В Правительстве Грузии введён пост спецпредставителя премьер-министра по вопросам урегулирования отношений с Россией. Если Москве потребуется сделать алаверды, у нас может быть введён пост спецпредставителя президента по взаимоотношениям с Грузией — ведь именно глава государства (согласно ст. 86 Конституции РФ) осуществляет руководство внешней политикой России.
Насколько обоснован будет такой шаг? В подавляющем большинстве случаев статус спецпредставителей президента РФ в качестве дополнительного получали чиновники, курирующие связи с международными организациями, группами государств, разрешение острых конфликтов в какой-то стране, либо глобальных проблем. Но были и исключения, когда спецпредставитель президента назначался для работы с отдельными государствами, где в данный момент не происходит вооружённого конфликта. Так, глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров является спецпредставителем по Южной Осетии, губернатор Кубани Александр Ткачев — по Абхазии, Владимир Рушайло был спецпредставителем по развитию отношений с Киргизией, экс-глава Минсельхоза Алексей Гордеев — по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству с Монголией, а бывший и нынешний послы России на Украине Виктор Черномырдин и Михаил Зурабов имели статус спецпредставителей по развитию торгово-экономических отношений с этой страной. Так что, если наш президент назначит спецпредставителя по взаимоотношениям с Грузией, достоинства России это нисколько не уронит.
Спецпредставитель грузинского премьер-министра Зураб Абашидзе — опытный профессиональный дипломат, начавший свою карьеру ещё в МИД СССР и, как он сам заявлял публично, имеющий хорошие связи в Москве ещё со студенческих времён. Это не какой-нибудь молодой публичный политик, который во имя тренировок в остроумии и ради попадания на пару часов в ТОП новостных коллекторов, готов поставить под удар взаимоотношения двух стран. В этом смысле работать с Зурабом Абашидзе его российским коллегам будет легче. Но это не значит, что переговоры с его участием будут весёлым грузинским застольем. Умный, но твёрдый переговорщик обычно лучше глупого и агрессивного, но это, естественно, не гарантирует простоту переговоров. Ведь и он сам ещё в 2010 году заявлял, что «ни одно грузинское правительство не сможет пойти на восстановление дипотношений с Россией и возвращение российского посольства в Тбилиси до тех пор, пока существуют российские посольства в Цхинвали и Сухуми».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 15.12.12 Представители России и Грузии обсудили пути нормализации отношений
- 03.11.12 МИД: Россия ждёт от Грузии конкретных шагов по нормализации отношений
- 02.11.12 Жарких объятий с Грузией не будет: эксперты о спецпредставителе
- 02.11.12 Назначение спецпредставителя Грузии по России - показушная инициатива: Фёдор Яковлев
Если спецпредставитель президента России по взаимоотношениям с Грузией будет назначен, он безусловно должен быть опытным дипломатом или специалистом по проблемам региона, способным при этом твёрдо отстаивать интересы страны. Но важен и другой аспект. Грузия представляет интерес для Москвы, прежде всего, как коридор, связывающий её с Арменией, ключевым стратегическим партнером России в регионе. Поэтому спецпредставитель по взаимоотношениям с Грузией должен смотреть на российско-грузинские отношения комплексно, в масштабе российских интересов на всём Южном Кавказе.
Кроме официальных спецпредставителей, для работы с Грузией можно использовать и неофициальные каналы. Например, у Московского Патриархата хорошие отношения с Грузинской православной церковью, весьма влиятельной в своей стране. Никаких официальных статусов для таких переговоров Патриарху Московскому не требуется. Светскому характеру государства это нисколько не противоречит. Подобные неформальные каналы во внешней политике де-факто используют почти все государства мира, в том числе самые секуляризированные.
политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков
Комментарии читателей (0):