Назначение Набиуллиной председателем Центробанка России в выстроенной Владимиром Путиным системе властных координат выглядит вполне естественным. Во-первых, были отрезаны крайности – Кудрин и Глазьев.
Во-вторых, действительно, у того же Глазьева есть свой очень важный участок работы. Тем более, мне кажется, что излишний пиар кандидатуры Глазьева был санкционирован из Кремля с целью позлить и снять реакцию либералов. Позлили и подтрунили, и кандидатура Набиуллиной на этом фоне, что называется, вообще прошла «на ура».
В-третьих, Набиуллина – чиновник, который однозначно и уже давно воспринимается как путинская креатура. Соответственно, несмотря на семейные узы, будет проводить не ту политику, которую ей будут заказывать через мужа либералы чубайсовско-ясинского розлива, а ту, которую будет заказывать лично Путин.
О том, что эта политика может иметь очень мало общего с либерализмом того же Игнатьева, говорит позиция председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая вчера предложила пересмотреть полномочия Центробанка РФ и законодательно закрепить усиление его ответственности за обеспечение экономического роста. Т.е. чрезвычайно важный для российской экономики вопрос с кадровой и законодательной точки зрения решается. Вносится данное предложение, палаты одобряют, президент подписывает, председатель Центробанка принимает к исполнению, либералам – всем спасибо, все свободны.
В-четвертых, Путину на этом месте действительно нужен не супер-пупер-профессионал, а именно свой человек, которому можно доверять. С этим спорить вообще бессмысленно, особенно с учетом нарастающего напряжения между Кремлем и Белым домом. Деятельность главы Центробанка прозрачна, есть масса сдержек и противовесов, чтобы снизить субъективный фактор до ноля, но думаю, что в случае с Набиуллиной этого всего и не потребуется.
В-пятых, конечно, есть некоторые эмоции относительно того, что кандидат от «патриотической оппозиции» не прошел, но это все только эмоции. Потому что дело не в назначении конкретного человека на Центробанк, а, с одной стороны, в законодательном закреплении за Банком России ответственности за обеспечение экономического роста, а, с другой, в формировании самостоятельной финансовой политики, что подразумевает отказ от привязки к доллару. С этой задачей справится и Набиуллина. То, что фирменный стиль Путина строится не вокруг назначения той или иной личности, а в выстраивании системы отношений, с этим никто спорить не будет.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
В подтверждение этих позиций, чтобы они не были голословными, могу сослаться на историю 2011 года, когда Набиуллина, будучи главой Минэкономразвития, представила Путину две макроэкономические модели развития России до 2030 года: одну с опорой на инновационное развитие, вторую – с опорой на энергосырьевую.
Первый сценарий предполагал, что роста ВВП составит 4-4,2% ежегодно, реальные доходы населения вырастут в 2,3 раза, инвестиции в основной капитал - в 3,9 раза. При реализации энергосырьевого сценария среднегодовые темпы роста ВВП должны были составить только 2,9% (что сейчас и происходит), реальные доходы населения увеличиться в 1,8 раза, а инвестиции - в 2,2 раза. При этом, естественно, сама Набиуллина выступила за первый сценарий, а вот второй сценарий – энергосырьевой - поддерживал как раз Кудрин.
Данной точки зрения придерживаются и другие эксперты. Так, Владимир Тихомиров и Владимир Савов (ФК "Открытие") считают, что «во время своей службы в министерстве Набиуллина была активным сторонником мягкой монетарной политики и большего участия государства в экономике, как механизма стимулирования роста. Ее главным оппонентами были бывший министр финансов Алексей Кудрин, поддержавший ее кандидатуру, и уходящий глава ЦБ Сергей Игнатьев. В долгосрочной перспективе будет осуществляться более мягкая денежная политика, от которой выиграют циклические сектора вроде банков, внутренних производителей и ритейла, а также экспортеры».
Т.е. и факты, и мнения экспертов доказывают, что Набиуллина хорошо понимает приоритет роста экономики перед стерилизацией денежной массы для достижения некий высосанных из пальца критериев международных финансовых организаций для недопущения роста экономических конкурентов западным странам. Этой работой она занималась в меру сил и возможностей на предыдущих должностях в госаппарате. Сейчас ей предоставляется шанс на более серьезном уровне продемонстрировать свой интеллектуальный потенциал и готовность обеспечить высокий рост ВВП, активную поддержку национальной промышленности со стороны банковской сферы, полное использование той денежной массы (более 8 трлн. рублей), которая лежит без дела на счетах в Центральном Банке России и в коммерческих банках, в то время как российская промышленность задыхается без дешевых и длинных денег.
Главный же нюанс этого назначения, на мой взгляд, заключается в тактике Путина, которую можно было бы назвать «два шага вперед, один назад». Что имеется в виду.
Главным адресатом назначения Набиуллиной является не общественность и кланы внутри страны, а внешние игроки, те, кого в России принято называть мировым финансовым интернационалом. Именно им послан этот знак. Они сейчас явно встревожены просыпающейся мощью России и последними тенденциями общественной жизни – закон Димы Яковлева, отказ в посещении страны «видным американским политическим деятелям периода холодной войны», погром проворовавшегося коррумпированного ядра либерального клана, не говоря уже о просыпающемся ВПК и армии России и т.д. и т.п. Всего уже и не перечислишь. Кстати – что-то я давно не слышал громких заявлений Макфола. Совсем затих, бедолага...
Т.е. шагов в этом правильном направлении сделано немало. Люди напряглись. Так вот, для того чтобы снять это ненужное напряжение, которое может привести к неправильным для них кадровым и иным решениям, сделан один, только один шаг якобы назад. «Не Глазьев, успокойтесь, все у Вас под контролем» - говорит им Путин. И они вынуждены соглашаться. На этом фоне как-то микшируются те шаги, которые были сделаны ранее – «типа, ничего страшного, главное Центробанк наш». Уже хорошо. Уже и Центробанка достаточно. Еще несколько раз провернуть такую комбинацию, и уже наличия на свободе Чубайса или не полной, а частичной отмены итогов ваучерной приватизации или залоговых аукционов тоже будет, как говорится, уже «за счастье».
Мне кажется, что приблизительно такая логика действий - два шага вперед, один назад - сквозит в действиях Путина. Может быть, получается не так быстро, как многим из нас бы хотелось, но, видимо, быстрее и надежнее не получается.
Комментарии читателей (0):