Александра Турчанинова: ОРКСЭ - как вырастить оскорбляющих чувства верующих

20 октября 2012  17:48 Отправить по email
Печать

Недавно обозреватель издания «Новая Газета» Андрей Колесников опубликовал статью «Власть выпустила из бутылки православного джинна». В статье, в частности, есть такой абзац: «Процессом над Pussy Riot власть — церковная и светская — не только окончательно и бесповоротно фрустрировала Запад. Она — что гораздо опаснее для неё самой — выпустила из бутылки джинна православного „активизма“. Потом сама испугалась, потому что ситуация с бурлящей в котле дикостью начала выходить из-под ее контроля».

Не секрет, что религия и власть шли рука об руку испокон веков, и зачастую религия была импульсом многих войн. Однако, она была и той составляющей нашей жизни, которая при грамотном её применении сдерживала чересчур уж революционные порывы сердец. Собственно, как сказал шутник Вольтер, «если бы Бога не было, его надо было бы выдумать». А потому события последнего года стоит рассмотреть внимательнее, ведь вместо выгодного брака церкви и власти может произойти крушение государственности, о чём так или иначе сказал и Колесников.

Весной, когда начинают играть гормоны, отличились три представительницы группы Pussy Riot. Затем уже в летнюю жару было покушения на муфтия Татарстана Илдуса Файзова. Осенью в период обострений одновременно был ужесточён закон об оскорблениях чувств верующих и введена дисциплина под устрашающей аббревиатурой ОРКСЭ - основы религиозных культур и светской этики. Кроме того, недавно появилась информация о том, что православные на разного рода гаджетах стали менять логотип с надкушенным яблоком известного по всему миру производителя на кресты.

Глядя на события этого года, можно было бы сказать, что осенние события были реакцией на весенние безумства участниц девичей панк-группы, но, к сожалению, предмет ОРКСЭ планировался ещё с 2009 года, а коль скоро становление гражданского общества начинается со школьной скамьи, то со злополучного предмета и начнём.

С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начали изучать курс «Основы религиозных культур и светской этики». В рамках данного учебного предмета по выбору обучающихся или по выбору их родителей изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, и основы светской этики.

БУДЬТЕ В КУРСЕ

А это значит, что учащиеся 4-х классов будут через какое-то время вести теологические споры примерно такого содержания: "Мой Б-г лучше, чем твой". После чего те же учащиеся могут и подраться, отстаивая свою правоту. Когда-то в том же возрасте, выбирая иностранный язык для изучения, большинство выбравшее английский зачастую дразнило тех пятерых, которые выбрали немецкий, величая их в лучшем случаи фрицами. И наоборот. К сожалению, в школе правда всегда либо на стороне либо большинства, либо на редкость хулиганистого меньшинства.

Второй длинный минус программы — это кадровый вопрос. Сможет ли учитель, будучи убеждённым атеистом или к примеру буддистом, прослушав небольшой курс лекций по тому же исламу, рассказать об этой религии маленьким детям, до которых сложное нужно донести простыми и понятными словами? Ведь недаром один из авторов программы в лице руководителя Центра образовательных проектов издательства «Просвещение» Александра Данилюка делится историями о том, как неподготовленные учителя пугают детей потрясающими «страшилками», как например эта: не будешь поститься — в ад попадёшь!

Логично, что, изучив в числе 25 человек буддизм, и осознав своё превосходство над тем учеником, который буддизм учить не хотел, а хотел ислам, дети вряд ли смогут далее жить, не оскорбляя чувств верующих. Возвеличивание себя над остальными ещё со школьной скамьи не может привести к терпимости во взрослом возрасте. Ведь вряд ли эти свежеподготовленные учителя озвучат детям и такую истину, как ту, что открыл бельгийский писатель Жюльен де Фалкенаре: «Невозможно надеяться на рай одной религии, не рискуя попасть в ад всех других». И вряд ли вспомнят знаменитый афоризм писателя Джонатана Свифта - «Мы достаточно религиозны, чтобы ненавидеть друг друга, но недостаточно религиозны, чтобы любить друг друга». А может, стоит говорить именно об этом?

Что же ждёт ребёнка, которого в школе с самого детства готовят к нарушению нового законодательства? Согласно, законопроекту, внесённому в Госдуму, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет за оскорбление чувств верующих.

Помимо того, что теперь за оскорбление религиозных чувств будет введено лишение свободы, в разы увеличатся штрафы — возможно, что в 100 раз. Например, за унижение богослужений введут штраф в размере до 300 тысяч рублей, наказание в виде обязательных работ на срок до 200 часов или лишения свободы на срок до трех лет.

«Убийства духовных лидеров, насилие в отношении верующих, спиливание крестов, разрушение храмов, кощунственные хулиганские акции, вандализм на кладбищах, нанесение оскорбительных надписей — все эти действия направлены на разрушение многовековых духовно-нравственных основ России, дискредитацию традиционных ценностей и по сути служат возбуждению гражданской розни и подрыву суверенитета страны», — отмечается в заявлении Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций.

Согласно этому проекту, Уголовный кодекс РФ должен пополниться новой статьей — «Оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан и (или) осквернение объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест, предназначенных для совершения религиозных обрядов и церемоний».

Также, по мнению депутатов, законодательство должно позволять эффективно пресекать преступления, направленные на разжигание межрелигиозной напряженности, в том числе в интернете.

Закон этот весьма спорный. С одной стороны его можно трактовать, как прямое указание на увеличение авторитета РПЦ. С другой стороны, как опасения политиков, что после осуждения Pussy Riot начнётся цепная реакция вроде уже происходящего спиливания крестов, тогда закон становится способом обороняться. Но здесь стоит вернуться к идее политика Михаила Прохорова о религиозном кодексе — ведь несомненно одно: в многоконфессиональной стране должно быть уважение к представителям другой конфессии, а уж коль скоро вера - вопрос настолько тонкий, что порой вызывает в человеке самые тёмные чувства, когда его задевают, то возможно подобные действа должны быть наказуемы.

Однако, коль скоро речь идёт о високосном в религиозном вопросе годе, то стоит подумать о создании единого кодекса, который коснётся и ОРКСЭ, а значит и воспитания терпимости, и последующего наказания, ведь как можно спрашивать с граждан, рождённых в СССР, или их детей, учившихся по пока несовершенному ещё ОРКСЭ? Возможно, предмет история мировых религий, был бы куда продуктивнее, нежели то, что получили школьники 2012 года.

Потому стоит надеяться, что раз уж за високосным годом следуют ещё четыре несколько более спокойных, то и разработчики ОРКСЭ и религиозного кодекса всерьёз подойдут к этой более, чем щекотливой проблеме, ведь история знает, что религиозные войны были едва ли не самыми кровавыми.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть