Премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили сообщил, что 14 февраля он посетит с визитом Турцию. Ранее он побывал в Азербайджане и Армении. Итоги его переговоров в Баку и в Ереване вызвали неоднозначную реакцию со стороны многих кавказских экспертов. Причина очевидна: до недавнего времени грузино-азербайджанско-турецкий альянс являлся знаменателем влияния в регионе Запада. Стержнем такого альянса стали энергетические коммуникаций Азербайджана, который только через территорию Грузии имеет возможность выводить свои энергоресурсы на мировой рынок. Теперь все меняется.
Как пишет аналитик и научный сотрудник Института внешнеполитических исследований Майкл Сесайр, Турция воспринимает Грузию в качестве основополагающего элемента своей региональной энергетической стратегии, а также « кавказским буфером» между собой и Россией. С политической стороны турецко-грузинские отношения могли бы производить, возможно, еще большее впечатление. Если бы не одно обстоятельство: Турция утеряла «европейскую перспективу», в результате чего Грузия фактически оказалась в фарватере политики азербайджано-турецкого альянса, стала частью турецкой, а не европейской стратегии в регионе. При этом Анкара, которая время от времени обвиняла Россию в « подрыве» региональной стабильности, в результате так называемой «арабской весны» сама стала источником такой нестабильности, стимулом для изменения регионального геополитического расклада.
Вот почему смена траектории во взаимоотношениях между Грузией Турцией и Азербайджаном выглядит закономерной. Хотя Азербайджан стал идти на заметные уступки Грузии в части распределения прибыли от эксплуатации энергетических коммуникаций, многие тбилисские эксперты связывают с этим фактором утрату Грузией Абхазии и Южной Осетии. Ставка Тбилиси на то, что Запад поможет им решить эти территориальные проблемы не оправдала себя: государство сейчас выглядят в роли «жертвы» региональной геополитики. Более того, это обстоятельство остается «базовым» для возникновения и развертывания в Грузии - и не только в ней - новых дезинтеграционных процессов.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Теперь перед Грузией реально маячит опасность быть погруженной в пучину происходящих в регионе бурных потрясений. Поэтому многие грузинские политики и аналитики, рассуждая о необходимости улучшения отношений с Россией, не воспылали к ней внезапной «бурной любовью», а пытаются найти удобную гавань, которая позволила бы национальному кораблю укрыться и пережить грядущую геополитическую бурю. Сам Иванишвили в конце прошлого года в интервью газете «Резонанси», так квалифицировал ситуация: «Грузии досталось очень интересное геополитическое положение, которое следует использовать максимально эффективно, и мы много работаем над этим». Неслучайно и то, что в последнее время проблемы внешней политики предметом острых дискуссий политических кругах Грузии.
Не всем это нравится. Так директор азербайджанского Центра политических инноваций и технологий Мубариз Ахмедоглу уже фиксирует факт того, что «Грузия участвует в формировании геополитического вектора региона», и если она « вернется в орбиту влияния России, это создает определенную угрозу транспортировке каспийских и центрально-азиатских ресурсов на Запад». Такой ход событий напрямую затрагивает и интересы Турции. Эта страна немало инвестировала в экономику Грузии, укрепляла там свои позиции в банковской, строительной, военно-технической сферах. Товарооборот между двумя странами составляет почти один миллиарда долларов. Терять это Турции, да и Тбилиси не с руки. Но Тбилиси стал проводить некоторую корректировку. Так согласно сообщениям грузинских СМИ, правительство Иванишвили приступило к свертыванию некоторые начатые при Саакашвили турецких проектов . В частности, это касается строительства огромного - по меркам небольшой страны- количества аэропортов, два из которых управлялись турецкой компанией TAV. В августе 2012 года эта турецкая компания заявила, что в обмен на реконструкцию взлетно-посадочной полосы Тбилисского аэропорта стоимостью в 65 миллионов долларов она желает получить в управление аэропорт до 2037 года. К тому же эта компания была наделена Саакашвили эксклюзивными правами и в отношении Батумского аэропорта. Однако в октябре прошлого года, когда в Грузии сменилась власть, министерство экономического развития Грузии решило не продлевать турецкой компании право на управление аэропортом. В правительстве Грузии заявляют, что они полностью возместят убытки, понесенные TAV, и продолжат реконструкцию взлетно-посадочной полосы собственными силами.
Это, конечно, неприятное сообщение для Турции. Поэтому Анкара с заметным беспокойством следит за событиями в Грузии, полагая, что если Тбилиси на данном этапе не совсем дистанцируется от азербайджано-турецкого альянса, то через некоторое время все равно приступит к конструированию новой геополитической стратегии. Так что Иванишвили в Турции предстоит решить очень сложную задачу: сбалансировать свои отношения с Турцией таким образом, чтобы сохранить свободу для маневра на российском и других направлениях.
Комментарии читателей (0):