Париж начнет «карабахскую партию» с соглашения со Степанакертом

Намерение Азербайджана подвергнуть в Парламентской ассамблее ОБСЕ критике сопредседателей Минской группы ОБСЕ выглядит как операция по прикрытию существующих, как между Баку и Ереваном, так и другими геополитическим игроками, закрытых договоренностей
19 января 2013  11:24 Отправить по email
Печать

На зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ, которая  состоится 21-22 февраля в Вене,  Азербайджан намерен  поставить вопрос о «бездеятельности Минской группы в урегулировании нагорно-карабахского конфликта за последние годы». 

В этой связи  вице-спикер Милли Меджлиса Бахар Мурадова сделала любопытное заявление: «Мы постараемся, чтобы неспособность посредников прийти к какому-либо результату была  обсуждена более широко, что привело бы к определенному  решению».  Что это значит?

Как заявил в Баку глава Международного центра оборонных исследований в Таллинне, экс- посол США в Азербайджане  Мэтью Брайза,  «сопредседатели Минской группы ОБСЕ полностью выполнили свою задачу, положив на стол переговоров по нагорно-карабахскому урегулированию завершенное мирное соглашение». Правда, о его положениях ничего не известно. Однако, по словам Брайзы, «проблема в том, что общества обеих стран не готовы принять те положения, которые включает мирное соглашение». Это наводит на  мысль, что в основу  соглашения положены всё те же так называемые обновленные Мадридские принципы, предусматривающие, в частности,  определение будущего статуса Карабаха через референдум. 

В конце прошлого года посол  Франции в Азербайджане Паскаль Монье  уверенно говорил о том, что «существующий посреднический формат в процессе урегулирования карабахского конфликта не видится в качестве какой-то проблемы, одним из доказательств чему является то, что до сих пор именно он позволял не допустить новую военную эскалацию, и этот очень важный факт необходимо учитывать».  При этом дипломат  констатировал:  «Принятые сегодня в качестве базового документа Мадридские принципы были составлены именно в этих рамках, и их выполнение  возможно только  на основе  сильной воли».

 Существует  еще один  признак, позволяющий судить о  новом соглашении по Карабаху. Как заявил уже  другой  депутат Милли Меджлиса Рафаэль Гусейнов, «идея о создании на территории Азербайджана нового государства невозможна», и что «институт сопредседателей, и Минская группа ОБСЕ, рано или поздно придут к какому-то решению, не противоречащему интересам Азербайджана». Поэтому, пожалуй, единственное, в чем можно упрекнуть Минскую группы ОБСЕ, так  это в  том, что она не придает гласности ни деталей  переговорного процесса по карабахскому урегулированию, ни текста нового мирного соглашения, что  выхолащивает  идущую вокруг этого документа  дискуссию в пустопорожнюю риторику политиков и политологов.

Ереван такое положение дел устраивает, поскольку он не только выигрывает историческое время,  но и  рассчитывает   со временем ввести процесс карабахского урегулирования в  новую систему координат,  формирующуюся сейчас   на Большом Ближнем Востоке. Для Баку  же, похоже,  границы  этого  региона  заканчивается  в Анкаре.  Но почему  тогда он не печатает текст мирного соглашения, что позволило бы экспертам и общественному мнению объективно оценить достижения азербайджанской дипломатии на этом направлении, о чем так много говорят на разных уровнях в Баку?   Кстати, Мурадова назвала одну причину складывающейся ситуации, правда, обвиняя посредников.   По ее словам, «в ответ на нашу критику они вновь скажут, что в прошлом году в связи с выборами в странах-посредниках был год застоя, а в этом году вновь ожидается застой в связи с выборами в Армении и Азербайджане». Но этот тезис опроверг Метью Брайза.  Он считает, что «президенты двух стран будут переизбраны,  и это не будет иметь большого влияния на ситуацию в регионе».

28 января в Париже должна состояться встреча  глав МИД Азербайджана и Армении. О проведении такой встречи сопредседатели МГ ОБСЕ договорились в ходе последнего визита в регион  Карабахского конфликта в конце ноября 2012 года. По оценке многих экспертов, ничего нового от этой встречи ждать не стоит, поскольку со стороны конфликтующих сторон  нет новых предложений. Азербайджан не желает  соглашаться  Мадридскими принципами в части  фактической эволюции Нагорного Карабаха  к независимости,  и условием Армении по отчуждению части территорий Лачинского и Кельбаджарского районов. В свою очередь,  Армения  может покинуть часть  азербайджанских районов  только  после определения будущего статуса Нагорного Карабаха.

Москва, после проведения  серии трехсторонних российско-азербайджано-армянские саммитов  на уровне президентов, перестала проявлять инициативу на этом направлении, хотя   «региональная натура» стала заметно меняться. С одной стороны, Россия покидает  РЛС Габала в Азербайджане, с другой - стала готовить  с Арменией  новый договор о военном сотрудничестве. Но это не ответный ход Азербайджану, а реакция на быстро меняющуюся ситуацию на Ближнем Востоке. При этом Россию  не беспокоит «внимательный патронаж» Вашингтона над  Баку и активность  в регионе Франции, ведь  Азербайджан   уже давно является заложником  создавшейся геополитической ситуации.  Не случайно Метью Брайза  высказывает  уверенность в том, что «на Южном Кавказе  войны не  будет».

Так что намерение Азербайджана подвергнуть на зимней сессии Парламентской ассамблеи ОБСЕ в Вене  критике сопредседателей Минской группы ОБСЕ,  выглядит всего лишь как  операция по прикрытию существующих, как между Баку и Ереваном,  так и другими  геополитическим игроками, закрытых договоренностей.  Когда  в конце прошлого года Францию с визитом посетил президент Армении Серж Саргсян, то его французский коллега  Франсуа Олланд заявил, что «приложит все усилия, чтобы вывести процесс урегулирования карабахского конфликта в завершающую фазу, довести до конца, причём на основании Мадридских принципов».

Это - позиция, как бы кто к ней не относился. Вот почему, когда Евросоюз заявляет, что посредники Минской Группы ОБСЕ «способны активизировать процесс урегулирования нагорно-карабахского конфликта, достичь прогресса на переговорах в поисках справедливого политического урегулирования нагорно-карабахского конфликта»,  возникает вопрос: «Означает ли это, что  скоро Париж  приступит  к осуществлению  своей карабахской  «партии»? Все может начаться  с того, что  Париж станет вводить в переговорный процесс  Степанакерт,  подписав с ним  специальное соглашение.

 

Станислав Николаевич Тарасов - обозреватель ИА REX

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в LiveJournal.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Подписывайтесь на ИА REX
Поддерживаете ли Вы введение более жёстких мер по соблюдению Режима самоизоляции?
57.1% Нет
Поддерживаете ли Вы проведение парада Победы 24 июня?
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть