иметь обратной силы. Следовательно, те, кто уже получил российское гражданство, должны его сохранить. Однако в Ашхабаде, опираясь на тезис Путина "кто хотел, тот уехал", долбили в одну точку: "По взаимному признанию сторон Соглашение от 1993 года выполнило свою историческую миссию". Москве удалось добиться создания некой невнятной комиссии, которая занялась изучением вопроса. Результатом её работы стала принципиальная договорённость, что денонсация соглашения обратной силы иметь не будет и те, кто приобрел российское гражданство до 2003 года, сохранят свой статус.
Тогда в Туркмении зашли с другой стороны. В 2008 году, уже при Бердымухамедове, была принята новая конституция, статья 7 которой совершенно категорично постулирует: "за гражданином Туркменистана не признается гражданство другого государства". "Бипатридам" был установлен пятилетний переходный период, по истечении которого они должны определиться со своим гражданством. Этот срок истекает 10 июля 2013 года – перестанут действовать нынешние туркменские загранпаспорта, а новые лицам с двойным гражданством выдаваться не будут. Поскольку в Туркменистане авиабилеты за границу, в том числе, в Россию, продаются исключительно по загранпаспортам, это означает фактический запрет покидать пределы страны. Понятно, что "бипатридам" поставлен очередной ультиматум, цель которого – полная юридическая ликвидация этой категории населения. Дилемма тяжелая – либо отказаться от российского паспорта и лишиться права на безвизовые поездки в Россию, другие страны СНГ, пусть формальной, но всё-таки защиты России, либо на неопределённый период вообще стать "невыездным" в таком государстве, как Туркмения.
Среди экспертов существует мнение, что стремление Ашхабада разобраться с "бипатридами" было усилено, в частности, российско-грузинской войной 2008 года, которую Москва начала под лозунгом защиты российских граждан, живущих в Абхазии и Южной Осетии. При этом, как известно, рост числа этих российских граждан, живущих на территории суверенной Грузии, стимулировался, прежде всего, самой Москвой, раздававшей паспорта направо и налево. Правда, в Туркмении этнические русские и лица с двойным гражданством всегда были лояльны, аполитичны и не проявляли признаков какой-либо самоорганизации. Тем не менее, отношение к ним как к "пятой колонне", видимо, получило в умах туркменских бюрократов какие-то дополнительные доводы.
В России же после достижения принципиального соглашения по сохранению статус-кво о российско-туркменских "бипатридах" как бы забыли. Несмотря на заявления российского МИДа о том, что Протокол 2003 года не имеет обратной силы, на сайте посольства России в Туркмении не найти даже упоминания о действующем, с точки зрения Москвы, соглашении 1993 года о двойном гражданстве. Зато там присутствует образец заявления с просьбой о выходе из российского гражданства, а в качестве причины такого отказа указано "вступление в гражданство Туркменистана".
Возможен ли "приемлемый компромисс"?
Однако неуклонно приближались, во-первых, намеченный на май этого года визит Путина в Ашхабад, а, во-вторых, - пресловутое 10 июля. И на этот раз Кремлю было трудно сослаться на "отсутствие жалоб" со стороны российских граждан, живущих в Туркмении. Известно, что наиболее смелые из них все-таки отправили такие жалобы в Совет по правам человека при президенте РФ, а также по линии российского МИДа. Результатом стал неожиданный телефонный разговор 11 марта Путина и Бердымухамедова, предпринятый по инициативе российской стороны, во время которого "…при обсуждении гуманитарных вопросов особое внимание было уделено положению лиц с двойным гражданством, проживающих в Туркменистане". Об этом как-то вскользь сообщил лишь сайт "Кремлин.ру", туркменские СМИ, естественно, продолжали хранить полное молчание. Ну, а затем последовали визит Лаврова и его рассказ об обещании Бердымухамедова рассмотреть и решить "каждую конкретную проблему каждого конкретного человека таким образом, чтобы люди не чувствовали какого-либо дискомфорта".
Все это позволило ряду обозревателей сделать следующий вывод: дескать, после того, как "Москва дала понять, что готова отстаивать права соотечественников", "наметился прогресс", и туркменское руководство "проявляет определенную готовность пойти на приемлемый компромисс, чего до звонка Путина не наблюдалось". Ссылаются даже на некие неофициальные заверения МИД Туркмении в том, что "при участии посольства РФ будут созданы специальные механизмы для того, чтобы именно так и обстояло дело". Вроде бы можно порадоваться: такого равнодушия, как в 2003 году, к судьбе российско-туркменских "бипатридов" в Кремле больше нет, отныне он "готов отстаивать права соотечественников" и непременно дожмет Ашхабад. Хотелось бы в это поверить и даже принести извинения за прежние упреки и обвинения. Но что-то не получается.
Насчет "прогресса" из источников МИД РФ пока известно только то, что есть "некоторая ясность лишь в отношении студентов из Туркмении, которые, обладая двойным гражданством, учатся по квотам в российских вузах". Стороны якобы "условились принять меры для того, чтобы паспортная реформа не вынудила их в одночасье отказаться от учебы". В целом же в качестве ориентира Москва видит некое комплексное соглашение о статусе и правах российских граждан, постоянно проживающих в Туркмении, раз уж двойное гражданство запрещено конституцией страны. Однако поступающая из Туркмении информация заставляет весьма скептически оценивать "определенную готовность" Ашхабада "пойти на приемлемый компромисс". Так, по данным "Мемориала", после звонка Путина Бердымухамедову давление на "бипатридов" только усилилось. Сразу же по всем адресам "двойных" граждан пошли обходчики, которые информировали, что пора определяться с гражданством. Из миграционной службы посыпались звонки: "Вы отказались от российского гражданства? Без этого туркменского паспорта не будет!" В тот же день, когда Лавров рассказывал об обещаниях Бердымухамедова, туркменский президент подписал постановление, согласно которому "выданные ранее дипломатические и служебные паспорта, а также паспорта для выезда из Туркменистана и въезда в Туркменистан, сохраняют свою силу до окончания срока". Сообщается, что меры эти приняты "в целях дальнейшего укрепления дружественных отношений Туркмении с зарубежными странами, а также обеспечения граждан Туркмении паспортами, соответствующими общепризнанным нормам международного права". При этом, однако, срок действия старых документов не уточняется. Вполне возможно, что речь идет именно о 10 июля 2013 года, когда старые выездные документы теряют свою силу. Если же речь идёт о фактических сроках окончания действия загранпаспортов, которые сегодня находятся на руках у "бипатридов", то в постановлении ничего не говорится о том, на каких условиях им будут выданы новые загранпаспорта. Можно, конечно, расценить это постановление как признак "прогресса", но в любом случае, действие старых загранпаспортов "до окончания срока" никак не решает вопроса о праве людей сохранить двойное гражданство, полученное на основании международных договорённостей.
Вот и получается, что в "остатке" мы имеем лишь обещание Бермухамедова действовать так, чтобы "люди не почувствовали дискомфорта". Можно лишь согласиться с редакционным комментарием "Ферганы" от 5 апреля: "Никаких заявлений о том, что Москва настаивает на сохранении двойного гражданства и намерена защищать права своих граждан. Никаких слов о том, что Россия готова встретить тех, кто не захочет отказаться от российского гражданства, предоставив им хотя бы временное жилье и работу. Если не искать в словах Лаврова тайный смысл, а пересказать речь дипломата простыми словами, то получится следующее: Москва в курсе проблемы, но передала право решать судьбу своих граждан Ашхабаду, и видимо, не будет вмешиваться. Бердымухамедов, конечно, пообещал "гарантировать недискриминацию" и не допустить ущемления чьих-либо прав, - но почему Москва изо всех сил делает вид, что этого обещания достаточно? Речь ведь идёт о судьбах приблизительно 40 тысяч человек. И что имел в виду президент Туркмении? Он объяснил, как они намерены решать вопрос с бипатридами? Разрешат оставить двойное гражданство или нет? "Чтобы люди не чувствовали дискомфорта" - слишком расплывчатая формулировка. Что она означает?
То, как в Туркмении обстоят дела с обещаниями, с соблюдением прав граждан, с отсутствием дискриминации и проч., известно всем - и в том числе это отлично знает Сергей Лавров. Туркмения - самый одиозный, самый страшный тоталитарный режим на всем постсоветском пространстве. Во всех рейтингах свободы и соблюдения прав человека Туркменистан занимает последние места, вместе с Эритреей и Северной Кореей. Но, похоже, что Москва закроет глаза и отвернется, когда Ашхабад приступит к рассмотрению "конкретных проблем конкретных российских граждан". И будет только стеснительно приговаривать: "Только без дискомфорта! Только, пожалуйста, если можно, - сделайте все быстро. Чтобы они дискомфорта не почувствовали!.."
Родственные души
Впрочем, с известной долей воображения можно предположить, что в Москве считают нынешнюю Туркмению не страной с кровожадным деспотическим режимом, а образцовым демократическим государством. Иначе Россия не голосовала бы неоднократно против проектов резолюций ООН, осуждающих нарушение прав человека в Туркмении. И это на фоне непрекращающихся ритуальных завываний в той же ООН, ПАСЕ, ОБСЕ и т.д. по поводу "дискриминации соотечественников" в странах Балтии, которые едва ли не "фашистскими" обзывают. Но вот реальное, наглое и просто опасное для жизни давление на соотечественников. Вот тут бы громогласно поднять свой голос в защиту. Умеет же, когда ей надо, Москва и надавить (скажем, закрой американскую базу немедленно!), и "дать отпор", не заботясь о тональности, а потому скатываясь в откровенное хамство. А здесь - только невнятное бормотание, циничная ложь типа "отсутствия жалоб" и многозначительное подмигивание: дескать, Восток – дело тонкое, а тема – слишком щекотливая.
Хотя природа подобной "деликатности" совершенно прозрачна – права человека в целом и права зарубежных соотечественников в частности никакой самостоятельной ценностью для Кремля не являются, если здесь вообще можно говорить о наличии у нашей бюрократии такого рода ценностей. Зарубежные соотечественники – лишь одна из карт в политической игре или в той или иной пропагандистской кампании. Отсюда такая разница в реакции на положение русскоязычных в странах Балтии и в той же Туркмении. Положение-то совершенно несопоставимое (по-моему, не надо объяснять, что эстонским русским и не снились проблемы русских туркменских), а реакция – полярно неадекватная. Но это неважно, важен политический, а в случае с Туркменией – ещё и экономический контекст. А на самих соотечественников Кремлю, по большому счёту, просто плевать. К ним в принципе такое же отношение, как к населению собственно России – как к ресурсу, причём не очень ценному, который "тратить" не жалко. Российская бюрократия издревле так относилась к подведомственному населению, впрочем, как и центральноазиатские властители. Так что здесь широчайшая область для взаимопонимания "родственных душ". И, соответственно, для торга. Есть мнение, что отсутствие договоренности по "бипатридам" может сорвать грядущий визит Путина в Ашхабад. По-моему, вероятность такого срыва невелика. Ведь на "ресурсной" основе достичь "приемлемого компромисса" гораздо легче, чем обеспечить подлинную защиту прав российских граждан в Туркмении.
Только вот может возникнуть одно неудобство - если такой защиты не будет, Кремлю, вероятно, придется единовременно рассмотреть несколько десятков тысяч заявлений о выходе из российского гражданства, причем каждый такой случай, согласно законодательству, требует президентского указа. Это стало бы беспрецедентным явлением в мировой практике и серьезным ударом по внешнеполитическому престижу России. Ну, действительно, неудобно как-то - от самого Саакашвили наших сограждан защитили, а от Гурбангулы Бердымухамедова – не потянули.
Михаил Калишевский, Международное агентство «Фергана»
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Комментарии читателей (0):