Представляя в середине февраля «обновлённую» Концепцию внешней политики Российской Федерации, президент Путин в первых же строках своего выступления подчеркнул, что ее основные принципы остаются неизменными.
Это сразу снизило желание тратить время на знакомство с данным документом. Способность сотрудников МИДа России правильно выписать в бумагах подобного рода то, что наша страна должна делать для защиты ее внешнеполитических интересов на конкретных географических и проблемно-тематических направлениях, у меня никогда не вызывала сомнения. Тот, кто возьмет на себя труд познакомиться с Концепцией, увидит, что за редким исключением это так.
Загвоздка, однако, в том, что в определенных ситуациях эти правильные слова где-то растворяются, а конкретные действия руководства России в международных делах вызывают, как минимум, непонимание и стыд. Так было и остается в случае с Прибалтикой, где мы не можем остановить надругательство над нашей исторической памятью, ликвидировать военно-политические и экономические угрозы и добиться реального решения многочисленных проблем соотечественников. Так было в случае с Ливией, где мы лишились дружественного режима и одной из опор, препятствовавших скатыванию североафриканского и ближневосточного регионов в хаос. Так остается в случае с Украиной и, к сожалению, не только с ней. Значит, проблема не в том, как внешнеполитические подходы и установки прописаны на бумаге, а в том, на основе каких принципов действуют те, кто принимает решения в конкретных случаях, какова их шкала ценностей. Ну и, конечно, дело в мировоззренческих установках самих работников внешнеполитической сферы.
На заседании Совета Безопасности 15 февраля с. г., где шел разговор о Концепции, было сказано и о принципах. Сказанное не обнадежило: прагматизм в перечне этих принципов опережает «нацеленность» на отстаивание национальных интересов, причем оговорено, что нацеливаться на отстаивание мы будем «безусловно, без всякой конфронтации».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Далее, однако, среди перечня причин, по которым, со слов президента, это обновление было признано необходимым, глаз зацепился за тезис о повышении значимости «культурно-цивилизационного измерения конкуренции в мире» и о важности использования во внешнеполитической работе «мягкой силы». Захотелось понять: является ли констатация готовности реагировать на цивилизационный вызов прикрытием намерения оставаться в рамках либерально-западнических политических и мировоззренческих установок или, наоборот, «политкорректная» внешнеполитическая риторика служит дымовой завесой для начавшегося возвращения России к действительной самостоятельности во взгляде на мир и в практических международных делах.
Что превалирует в изложенном в Концепции видении современной внешней политики России и в какой степени, внимательный читатель понимает уже по первому разделу, где сформулированы ее основные цели. Сформулированы, надо сказать, довольно непрофессионально для документа такого рода: авторы смешали в одну кучу и цели действительно принципиального значения, и задачи на пути к их достижению, и способы (методы, инструменты) действий в решении этих задач.
Обеспечение безопасности страны, упрочение ее суверенитета, территориальной целостности и должных позиций в мировом сообществе, создание благоприятных внешних условий для ее развития, укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности, утверждение справедливой международной системы, - все это очевидные для внешней политики нашей страны цели, и правомерность их присутствия на приоритетных позициях в изложенном в Концепции перечне сомнений не вызывает.
Далее, однако, начинаются вопросы. Да, для обеспечения безопасности России и достойных позиций нашей страны в мире желательными факторами являются верховенство международного права и наличие равноправных и партнерских отношений между государствами, добрососедство с сопредельными странами. Но если перечисленное в той или иной мере отсутствует, а это сегодня вынуждены констатировать даже самые благодушные из внешнеполитических экспертов и проявляющих себя на внешнеполитической ниве политиков, то заявленная цель – безопасность страны - должна быть достигнута другими средствами, диктуемыми реальными обстоятельствами.
Не может являться целью и само по себе формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами – хотя бы в силу того, что сами эти государства могут не желать быть нам добрыми соседями. Некоторые из них, кстати говоря, и сегодня если не заявляют такую свою позицию, то осуществляют ее на практике. И реагировать на это надо не констатацией своей нацеленности на добрососедство, а конкретными мерами, способными отбить желание причинять вред нашей стране. То же самое касается и содействия устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах: это лишь способ обеспечения безопасности, но никак не цель политики в принципе.
В качестве цели в Концепции декларируется развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами. Опять, это либо благое пожелание, либо один из способов обеспечения безопасности, прочных позиций на мировой арене, благоприятных условий для существования. Нужно ли нам, скажем, равноправное партнерство с таким объединением, как ГУАМ? Или с таким государством, как Косово? Ведь есть такое государство, пусть и не признанное нами, и другие подобные появятся! Реальная жизнь говорит о том, что не все государства достойны признания в качестве равноправного партнера. Не стоит также стратегически ангажироваться всегда и со всеми проявлять в отношениях, как того требует Концепция, прагматизм, транспарентность, предсказуемость и неконфронтационность. Тем более в отстаивании национальных приоритетов. Для этого более подходит такое качество, как принципиальность.
Далее в этом разделе Концепции мы вновь встречаемся с тем, что явно относится не к целям внешней политики, а лишь к способам их достижения, инструментам, используемым для этого. Я имею в виду «развертывание недискриминационного международного сотрудничества», «содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов и участие в них», «недопущение дискриминации российских товаров, услуг и инвестиций, использование для этого возможностей международных и региональных экономических и финансовых организаций», «отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека». При всем уважении, не тянут на уровень целей и такие важные направления внешнеполитической работы, как распространение и укрепление позиций русского языка в мире, «популяризация» культурных достижений народов России, консолидация русской диаспоры за рубежом. Все это - инструменты достижения одной принципиальной цели: обеспечения достойного положения России в современном мире как самостоятельного культурно-исторического типа (цивилизации).
С другой стороны, именно как дело особой важности, требующее подключения всех необходимых рычагов – политических, экономических и, если потребуется, военных, должна рассматриваться заявленная в перечне целей защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом. К сожалению, в рассматриваемом документе она стоит по очередности на несколько ступеней ниже такой банальной задачи, как «дипломатическое сопровождение интересов отечественных экономических операторов».
Для ответа на поставленный в начале статьи вопрос отдельного рассмотрения заслуживает тема диалога и партнерства между цивилизациями. В Концепции 2013 года она развита несколько более детально, чем в аналогичном документе пятилетней давности. Нельзя, однако, признать предложенные решения и формулировки удачными. Межцивилизационный диалог и сотрудничество – дело важное, не спорю, но включение их в перечень внешнеполитических целей отвлекает внимание от главного: необходимости обеспечить безопасность и благополучие народа и страны, их культурно-историческую самобытность. Если диалог используется для предотвращения столкновения цивилизаций – это нормально, но главное, что предотвращает втягивание той или иной цивилизации в межцивилизационный конфликт или, во всяком случае, гарантирует, что этот конфликт не будет для нее смертельным, – не диалог, а ее собственная сила и прочность. Соответственно, если космополитично настроенные радетели за такой диалог используют его для разрушения нашей культурно-исторической самобытности, как это делается в последние десятилетия, – это плохо.
Вообще, надо сказать, что понимание того, о чем еще в XIX веке писали Н.Я. Данилевский в книге «Россия и Европа», а Н.Н. Страхов в «Борьбе с Западом» и что полностью сохраняет свою актуальность сегодня, у авторов Концепции если и присутствует, то очень слабо. В документе, например, отмечается возрастание значения фактора цивилизационной самобытности в современном мире (авторы зачем-то называют ее на английский манер «идентичностью», хотя первым значением этого слова в русском языке является вовсе не самобытность, а тождественность, одинаковость). Это так, но если авторы действительно так считают, то, видимо, в число приоритетных целей внешней политики российского государства должна быть включена защита культурно-исторической самобытности России. В документе, однако, мы читаем, что внешняя политика призвана создавать благоприятные внешние условия для чего угодно, включая технологическую модернизацию, инновационный путь развития и укрепление правового государства, но не для сохранения русской культуры, культур других народов России, их исконной веры, их традиций и Традиции с большой буквы. Судя по всему, разработчиков документа это волнует мало. Напрасно. Ведь стоит с этой позиции немного вдуматься в то, что написано, и ясной как день становится нелепость огульного призыва к «укреплению согласия и взаимообогащения различных культур и религий». Никогда в истории такое «согласие и взаимообогащение» не было и не будет абсолютным благом. Русская культура никогда не будет стремиться к согласию и взаимообогащению с панк-культурой или «культурой эмо». Диалог православия и ислама способствует их взаимообогащению, и в миру православные и мусульмане должны жить в согласии, но с вероисповедной точки зрения пределы согласия между ними очевидны, и разговоры о его «укреплении» звучат, как минимум, формально. И уж совершенно точно ни православие, ни ислам не будут стремиться к согласию с какими-нибудь анимистскими культами или человеконенавистническими религиозными сектами, число которых под разговоры о свободе совести в современном мире множится. Уверен также, что у любого человека русской культуры, пусть даже и не фиксирующего свою религиозную принадлежность, все больше вопросов вызывает сегодня целесообразность установки на «создание единого гуманитарного пространства от Атлантики до Тихого океана».
С кем его строить – с содомитами, которые все более укрепляют свои позиции в Западной Европе?
Авторы Концепции, наверное, неудачно пошутили, заявив, что «глобальная конкуренция впервые в новейшей истории приобретает цивилизационное измерение». Гитлеровская Германия завоевывала нашу страну и уничтожала наш народ именно в рамках установки на победу «высшей цивилизации» над «низшей». Когда России предложили в конце XX века «вернуться в цивилизованный мир», это было нечто из той же оперы, хотя и не так варварски сформулированное и осуществленное. Надо обладать каким-то окаменелым бесчувствием, чтобы этого не то чтобы не понимать разумом, а не ощущать своим национальным нутром. Но что об этом говорить, когда авторы Концепции, констатируя, с одной стороны, «культурно-цивилизационное многообразие современного мира» и «стремление народов вернуться к своим цивилизационным корням», с другой, заявляют: «Глобальная конкуренция… выражается в соперничестве различных ценностных ориентиров и моделей развития в рамках универсальных принципов демократии и рыночной экономики» (выделено мною). В чем смысл заявлять, что «попытки навязывания другим собственной шкалы ценностей чреваты усилением ксенофобии, нетерпимости и конфликтности в международных делах», говорить о сокращающихся возможностях исторического Запада доминировать и отмечать смещение мирового потенциала силы и развития на Восток, если ты одновременно фактически утверждаешь западоцентричную модель будущего нашей планеты? Получается, что значение «мягкой силы» и информационного воздействия для достижения политических целей в современном мире МИД и руководство нашей страны осознали, но от результатов такой идеологической обработки в последние 20-25 лет избавиться пока не в состоянии.
Кстати, к вопросу о присутствии идеологии (что такое «ценностные ориентиры», как не идеология?) в мировой политике. В Концепции говорится о некой «обозначающейся тенденции реидеологизации международных отношений», которая «негативно влияет на перспективы укрепления глобальной стабильности». Неужели в МИДе России, других ведомствах, задействованных в осуществлении внешней политики нашей страны, есть люди, которые считают, что в некий предыдущий период (10? 20? 25 лет?) идеологии в мировой политике не было? Все крупные страны всегда руководствовались, руководствуются и будут руководствоваться в международной деятельности своей системой ценностей – политических, моральных, культурных. Те, кто сильнее, будут стремиться навязывать эту систему другим, а то и всему миру. Те, кто слабее – пытаться сохранять свою систему ценностей. Даже такие очевидные сателлиты США, как прибалтийские страны, выступая в мировых делах полностью в фарватере США, сохраняют и реализуют в своей внешней политике те или иные собственные идеологические установки. Даже наша страна, даже в ельцинский период так или иначе это делала в силу положительного исторического заряда предыдущих форм русской цивилизации. Сам же по себе тезис о деидеологизации, нашедший свое отражение и в современной конституции России, сыграл деструктивную роль в способности нашей страны занимать самостоятельную позицию по вопросам, от которых зависит ее безопасность в самых разных областях – культурной, информационной, политической, экономической, военной. Сегодня такую же роль может сыграть тезис о вреде «реидеологизации». Задача не в том, чтобы настаивать на возврате к химере деидеологизации, а в том, чтобы быть готовым вести идеологическую борьбу за национальные интересы России. Для этого, естественно, надо обладать своей суверенной системой духовных, культурных, политических и нравственных ценностей, опираясь на которую только и можно нести «возросшую ответственность за формирование международной повестки дня и основ международной системы».
Тезис о вреде «реидеологизации» наводит вот еще на какую мысль. Если в российской внешней политике нет никакой идеологии, то зачем в сугубо профессиональном внешнеполитическом документе присутствуют многократные идеологические заклинания об «универсальности принципов демократии и рыночной экономики», о «единстве правового и гуманитарного пространства европейского континента», о приверженности обеспечению прав и свобод человека, о том, что внешняя политика России призвана «создавать благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики»?
Напомню в этой связи некоторые цифры. Сегодня важными для страны в целом считают демократию и права человека 12% граждан России, а для себя лично – 9% (ВЦИОМ, пресс-выпуск № 2220 от 31.01.2013, http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=113588); положительно относятся к переходу к рыночной экономике в принципе только 40% граждан России, а к результатам этого перехода в нашей стране – гораздо меньше (данные Института социологии РАН, приведенные в книге «Российское общество как оно есть», «Новый хронограф» 2011 г., цитируется по: http://ttolk.ru/?p=9215); поддерживают идею сближения с Западом, вхождения России в общеевропейский дом 7% российских граждан (тот же источник). Все это меньше, чем число тех, кто в советское время разделял коммунистические идеалы, поддерживал существующий социально-экономический и общественный строй и стоял на позициях суверенитета СССР и его ответственности за судьбы мира. А ведь о том, что население СССР было идеологически индоктринировано, сегодня говорит каждый второй из радетелей за «европейский выбор». Так все-таки о чьем историческом выборе и зачем говорится в заключительной фразе концепции?
Вернемся, однако, к тому, с чего мы начали. Стала ли «обновленная» концепция совершеннее? Да, отчасти. Хотя из зафиксированных в словарях значений глагола «обновить» в данном случае, на мой взгляд, больше подходит значение «придать вид нового», нежели «изменить введением новшеств, сделать совершеннее». Более важно, однако, другое: станет ли в связи с ее принятием более совершенной и действенной собственно внешняя политика нашей страны? Скорее нет, чем да, поскольку для этого нужны кардинальные изменения, о которых я сказал выше, причем не только и не столько в документах, сколько в головах у тех, кто в настоящее время отвечает за международную деятельность России и осуществляет ее. Именно они должны обрести действительную суверенность во взгляде на себя, свой народ и свою страну, на окружающий мир. Только тогда внешняя политика сможет уберечь Отечество от изложенных Концепции угроз, стать инструментом, содействующим его выходу из мировоззренческого безвременья и вызванного им внутреннего кризиса.
Демурин Михаил Васильевич - чрезвычайный и полномочный посланник II класса, директор по программам Института динамического консерватизма, специально для ИА REX
Комментарии читателей (2):
Здесь важнее всего для России фактор субъектности. Путин, даже по мнению многих западных ястребов - полноценный субъект внешней политики, а это значит, что отношение будет как к субъекту, а не как к марионетке наподобие прежнего как бы президента.
Ливию нагло и целенаправленно уничтожали не потому, что у одного из членов СБ ООН России была какая-то уж совсем никудышная концепция внешней политики, а просто потому, что во главе России был как раз не субъект, а "объект", который всегда, с точки зрения западных интересов можно использовать с наибольшей для Запада пользой.
Когда в фильмах "Игра в поддавки", "Потерянный день" и других аналогичных материалах эксперты противопоставляли государственников во главе с Путиным и предателей, олицетворяемых Медведевым и его окружением, то имели в виду прежде всего именно вышеприведенное различие.
России нужна полная самостоятельность ее лидеров, субъектность, тогда и концепция станет восприниматься лишь как некий документ из области идеал-политИк.