Сопредседатели Минской группы ОБСЕ( МГ ОБСЕ) предложили главам МИД Азербайджана и Армении Эльмару Мамедьярову и Эдварду Налбандяну провести в Париже очередную встречу в рамках переговорного процесса по мирному урегулированию нагорно-карабахского конфликта. «Мы направили сторонам свои предложения и ждем ответа», - заявил сопредседатель МГ ОБСЕ от Франции Жак Фор. По его же словам, предполагается, что сопредседатели от России, США и Франции сначала проведут в Париже встречи с Мамедьяровым и Налбандяном по отдельности, после чего состоится общая встреча в формате «3+2» - с участием сопредседателей и обоих министров. Ожидается, что после встречи в Париже сопредседатели посетят регион конфликта.
Если учесть, что предыдущая встреча сопредседателей МГ с министрами иностранных дел Азербайджана и Армении состоялась 28 января также в Париже, то интенсификация переговорного процесса по карабахскому урегулированию наводит на некоторые размышления. Еще в конце прошлого года сопредседатели Минской группы ОБСЕ сообщали, что он представили Баку и Еревану какие-то новые идеи по дальнейшему процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Что это были за идеи - неизвестно. Но, похоже, что все продолжает крутиться вокруг обновленных в 2009 году Мадридских принципов с некоторыми новыми, не предающиеся гласности вариациями. Причем ставка делается на то, что удастся запустить в действие этот механизм. Но как?
В качестве одного из главных условий для этого дипломаты часто называют отказ от применения силы в решении карабахской проблемы. Но дело в том, что сохранение нынешнего статус-кво устраивает Армению, поскольку она не только выигрывает историческое время, но сохраняет потенциальный шанс интегрировать карабахскую проблему в общую мозаику проблем общего типологического характера, которые имеются и еще могут возникнуть на Большом Ближнем Востоке. Чтобы упредить именно такой сценарий развития событий, в конце прошлого года министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедьяров на встрече со специальным представителем Европейского союза по Южному Кавказу Филиппом Лефортом предложил: если Армения принимает предложения Минской группы ОБСЕ (какие - не известно - С.Т), то должна согласиться подписать большой мирный договор.
В таком предложении есть своя логика: Армения не признает независимость Нагорного Карабаха, поэтому с точки зрения международного права он считается территорией Азербайджана. Если Баку выводит за скобки карабахского урегулирования Ереван, то в дальнейшем он может начать уже отдельные переговоры со Степанакертом. Иной вариант: Ереван признает независимость Степанакерта, заключает с ним оборонительный союз. Однако такой сценарий сопряжен со срывом работы Минской группы ОБСЕ, что переводит карабахской конфликт в военную фазу. Не случайно, глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров в качестве главной проблемы на пути урегулирования конфликта квалифицирует «присутствие вооруженных сил Армении на оккупированных территориях Азербайджана». Любопытно и то, что одновременно с этим азербайджанским проектом Турция стала продвигать идею начать одновременно переговоры между Анкарой и Ереваном и Баку с Ереваном.
Если судить по опубликованным обновленным Мадридским принципам, то они предусматривают все же иной сценарий: освобождение некоторых районов Азербайджана в обмен на его признание промежуточного статуса Карабаха. Азербайджан не устраивают Мадридские принципы, которые он пытается аннулировать за счет либо переформатирования Минской группы ОБСЕ путем ввода в переговорный процесс Турцию, либо вообще роспуска этой группы. Баку не раз публично выражал свое недовольство «безрезультатной на протяжении более 15 лет посреднической миссией Минской группы ОБСЕ", но дальше заявлений дело не шло.
Правда, существует и другой сценарий, осуществление которого исключать нельзя: специальным решением Совета Безопасности ООН передать Нагорный Карабах под временный протекторат, опеку третьего государства или группы государств, сроком , скажем, на 20-30 лет. Но для Азербайджана это будет означать потерю Карабаха. Исходя из этого понятно, почему азербайджанская дипломатия пытается прорваться через имеющийся «зазор» в отношениях между Ереваном и Степанакертом, поддерживая конфликт в «тлеющем состоянии. Пока не получается.
В связи с переизбранием на пост президента Армении, Сержа Саргсяна поздравил госсекретарь США Джон Керри. Говоря о карабахском конфликте он, отметил, что «готов содействовать в нахождении решения в деле мирного урегулирования Нагорно-карабахского конфликта», поскольку «нас не может удовлетворять сохранения статус-кво, мы должны использовать это время для обеспечения существенного содействия мирному процессу». Это вызвало очередное политическое раздражение в Баку. Политолог Вафа Гулузаде назвал ход Керри «жестом, демонстрирующим незаинтересованность США в ускорении мирного процесса». В свою очередь официальный представитель министерства иностранных дел Азербайджана Эльман Абдуллаев выразил недоумение относительно отсутствия у США «конкретной позиции по Ходжалинскому геноциду», хотя «при этом США во всех своих заявлениях утверждают, что Азербайджан является их стратегическим партнером». Плюс к этому - если судить по материалам некоторых азербайджанских СМИ - Баку недоволен и Парижем. Так редактор газеты New Baku Post Кенан Гулузаде выступил с призывом «удалить Францию из Минской группы ОБСЕ». Все это создает неблагоприятный фон для предстоящих переговоров в Париже по карабахскому урегулированию. Так что «прорыва» на карабахском направлении ждать придется еще очень долго.
Комментарии читателей (1):