Публицист и оппозиционер Дмитрий Быков в Казани высказался о перспективах развала страны. «Россия упустила тот момент, когда ещё можно было жить единой территорией. Мне кажется, Татарстан сегодня во многих отношениях — чуждая и потерянная территория. Я не говорю о том, что это приведёт к территориальному распаду. Соединённые Штаты Америки, к примеру, очень плотно сидят вместе. Но Соединённые Штаты, в которых у каждого есть свои законодательство и права, к этому мы, видимо, и придём. Татарстан — анклав внутри России. Анклав во многих отношениях татарский, исламский. Сделать из него стопроцентный русский не получится и не надо...».
Павел Крупкин, научный руководитель Центра изучения современности (Париж, Франция):
Для понимания политики в Татарстане следует, прежде всего, помнить, что политикой в Российской Федерации дозволяется заниматься лишь отобранным корпорациям, среди которых этнокорпорации являются отнюдь не самым мощным подклассом. В частности, правительство Татарстана в своих амбициях на территории республики взаимодействует или соревнуется с несколькими корпорациями федерального уровня (ФСБ, прокуратура, казначейство, РЖД, Транснефть, и т.д.). Потому, даже учитывая хозяйственные аффилиаты этнокорпорации (Татнефть, Нижнекамскнефтехим, Камаз, др.), все же следует признать, что ей приходится считаться с «федералами» существенно. Именно поэтому, по всей видимости, этнокорпорация и «разгуливает» на подконтрольной территории нетрадиционный ислам — просто чтобы усилить свою переговорную позицию с федералами — уж больно сладким кажется со стороны опыт некоторых республик Северного Кавказа.
Будучи рождённой в рамках ленинско-сталинской национальной политики в 1920 г., татарская этнокорпорация в течение всего советского периода развивалась на основе некоторого баланса интересов полиэтничного правящего слоя, в целом отражавшего этнический состав населения подконтрольной территории. Однако в начале 90-х лидерам этнокорпорации удалось вытеснить «инородческие» элементы из органов государственного управления, превратив этнокорпорацию Татарстана в центральный элемент сложившейся по результатам таких усилий этнократии. При этом этнократия в Казане оказалось настолько слаженной, что «федералам» не удалось далеко продвинуться в торгах по балансировке этносостава региональных органов, который был предпринят в 00-х гг. в рамках «восстановления вертикали власти».
Известно, что наличествующая корпорация корпораций под названием РФ нигде не приветствует низовую самоорганизацию людей, потому не следует удивляться, что приветствовать таковое без особых причин не будет и этнокорпорация Татарстана. Для усиления своих переговорных позиций с федералами этнокорпорации достаточно нетрадиционного ислама, а русское движение ей в этом плане просто бесполезно. Видимо этим и обусловлена видимая асимметрия принимаемых решений по дозволению массовых мероприятий в Казани. С другой стороны, федералам могло бы оказаться полезным массовое низовое демократическое движение, которое могло бы ограничить монополию этнокорпорации на муниципальном уровне, усиливая переговорную позицию федералов, но кто ж в Кремле умеет (или хочет) играть «в долгую»?
Комментарии читателей (0):