Расширение Москвы
1 июля 2012 года Москва увеличилась в два с половиной раза и теперь по своим размерам уступает разве что Большому Пекину. По плану Медведева, бизнес в Новую Москву должны были притянуть административные центры, в которые переедут высшие органы власти, а также готовая для работы инфраструктура. Но чиновники и депутаты переезд откровенно саботировали, высшие судебные инстанции по плану Путина отправлены в Санкт-Петербург. Теперь при освоении новых территорий градостроительная активность должна развернуться вокруг 12 «точек роста». В этих кластерах планируется построить почти 60 млн кв.м. коммерческой недвижимости, 30 млн кв.м. жилья, планируется создать 105 тысяч рабочих мест. «Точки роста» - это не земли в чистом поле, а уже сформировавшиеся территории, расположенные поблизости от населенных пунктов и транспортных магистралей.
12 «точек роста» Новой Москвы
«Точка роста» |
Назначение |
Планируемое население, чел |
Планируемое количество новых рабочих мест |
Планы по строительству жилой недвижимости, тыс. кв.м. |
Планы по строительству коммерческой недвижимости, тыс. кв.м. |
Троицк |
Научно-образовательный, медицинский и логистический кластеры |
350 000 |
190 000 |
7 000 |
4 000 |
Коммунарка |
Административно-деловой центр |
300 000 |
300 000 |
6 000 |
5 500 |
Румянцево |
Административно-деловой центр, технопарк, складской центр |
170 000 |
236 000 |
3 400 |
4 000 |
Внуково |
Транспортно-логистический и выставочный кластеры |
150 000 |
280 000 |
3 000 |
7 000 |
Рязаново |
Административно-деловой центр, производственно-логистический кластер |
150 000 |
260 000 |
3 000 |
5 000 |
Щапово |
Аграрный и логистический кластеры |
100 000 |
120 000 |
2 000 |
6 000 |
Вороново |
Неизвестно |
100 000 |
190 000 |
2 000 |
6 000 |
Кленово |
Неизвестно |
50 000 |
80 000 |
1 000 |
4 500 |
Ярцево |
Логистический кластер |
50 000 |
70 000 |
1 000 |
3 000 |
Мосрентген |
Административно-деловой центр, торговый кластер |
30 000 |
115 000 |
600 |
5 500 |
Киевский |
Транспортно-логистический кластер |
25 000 |
100 000 |
500 |
6 000 |
Рогово |
Аграрно-рекреационный кластер |
25 000 |
60 000 |
500 |
3 000 |
Всего на новых территориях планируют возвести 50 млн кв.м. коммерческой недвижимости и столько же жилой. Власти рассчитывают переселить в Новую Москву не менее полутора миллионов человек, создав для каждого из них как минимум по одному рабочему месту. Для сравнения: сегодня в Новой Москве проживает только 232 тысячи человек и имеется лишь 85 тысяч рабочих мест (то есть только 0,37 рабочих мест на каждого жителя).
Среди знаковых проектов в Новой Москве можно отметить, прежде всего, наиболее проработанный – технопарк «Румянцево». В его развитии принимают участие 11 застройщиков, здесь предполагается разместить до 1,5 млн кв.м. недвижимости: торговых центров, складов, административно-деловых центров и коммунальной инфраструктуры. Один из наиболее крупных инвестиционных проектов в технопарке реализует одноименная компания ООО «Румянцево», учрежденная X5 Retail Group – строительство торгово-делового комплекса на 300 тыс. кв.м. Из 15 тысяч рабочих мест, которые должен дать этот проект, 4 тысячи будет вывезено из центра Москвы.
Увеличивается объём частных инвестиций в дорожную инфрастуктуру
Девелоперов, реализующих масштабные проекты в Новой Москве, столичные власти призывают вложиться и в дорожное строительство, а также в создание парковок. Инвесторам, чтобы им не сократили ранее утвержденные объемы строительства и не лишили госзаказов, приходится отзываться. Благо «запас прочности» инвестиционных проектов позволяет – за 2012 год новостройки Новой Москвы подорожали до 40%. Так, компания MD Group, возводящая в Южном Бутово на 38 гектарах жилой микрорайон, заявила о намерении профинансировать строительство части хорды, которая свяжет Бутово с Солнцево и аэропортом Внуково. А компания «Пламя», создавшая в поселке Мамыри международный центр оптовой торговли «Лотос-Сити», уже построила четырехполосную дорогу к деревне Николо-Хованское и готовится к строительству транспортной развязки хованской дороги с Калужским шоссе. Кроме того, компания строит четыре 17-этажных гостиницы на 7 тысяч человек и складской терминал.
Первые попытки развития иностранных инвестиций на присоединенных территориях
Для повторения успешного опыта китайского и европейского строительства мегаполисов, ставку московские чиновники решили сделать на крупный иностранный бизнес. Первые road-show власти Москвы в ноябре и декабре провели для дипломатических миссий. Но пока в Москве нет законодательства о государственно-частном партнерстве в целом и о концессиях в частности, желающих вкладываться в присоединенные территории будет немного.
Освоение промзон внутри Москвы
Ещё один важный тренд 2012 года – столичные власти наконец услышали нас и других экспертов, призывавших Москву расширяться не только на юго-запад, но и внутрь, осваивая городские промзоны. Они занимают более 30 процентов территории старого города и используются не в полной мере и не по назначению.
В ноябре мэр Москвы Сергей Собянин одобрил застройку почти 500 гектаров вокруг автозавода «ЗиЛ». В 1990-е годы производство пришло в упадок, сейчас долги автозавода составляют почти 650 млн евро. Правительство Москвы, являющееся основным акционером завода, рассчитывает, что развитие соседней с ним территории со временем поможет выйти из долгового кризиса. 1,5 млн кв.м. построек до 2025 года московские власти планируют снести и на этом месте соорудить 1,5 млн кв.м жилья, 0,9 млн кв.м производственных площадей и свыше 2 млн кв.м. торгово-офисных помещений с социальной инфраструктурой - медицинскими, образовательными и спортивными центрами, а также парками. Проектом предусмотрено строительство дорожно-транспортной инфраструктуры: дорог, мостов, тоннелей, переходов, пассажирской станции ЗиЛ и новой станции метро Замоскворецкой линии «Технопарк».
На территории «ЗиЛа» уже работают некоторые инвесторы, в том числе иностранные. В октябре соглашение с московскими властями о запуске сборки южнокорейских среднетоннажных грузовиков на мощностях автозавода подписала Hyundai. Производство начнется во втором квартале следующего года. Первые опытные образцы автомобилей уже сошли с конвейера, а к 2015 году планируется наладить выпуск по полному циклу. Общий объем вложений, которые необходимы для начала выпуска Hyundai, составляет 300 млн евро.
Проект застройки территории автозавода «ЗиЛ» должен способствовать возвращению в Москву многих инвесторов, переключившихся на работу в другие регионы после того, как в прошлом году Сергей Собянин отменил строительство 9 млн кв. м. недвижимости, инициированное его предшественником Юрием Лужковым.
председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа» Павел Гагарин
Комментарии читателей (0):