Может ли Молдова сохранить STATUS QUO, получив Приднестровье с особым статусом?

Такова судьба публичных людей: быть на виду и терпеть эти, дурацкие во многом, слова!
22 января 2013  12:52 Отправить по email
Печать

21-22 января с.г. новый министр иностранных дел Леонид Кожара посетил Кишинев и Тирасполь в качестве «двойного агента» - и украинского министра и председателя ОБСЕ (2013 год – председательство Украины в этой организации).

Министр иностранных дел Приднестровья Нина Штански считает, что потенциал Украины таким образом «умножился на два». Накануне в Черновцах состоялась встреча Л.Кожары с российским министром иностранных дел С.Лавровым, где, по словам Л.Кожары между министрами произошла «личная химия». Журналисты назвали министров «почтальонами», которые готовят решающую встречу президентов братских стран. Мы видим, каких только выдуманных эпитетов и в разной степени неудачных определений не досталось министрам! Такова судьба публичных людей: быть на виду и терпеть эти, дурацкие во многом, слова!

Следует отметить, что концентрация дипломатических талантов на молдово-приднестровском пространстве усиливается. Огромный потенциал у нового украинского министра Л.Кожары (жаль только, что страна ему «попалась» не в лучшем для дипломатических успехов виде). Вызывает огромные симпатии Нина Штански, министр Приднестровья, молодая, талантливая, красивая, умная и образованная женщина. Подключается мудрый и опытный С.Лавров, не чурающийся «прифронтовых» (экспансионистская Румыния) встреч в Черновцах. Понятно, что основа любых дипломатических успехов – боеспособная армия, современный флот, эффективная экономика, морально-политическое единство общества. Но и дипломатическое искусство может многое. Опыт послереволюционной России и воюющего СССР об этом красноречиво говорит. Концентрация умных и талантливых дипломатов обещает дипломатические, переговорные прорывы, основанные на интересных идеях и предложениях.

Вскоре, в феврале во Львове состоится очередной раунд переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2». Московский министр не хочет, чтобы там обсуждались вопросы статуса Приднестровья (т.н. «третья переговорная корзина»). По целому ряду причин этот вопрос считается сейчас «слабым» и «неподготовленным». Необходимо прежде обсудить и прийти к согласию по вопросам обеспечения свободы экономического развития в этом регионе, обеспечения всего комплекса прав человека, создать комфортные условия для жизни людей, особенно на левом берегу древнего Днестра. Решить проблемы торговли, режима границы, образования, бизнеса, транспорта и связи и т.п. А затем уже перейти к статусным вопросам. Кишинев и западные партнеры наоборот, хотят побыстрее обсудить вопрос о статусе Приднестровья, максимально воспользоваться благоприятными обстоятельствами для скорейшей реинтеграции Молдовы.

Нужно быть готовыми к обсуждению статуса Приднестровья. Дипломатическое искусство проявляется у всех сторон переговорного процесса. И в этом плане интересным может быть вопрос об особом статусе объединенного молдавского государства. В чем суть этого вопроса?

Термин «особый статус» применяется в переговорном процессе для Приднестровья. Говорится о том, что в реинтегрированной Молдове Приднестровье будет иметь «особый статус», основанный на признании территориальной целостности и суверенитета Республики Молдова и прав Автономного территориально-административного образования в составе Молдовы. На этот счет в Молдове принят специальный закон. Не будем вдаваться к коннотацию слова «особый», кому-то может показаться, что это синоним слова «неполноценный», но мы предпочитаем нейтральную окраску этого слова, относящегося к «приятным неопределенностям».

То есть, Приднестровье в объединенном государстве получает «особый статус», а Молдова сохраняет свои конституционные и международные основы. Де-факто мы получаем совершенно новое государство, а де-юре предполагается этого не замечать. Опять получается знаменитая дипломатическая «асимметрия».

Предлагается понятие «особый статус» распространить на обе договаривающие стороны. Приднестровье получает «особый статус» в составе Республики Молдова, а Республика Молдова получает «особый статус» в системе международных отношений на определенный период времени до полного урегулирования приднестровского вопроса. Таким образом будет восстановлена правильная дихотомия переговорного процесса и политические реалии получат свое формальное выражение.

В чем суть «особого статуса» государства Республика Молдова? Это прежде всего не демаркация границ и территориальная целостность, а геополитическая динамика, международные интеграционные перспективы Молдовы. Особый статус Молдовы – обязательство на определенное время не принимать решения по вхождению в военно-политические союзы государств и в состав других государств. Республика Молдова на определенное время не может принимать решения о вхождении в состав других государств (Румынии) и в состав военно-политических союзов (НАТО). В международно-правовом плане закрепляется механизм заключения подобных договоров только с разрешения переговорного формата «5+2». Причем в духе европеизации, формат принимает решения консенсусом. Детально разработанный «особый статус Молдовы» становится текстом договора о приднестровском урегулировании. В принципе, ничего нового в этом статусе нет, например послевоенная Австрия, вполне уважаемое государство, получила особый нейтральный статус, есть ряд других примеров.

Разработка концепции «особого статуса объединенного государства Республика Молдова» могла бы стать темой проекта для Центра исследования южно-украинского пограничья и предметом обсуждения международного сообщества экспертов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Стоит ли ожидать массовых акций протеста в США после инаугурации Дональда Трампа?
Владимр Путин предостерёг Запад от эскалации. Подействуют ли слова на мировую закулису?
77.7% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть