На днях Европейская комиссия опубликовала ежегодный доклад о «Прогрессе, проделанном Азербайджаном в рамках политики Европейского соседства в 2012 году». В нем отмечается, что Азербайджану «необходимо продолжать совершать усилия с тем, чтобы отвечать своим обязательствам в вопросах демократии, включая избирательный процесс, защиты прав человека, фундаментальных свобод и независимости юридической системы». При этом ЕС рекомендовал Азербайджану осуществить следующие мероприятия:
- активизировать усилия, равно как и Армении, по достижению соглашения на основе Мадридских принципов в рамках Минской группы ОБСЕ, обеспечить доступ спецпредставителю ЕС в Нагорный Карабах и окружающие территории, способствовать созданию среды для совершения прогресса в разрешении конфликта и поддержке миротворческих усилий;
- принять закон о диффамации в стране;
- привести избирательное законодательство в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ;
- продолжать предпринимать шаги по приведению законодательства в сфере свободы собраний и свободы СМИ под международные стандарты и обеспечить их исполнение;
- улучшить усилия по расследованию дел о нападении на журналистов и активистов;
- усилить шаги по укреплению независимости юридической системы.
В этом перечне требований любопытна их последовательность: достижение соглашения по Карабаху с выходом на процесс демократизации Азербайджана. Как видим, Баку не удалось блокировать прохождение доклада Европейская комиссия. Накануне глава азербайджанской делегации в Парламентской ассамблее Евронест Эльхан Сулейманов распространил заявление в связи с состоявшимися в Армении президентскими выборами. В частности, в этом документе отмечается, что «своей оценкой этих выборов и их результатов сквозь призму принципов демократии, прав человека и верховенства закона международная общественность поставила под сомнение такие фундаментальные нормы, как уважение к демократическим ценностям, правам человека, верховенству закона, закрепленные в международных документах». Более того, представитель Азербайджана потребовал от международной общественности и официальных миссий по наблюдению за выборами «признать президентские выборы в Армении, избрание Сержа Саргсяна президентом нелегитимными». Вслед за этим Азербайджан сообщил, что еще 6 марта направил действующему председателю ОБСЕ письмо с запросом об изменении статуса его бакинского офиса до уровня координатора проектов. В то же время официальный представитель МИД Азербайджана Эльман Абдуллаев, заявил, что «азербайджанская сторона не стремится приостановить или заморозить свои отношения с ОБСЕ», просто «у нас есть определенные вопросы касательно деятельности ОБСЕ». Какие именно?
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 01.02.13 Русский вопрос Азербайджана / Эльнур Меликов
- 24.12.12 Азербайджан – империя или псевдоимперия? / Фахраддин Абосзода, Рустам Искандари
- 25.06.12 ИГСО: Иран может использовать конфликт с Азербайджаном для давления на Евросоюз
- 07.04.10 Скоро Запад освободит азербайджанские территории: Азербайджан в зеркале СМИ
Увы, Абдуллаев не уточнил, что дало возможность многим политологам высказывать свои версии. Они считают, что противостояние Баку с ОБСЕ имеет многоплановый характер. Офис ОБСЕ в Баку традиционно готовит ежемесячные доклады о ситуации в Азербайджане в различных сферах жизни страны и, в частности, в сфере продвижения демократии. Согласно некоторым данным, правительство требует у ОБСЕ согласовывать все осуществляемые проекты с Министерством иностранных дел Азербайджана. Руководство Азербайджана считает их необъективными, и стремится сосредоточить работу ОБСЕ больше на вопросе урегулирования армяно-азербайджанского конфликта, а не выступать в роли третейского судьи вопросах, связанных с политикой, правами человека, демократическими ценностями.
Но интрига в том, что Европа стала напрямую связывать укрепление демократии в Азербайджане с возможностями карабахского урегулирования. Так профессор университета Сорбонны, вице-президент Парижской академии геополитики Жерар-Франсуа Дюмон в специальной статье, опубликованной в журнале «Géostratégiques», считает «невозможным включение Нагорного Карабаха в состав Азербайджана – государства с диктаторским режимом». В этой связи он задается вопросом, каким образом международные посредники способны найти сбалансированное решение между двумя странами, одна из которых якобы «обладает сильной идентичностью и строит демократию, а в другой ограничиваются гражданские свободы». В то же время министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян в Ереване провел встречу с группой докладчиков по вопросам демократии Комитета министров Совета Европы (КМСЕ), в которые входят послы Польши, Франции, Германии, Швейцарии и Ирландии. На встрече был обсужден и вопрос о председательстве Армении в КМСЕ, которое начнется в мае нынешнего года. Армения уже подготовила свой план « демократических действий».
Вообще выход ОБСЕ на проблемы демократии в Азербайджане сужает возможность для маневра Минской группы ОБСЕ в процессе карабахского урегулирования. В Ереване уже побывали сопредседатели Минской группы ОБСЕ. По оценкам армянских политологов, этот визит « не привел к сколько-нибудь значимым результатам». Вряд ли стоит ожидать сюрпризов и от посещения посредников Баку в начале апреля. Поэтому складывается устойчивое ощущение, что Минская группа ОБСЕ сейчас действует только в режиме сохранения перемирия на линии фронта. Но по мере приближения сроков президентских выборов в Азербайджане события в регионе могут развиваться по пессимистическому сценарию. Во всяком случае, известный германский эксперт Александр Рар уже выступил с предупреждением, что армяно-азербайджанские переговоры могут быть «заморожены под любым предлогом».
Комментарии читателей (0):