Израиль объявил о начале добычи газа из расположенного в Средиземном море месторождения «Тамар».
Оно расположено на глубине более 4 км в 90 км к западу от Хайфы. Сразу отметим особенности принципиального свойства. Первое: «Тамар» расположено исключительно в эксклюзивных экономических водах Израиля в Средиземном море. Второе: выявленные запасы этого месторождения составляют 300 млрд. кубометров природного газа, что обеспечивает этой стране энергетическую независимость. Третье: Израиль сразу предложил Турции построить газопровод через ее территорию для экспорта своего газа на мировые рынки. При этом министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз заявил, что реализация энергетических проектов между Турцией и Израилем имеет взаимовыгодный характер, но это станет возможным только после завершения процесса нормализации отношений между двумя странами.
Но после того, как премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху 22 марта в телефонном разговоре с турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом принес извинения за инцидент в мае 2010 года с флотилией «Mavi Marmara», и выразил согласие выплатить компенсацию семьям погибших, то препятствий для восстановления прежнего военно-политического альянса между двумя странами и осуществления проекта по транспортировке израильского газа через территорию Турции не существует. Это с удовлетворением констатирует Запад. Так побывавшая на днях с визитом в Турции верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заявила, что «рада видеть, что отношения между Турцией и Израилем нормализуются», и что «перемены к лучшему важны не только для двусторонних связей, но и для нормализации на палестино- израильском направлении».
Таким образом, начавшийся с середины 2000-х годов с кризиса во взаимоотношениях между Израилем и Турцией - двумя военно-политическими партнерами, определявшими во многом ход событий на Ближнем Востоке - процесс завершается в 2013 году признаками нормализации между ними отношений. Для Израиля – это достижение. По словам аналитика Аврума Бурга, «это ликвидирует нежелательное препятствие в долгосрочной стратегии еврейского государства в отношении других основных неарабских сил в регионе. Он напоминает, что стратегия Израиля всегда состояла в том, чтобы иметь хорошие отношения с одним из неарабских государств региона. До 1977 года это был Иран и начиная с 1977 года - Турция. В то же время Аврум Бург подчеркивает, что нормализация отношений между двумя странами, как и предложение Израиля провести через территорию Турции газопровод «произошли в нужное время».
До недавнего времени еврейское государство закупало газ у Египта. Но после свержения режима Хосни Мубарака начались перебои в поставках, а потом Каир разорвал контракт с израильтянами. Следовательно, для Анкары альянс с Тель-Авивом означает выход на напряженные отношения с Каиром, который, в свою очередь, выступая в роли посредника между Израилем и движением ХАМАС, которое контролирует сектором Газа, будет пытаться свести на «нет» все попытки Турции интегрироваться в процесс ближневосточного урегулирования. Это- первый риск для турецкой дипломатии.
Суть второго выявляется на иранском направлении. Анкара на протяжении долгого времени не шла на пересмотр своих отношений с Тегераном, время от времени проявляя активность по проблеме ядерного досье Тегерана. Половинчатость и противоречивость ее действий , отсутствие навыков квалифицированной работы на длительном «дипломатическом расстоянии», стремление «выиграть» только на короткой дистанции, привели - в конечном счете- к тому, что и на этом направлении Турция оказалась «вне игры». Реакция официального Тегерана на нормализацию турецко-израильских отношений была крайне негативной. Заместитель начальника штаба иранских вооруженных сил ополчения «Басидж» и ответственный за вопросы культуры минобороны Ирана бригадный генерал Масуд Джазаери квалифицировал извинения Израиля в адрес Анкары как «новый гамбит США, Израиля и Турции, чтобы сорвать антиизраильское движение сопротивления в регионе». Что касается Сирии, то и тут Турцию, активно вовлекая в кризис, лишили роли регионального медиатора. Сначала Турция выступала в роли посредника в отношениях Сирии с Израилем, а затем в ходе событий « арабской весны» ее вообще « развели» с Сирией.
С 2010 года Анкара открыто заявляла о поддержке Израилем курдских сепаратистов на севере Ирака. Сейчас так называемый «курдский проект», но уже с охватом территории самой Турции, Ирака и Сирии, вступает в фазу первых шагов практической реализации. В то же время Израиль заключил соглашения в военно-политической сфере с Грецией, наладил особые с Республикой Кипр, стал вовлекаться в проблематику разграничения газового шельфа в Восточном Средиземноморье.
Теперь начинается осуществляться еще сценарий : «завязать» Турцию на масштабный проект, который бы не только укрепил связи между Израилем и Турцией, но и ликвидировал ее ресурс для маневра в масштабах всего «Большого Ближнего Востока». Это означает, как пишет бакинский политолог Рауф Миркадыров в газете «Зеркало», «антизападная концепция во внешней политике Турции потерпела полное фиаско».
Отметим еще некоторые важные нюансы. Так в Баку «местные патриоты» полагают, что израильско-турецкое взаимодействия в Закавказье с подключением Азербайджана поможет быстрее решить проблему Карабаха. Потому, что как считает американская газета The Washington Times, в этом должны быть заинтересованы США , и потому, что «через Азербайджан проходят важные энергоартерии из Каспия до Европы». Но так ли заинтересованы США и Израиль в решении карабахской проблемы в пользу Азербайджана?
Сейчас завершилось юридическое оформление проекта Трансанатолийского газопровода (TANAP). На лето нынешнего года намечено утверждение экспортного маршрута магистрального газопровода Nabucco. В повестку дня ставится вопрос не только поставок азербайджанского газа в Европу, но и поставок туда каспийского газа с другого берега Каспия. Баку уже предложил Тел- Авиву подключить свой газ к трубопроводу TANAP в Турции, который при строительстве может проектироваться как геостратегический энергетический проект. Но тогда Турция превращается в важнейший транзитный центр энергоресурсов на Ближнем Востоке. Это может стать для нее «козырем» не только на переговорах по вступлению в ЕС, но и создает возможность разыгрывать израильскую «карту», имея в тылу «альтернативный газ» из района Каспия.
Турецкие проекты, рассчитанные на реэкспорт газа из региона Каспия, могут лишить экономической целесообразности экспорт израильского газа в Европу. Об этом уже предупредил заместитель министра иностранных дел Израиля Зеэв Элькин. По его словам, ухудшение отношений Израиля с Турцией было вызвано не столько инцидентом с «Mavi Marmara», сколько «геополитическими амбициями премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана». При этом можно смело предполагать, что Анкара будет торпедировать уже заключенные межгосударственные соглашения о морских границах в Восточном Средиземноморье, в том числе между Кипром и Израилем. Не подписав из-за споров с Грецией вокруг островов Эгейского моря конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, Анкара будет также препятствовать проведению разграничению на средиземноморском шельфе. С другой стороны, энергетическая независимость Израиля может привести к смене его политики в отношении арабского мира. Она может стать аргументом в руках правых политиков, считающих, что отныне «никакой мир с соседями нам вовсе не нужен».
Если события пойдут по такому сценарию, то ожидать урегулирования палестинский проблемы не приходится. Наличие спорных месторождений в Восточном Средиземноморье чревато военными конфликтами с Ливаном и даже с Турцией. А в Закавказье нельзя исключать вероятности перехода карабахского конфликта в фазу вооруженного противостояния. Так что на «Большом Ближнем Востоке» стали выстраиваться острые сюжеты предстоящей «большой игры».
Комментарии читателей (3):
И в одну корзину вкладываются и Египет с Ираном, и курдская проблема, и даже карабахская проблема. И все это обязательно, по Тарасову, должно закончиться "острыми сюжетами "большой игры". Чем и кого он стращает?
Г-ну Тарасову как российскому публицисту и эксперту, "питающему" большую любовь к Армении и очевидную, скажем так, неприязнь к Турции, Азербайджану и даже к Израилю (что очень уж странно), приличествовало бы больше рассуждать здесь о роли "Газпрома" в газовой стратегии Израиля, Турции и постсоветских прикаспийских стран. Интересно, все-таки, для кого же тащит жареные каштаны из огня г-н Тарасов?
С одной стороны, сулит Израилю немалые экономические выгоды. С другой - это новый очаг напряженности, которая легко может вылиться в полномасштабный конфликт.
При отсутствии доверия, при отсутствия согласованных границ на шельфе - куда все это может привести, догадаться нетрудно.
Никакая военная флотилия(планируемая Израилем) не способна спасти вышки и платформы от ракетных ударов.
Наконец, при проведении бурения скважин на такой глубине никто не застрахован от непредвиденных катастроф, - а это совсем недалеко от берегов...
Насчет того, что "так было и так будет" - сомнительно. История этого не подтверждает. И Турция, и Израиль видят себя "гегемонами" в регионе.Те и другие тянут одеяло США на себя. Смогут ужиться, образно говоря, два медведя в одной берлоге? - большой вопрос.