История современной Украины, так или иначе, пересекается с историей военных лет. Одним из камней преткновений в нынешнем украинском обществе по-прежнему остаётся роль националистических организаций ОУН-УПА, действовавших в годы Второй Мировой на территории Западной Украины. По словам одних историков, ОУНовцы вместе с УПА действовали как против гитлеровских войск, так и против Красной Армии. Другая же часть историков склоняется к версии, что ОУН-УПА является прямым подразделением Третьего Рейха. Об этом споре, а также об исторических фактах и популярности националистической партии «Свобода» на Украине рассказал народный депутат Верховной Рады Украины Юрий Болдырев 10 декабря в Киеве в ходе видеомоста Москва — Киев на тему «Героизация нацизма. Можно ли остаться в стороне?», сообщает корреспондент ИА REX.
Я думаю, что расхождения в позиции украинского и российского МИДов, имеют свои корни в личности Иосифа Сталина. Если бы он не присоединил Западную Украину к СССР по договорённости с гитлеровским режимом, то сейчас картина украинской политической жизни имела бы иной характер. Есть большая Украина, на территории которой абсолютное большинство граждан мыслит, как и в РФ, и есть Западная Украина — Галиция и Волынь, где социальная база коллаборационизма выглядит иначе, примерно так же, как в Прибалтике. Позиция украинского МИДа мне понятна: он не может не учитывать мнение 10% населения. На Западной Украине идеи коллаборационизма и сегодня имеют поддержку. В новом парламенте впервые будет присутствовать партия «Свобода», которая откровенно высказывается в отношении поддержки ксенофобских идей. Эта политическая сила зарегистрирована, парламентская партия, и МИД не может с этим не считаться. Идеи эти живы на протяжении всей истории пребывания Западной Украины в составе СССР и современной Украины.
Украинское общество сложнее российского: в РФ тоже присутствуют люди, которые хотели бы переписать историю, например, реабилитировать генерала Власова или казачьи соединения, воевавшие в составе Вермахта, но в РФ эта идеология является маргинальной. У нас эта идеология не является маргинализированной. Я понимаю украинский МИД, это птенцы гнезда Удовенко, который создал эту команду, и они думают так, как учил их учитель. Искать решение нужно в иной плоскости.
На Украине есть не так уж много светильников разума, и есть директор Института философии Академии наук Украины Мирослав Попович. На одном из ТВ-каналов несколько лет назад было ток-шоу на тематику национализма и УПА. Попович всю программу сидел молча, и в самом конце он сказал простую фразу, о том, что обсуждать, была ли победа украинского народа, и было ли освобождение благом для украинского народа, смешно, потому что он во время Второй Мировой войны был ребёнком, и он помнит, что, когда советские войска освободили его село, то женщины целовали не только советских солдат, но и даже лошадей.
Если мы будем учить наших детей и внуков относительно того, была ли победа во Второй Мировой, не на прагматизме историков, а на рассказах людей, которые пережили те времена, то с воспитанием у нас будет всё неплохо. Другое дело, что современные СМИ и массовое искусство находятся в другом тренде. Я видел фильмы украинского производства на темы борьбы УПА против советского режима. Мне было познавательно смотреть фильмы, но чувство брезгливости не пропадало до последнего кадра. Думаю, все актёры этих фильмов несут широкую моральную ответственность. Плохо, что уходить моральный авторитет из общества. Люди перестают воспринимать трагедию прошлого как актуальную. Мой дедушка прошёл всю Отечественную войну, закончил в ночь на 8 мая, переходя линию фронта с разведгруппой на территории Венгрии, и начинал праздновать 8 мая, считая, что это его второй день рождения, потому что они случайно попали под артобстрел своей же армии.
Хорошо, что на Украине позиция «Свободы» — частная позиция, но не позиция официальной украинской власти, и это даёт надежду, что, в случае, если те, кому принадлежат СМИ, вместо нынешней политики, приведшей наследников коллаборационистов в парламент, начнут действовать иначе, даст надежду, что украинское общество воздержится от болезни ксенофобии, героизации преступников и распространения этой болезни по стране. Я знаю лично многих людей, которые пострадали от рук ОУН-УПА, не будучи даже приезжими с Восточной Украины или России. Фактически, ОУН-УПА держали режим террора по отношению к своему народу, чтобы лишить базы советские войска и создать свою базу. То, что они проиграли — результат их собственной деятельности.
Комментарии читателей (0):