Из материалов для Изборского клуба
Военная организация государства, основу которой составляют Вооруженные силы, их состав, состояние, численность, зависят от степени и характера, существующих и перспективных угроз, от состояния экономики страны, от готовности и политической воли руководителей государства проводить ту или иную политику, включая и элементы суверенитета страны.
Всякая теория только тогда становится наукой, когда она правильно обобщает прошлый опыт, который не служит для созерцания, а является указателем пути в будущее. Стратегия — это те действия Главнокомандующего, которые создают благоприятные условия для проведения сражения (создание вооруженных сил, образование коалиции союзников, маневрирование армией на стратегических направлениях, создание достаточной группировки для сражения, определение времени начала сражения, способов разгрома противника и др.).
Суть большой (военно-политической) стратегии предлагаемой нами в Концепции «Разведка и системы вооружения» для модернизации военной организации государства, в том, что она построена на цели защиты страны от внешней агрессии, путем защиты геополитических и геостратегических интересов России во всем мире, непосредственно территории и всего населения страны. Военные потребности государства определяются существующими и прогнозируемыми военными угрозами, и соответствуют трактовке понятия «национальная безопасность». Трактовка определена в официально принятой в 2009 г. «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», определяющей «национальную безопасность», как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации».
Концепция и ее основы рассматриваются в другом материале, а здесь остановимся только на некоторых ее элементах.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 05.05.14 Россия начинает тестировать запуск спутников с дирижабля
- 11.04.14 В честь 80-летия Юрия Гагарина аэростат «Восток» пролетит от Санкт-Петербурга до Урала
- 07.11.13 Президент России внёс на ратификацию соглашение с Казахстаном о создании единой региональной системы ПВО
- 06.02.13 Модернизация вооружённых сил России/ Сергей Канчуков
Структура Вооруженных Сил РФ должна включать не три, как сейчас, а четыре вида Вооруженных Сил: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Войска ПВО страны.
Обоснованием для такого подхода служат несколько определений, это то, что наша страна чисто континентальная, имеющая огромную протяженность границ. Второе, это необходимость полной ответственности за порученный участок, как говорится, от солдата — до маршала, в своем виде ВС. Третье — развитие теории боевого применения, развитие систем вооружения, способов, стратегии и тактики боевого применения. Четвертое -характер современных вооруженных конфликтов показывает возросшее значение в прикрытии не только военных, а и гражданских объектов инфраструктуры, уничтожение которых позволит дестабилизировать сопротивление государства.
Войска ПВО страны предназначены для отражения ударов всех существующих и перспективных систем вооружения, наносимых системами воздушного, наземного и морского оружия и осуществляющих полет боеприпасов на конечном участке траектории в воздушном пространстве. Необходимость создания отдельного вида вооруженных сил диктуется характером будущих вооруженных конфликтов и войн, в которых воздушное пространство, особенно на начальном этапе вооруженной борьбы преобладает над другими пространствами, а порой является и решающим в исходе этой борьбы. Необходимость создания отдельного вида, так же обусловлена наличием огромной территории страны, наличием необходимости прикрытия значительных территорий, на которых располагаются людские ресурсы и экономический потенциал страны, экономической эффективностью данного вида вооруженных сил и их значимостью в ходе отражения агрессии. Особенно это заметно при применении новых, инновационных подходов в организации обороны и использовании новых платформ боевой техники. Объединение под единым руководством данного вида вооруженных сил позволит создать единую эшелонированную систему защиты страны и войск от воздушных ударов противника, потребует от них дополнительных огромных затрат в поиске новых способов вооруженной борьбы и новых средств их ведения, что значительно понижает угрозы развязывания вооруженных конфликтов и войн. В дополнение можно сказать, что войска ПВО страны, имея объединенную систему, и единые подходы к организации обороны, имеют еще одно преимущество, это возможность борьбы не только с носителями оружия, а и с самими управляемыми высокоточными боеприпасами. В состав войск нужно включить все соединения и части ПВО начиная от войсковых органов ПВО, в будущем включаемых в состав вплоть до мотострелковых и танковых рот, взводов, и завершая прикрытием важных объектов инфраструктуры и наиболее важных в экономическом отношении промышленных объектов. Такая концентрация в одних руках всей структуры противовоздушной обороны страны позволит эффективно развивать военную науку и стратегию развития всей системы, от самых простых систем вооружения, предназначенных для непосредственного прикрытия бронетехники и личного состава, и, завершая стратегическими комплексами обороны, организовывать оборону и управлять ими в современных условиях. Здесь наиболее широкий размах для инноваций и разработки новых систем, включая размещение данных систем на аэростатах в виде платформ разведки, платформ оружия, платформ объектовой и маневренной ПВО.
Войска ВКО страны, которые отвечают за противоракетную оборону, контроль космического пространства, противоспутниковую оборону и оборону ограниченной территории от ракетной угрозы в случае применения противником СЯС, осуществляют управление космической группировкой, и исходя из объемов решаемых задач, необходимого наряда сил и средств должны составить род войск в общей структуре ВС РФ, что уже отчасти и происходит, но требует уточнения в связи с новыми подходами.
Что возложить на ПВО страны (земля) — разработку Концепции противовоздушной (противоракетной) обороны. Созданное командование ВКО структурно должно входить в войска ПВО страны. Поручить создание полноценного сплошного радиолокационного поля над территорией всей страны от малых до предельных высот. Разработку теории противовоздушной операции с учетом новых форм и способов, новых видов оружия, новых требований по прикрытию территории страны в связи с развитием вооружений, особенно по их дальности применения, что будет существенно влиять на боеспособность армии и стойкость страны в целом. Постановку задач на разработку, принятие на вооружение систем ПВО, способных обнаруживать и поражать цели, маневрирующие на низких высотах на фоне земли. Осуществлять управление системой ПВО страны посредством владения объективной обстановкой и применением систем ПВО наземного и воздушного базирования.
ВВС страны, как вид вооруженных сил, предназначены для борьбы с авиацией и высокоточным оружием противника вне зон досягаемости систем ПВО, усиления прикрытия войск в ходе отражения воздушных ударов, нанесения ударов по объектам инфраструктуры, логистики, узлам связи, командным пунктам в глубине территории агрессора и решения других важных задач.
Флот должен строиться исходя из стратегических задач, стоящих перед страной, а уже потом и перед самим флотом.
В структуре Вооруженных сил РФ в дополнение к существующим командованиям родов войск и специальных войск, должны быть модернизированы, воссозданы и созданы заново:
— Командование Воздушно-десантных войск, сохраняя за собой статус войск быстрого реагирования и резерва Верховного Главнокомандующего, должно получить всестороннее развитие и совершенствование. ВДВ, являясь самыми мобильными, требуют к себе и к сопутствующим видам, прежде всего к Командованию Военно-транспортной авиации, особо пристального внимания.
— Командование армейской авиацией, являясь одним из перспективных и многофункциональных родов войск, способно успешно решать целый комплекс боевых задач, а с передачей ему всех функций управления, строительством и боевым применением частей АА.
— Командование Арктических сил, актуальный и необходимый орган управления при создании сил и средств, способных выполнять задачи в условиях Арктики.
— Командование Сил специальных операций, должно быть создано под непосредственным подчинением МО и НГШ в структуре ГРУ. Это вызвано анализом положительного опыта применения спецназа ГРУ в ходе КТО, и его недостатков, полученных после передачи спецназа в состав Сухопутных войск, а так же исключительной важностью и первоочередностью необходимых мероприятий.
— Командование Киберопераций, являясь частью уже существующих организмов в структурах главного управления, требует реорганизации и совершенствования, и в современных условиях приобретает новое значение, являясь одним из основных средств проведения психологических, информационных и организационных операций. Интернет становится таким же полем боя, как и традиционные места сражений — ведь по степени воздействия на общественное мнение результаты пропагандистских операций не уступают успехам, достигнутым с помощью оружия. С каждым годом активность киберпротивостояния будет возрастать.
— Командование войск РЭБ, в современных условиях приобретает новые направления развития, связанные не только с прямыми задачами прикрытия войск, а и с необходимостью защиты систем управления, систем вооружения и жизнеобеспечения государства.
Эти предложения могут показаться возвращением к так называемой «архаичной структуре управления», но здесь нужно четко понимать, что развитие, подготовка и управление войсками, это одно и оно не отменяет стирания граней между видами ВС на уровне оперативного управления в ходе боевого применения войск.
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ БОЕВОЙ ГОТОВНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Боевая готовность Вооруженных Сил это многоплановый элемент существования любой армии, и не может концентрировать все усилия на выполнении одного не самого главного элемента. Это затратный путь содержания не только армии, а и существования страны в целом, а имитация этого элемента позволяет не правильно формулировать выводы из складывающейся обстановки и характера угроз, что может привести к неадекватным итогам существования страны в целом. Боевая готовность Вооруженных сил подразумевает состояние всего воинского организма, позволяющее ему в установленные сроки осуществить перевод структурных элементов с мирного на военное положение в установленные сроки. Содержание всех организмов в постоянной боевой готовности даже для вооруженных сил США и Китая разорительно. Боевая готовность должна включать формирования постоянной боевой готовности, резервные формирования сокращенного состава, мобилизационные формирования кадра.
Постоянная боевая готовность вооруженных сил и структурных подразделений в последнее время вызывала и вызывает массу критики и вопросов, и как ранее уже писал, декларирует на весь мир отсутствие в России силовых структур, способных вести разведку и адекватно докладывать руководству страны о возникающих угрозах. Одновременно постоянная боевая готовность, является самым сложным показателем, характеризующий один из элементов боевых возможностей Вооруженных сил в целом и отдельных соединений в частности.
Назрела необходимость в четком определении этого понятия. Так, до настоящего момента, руководством страны и министерством обороны декларировалась часовая готовность любой бригады к выполнению задач с момента получения сигнала (приказа боевого управления). При этом подразумевалось, что бригада в полном составе за один час покидает пункт постоянной дислокации. Это, как минимум должно означать, что через один час поле сигнала вся техника бригады должна быть выведена из парков и сосредоточена в районе, назначенном для формирования ротных (батальонных) колонн вне парковых зон.
Оставим за скобками анализа некоторые важные вопросы, при решении которых и будет истинная картина боевой готовности. Такими вопросами являются: вопросы оповещения подразделений; возвращения их с полигонов и учебных полей; сбора личного состава, находящегося вне ППД по другим причинам; выдачи оружия и экипировки, дополучения средств защиты и материальных средств, необходимых для пополнения их запасов в подразделениях; передачи остающихся в ППД техники роты учебно-боевых машин, имущества, зданий и сооружений; доукомплектования личным составом и техникой подразделения бригады ввиду наличия текущего и временного некомплектов; увольнения гражданских специалистов, не вошедших в штат бригады военного времени; смены суточного наряда.
Расчеты можно производить различными способами, а результат будет один и тот же, бригады не в состоянии выполнить данное требование. Как показывает опыт, на примере одной из бригад специального назначения, на вооружении которой стоит только колесная техника, выход из парка всей техники через двое тревожных ворот потребовал выдерживания временного интервала между машинами при пересечении ворот КПП в пять секунд. И другой пример. Мотострелковый батальон в составе 120 машин, двигаясь безостановочно с интервалами в 20 метров, с установленной скоростью в парке, образуют колонну, общей длиной от 3500 до 4000 метров. Результат расчета: крайняя машина батальона покинет парк (выйдет из ворот) через 48 минут 40 секунд после начала движения первой (головной) машины в колонне. Это означает, что на все мероприятия, которые должны предшествовать началу движения первой машины в колонне, а эти мероприятия укладываются в перечень, насчитывающий около 20 различных пунктов, у нас имеется всего 11 минут 20 секунд.
В связи с этим постоянная боевая готовность должна характеризоваться целым комплексом определенных мероприятий и подразумевать укомплектованность личным составом, укомплектованность боевой и специальной техникой, укомплектованность боеприпасами и запасами материальных средств, и главное, подготовкой личного состава, позволяющей выполнять свои функциональные обязанности в различных видах вооруженной борьбы.
Некоторые особенности организации вооружённых сил в современных условиях
Организация Вооруженных сил должна учитывать угрозы, характер будущих вооруженных конфликтов, учитывать исторический опыт страны и передовой опыт вооруженных сил стран мира и строиться по принципу: стратегический уровень, оперативно-стратегический уровень, оперативно-тактический уровень, тактический уровень.
Организация органов управления стратегического и оперативно-стратегического звена должна относиться к типу постоянной готовности. Оперативно-тактические соединения и тактические части видов вооруженных сил и родов войск, к трем типам: постоянной готовности, сокращенного состава и кадра, что позволит иметь определенный минимум боеготовых соединений, практически немедленное наращивание войск за счет соединений сокращенного состава и полное наращивание в ходе мобилизации.
Особо нужно отметить необходимость возврата к дивизионной структуре, так как весь смысл реформы армии свелся к тому, что они, в основном, касались уменьшения суммарных огневых возможностей общевойсковых формирований, действующих в составе армии, имеющей бригадную структуру, по сравнению с такой же армией, но имеющей дивизионную структуру общевойсковых формирований. Бригадная структура оставляет без решения одну из главных проблем существующих штатов — невозможность решения управленческих задач в «сменном» режиме работы, а также предполагает крайне низкую устойчивость системы управления к возможным потерям среди боевого состава пункта управления. При увеличении числа управляемых объектов более чем в два раза, произошло двойное уменьшение общего числа должностных лиц (офицеров), составляющих боевой состав органов управления бригады.
Сравнивать организационно-штатные структуры дивизии и бригады возможно для понимания сильных и слабых сторон, а вот сравнивать их боевые возможности некорректно, потому, что всегда две системы нужно сравнивать при нахождении их в противоборстве (одна наступает, другая обороняется).
Современная концепция создания Сухопутных войск, в структуре «армия-бригада» не позволяет с требуемой степенью эффективности выполнять задачи огневой подготовки наступления и обороны, ввиду несовершенства организационно-штатных структур (отсутствия достаточного количества ствольной артиллерии в обоих уровнях воинских формирований). Анализ показывает, что по своим боевым возможностям дивизии некоторых государств, в чем-то равны, а в чем-то уже превосходит наше нынешнее оперативное объединение.
В связи с этим в структуру общевойсковой армии практически на любом, или нескольких операционных направлениях должны входить, в зависимости от места дислокации и оперативных задач не менее 1-2 бригады и 2-4 дивизии с полным комплектом сил и средств родов войск и специальных войс=. Но из них одна бригада и одна дивизия должны быть соединениями постоянной готовности, бригада и дивизия сокращенного состава, остальные соединения кадра. Это не возврат к старому, это экономическая и оперативная необходимость.
Некоторые особенности дислокации вооружённых сил
Дислокация вооруженных сил должна соответствовать основным вызовам и угрозам, проецируем на ближайшую и среднесрочную перспективу, и обеспечивать прикрытие основных операционных направлений для последующего создания и развертывания необходимых группировок войск.
Подход к дислокации соединений и частей в крупных гарнизонах, в так называемых военных армейских базах, в современных условиях, оправдан тем, что позволяет сконцентрировать и войска и сократить плечо подачи организованного резерва и мобилизационных ресурсов, сократить затраты на развертывание и содержание. Да, такой подход требует дополнительных затрат для полного оборудования базового района военной базы, в плане размещения личного состава, в плане оборудования единого парка для хранения боевой техники и единого войскового полигона. Такой подход потребует незначительных затрат в комплексном размещении в социальном плане и семей военнослужащих, обеспечив их рабочими местами в крупных городах.
Так, для примера, в составе армии должно быть бригад — 1, дивизий — 3, в том числе одна бригада постоянной готовности, одна дивизия постоянной готовности (скажем, на основе окружного учебного центра подлежащего расформированию), дивизия сокращенного состава и дивизия кадра. Такая структура полностью отвечает и необходимым боевым возможностям и возможностям региона по укомплектованию соединений в случае мобилизационного развертывания. Военная армейская база — это административная единица, предназначенная для расквартирования войск в мирных условиях. В составе базы могут дислоцироваться соединения и части, относящиеся к различным видам вооруженных сил и родам войск.
Комментарии читателей (0):