Выбор сделан, обновления губернаторского корпуса не будет: Михаил Нейжмаков об итогах выборов

Политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков прокомментировал прошедшие 14 октября в России выборы.
16 октября 2012  10:08 Отправить по email
Печать

Политолог, эксперт ИА REX Михаил Нейжмаков прокомментировал прошедшие 14 октября в России выборы.

Итоги губернаторских выборов вполне предсказуемы. Белгородский губернатор Евгений Савченко давно и твёрдо контролирует свой регион, обладая большим авторитетом. В Новгородской области и Приамурье с действующими губернаторами соперничали не самые сильные кандидаты. На определенный риск власти шли в Рязанской и Брянской областях. Здесь позиции губернаторов считались не столь прочными, а снятие с дистанции сразу нескольких политиков, претендующих на протестный электорат (на Брянщине действующий глава Николай Денин остался с главным конкурентом Вадимом Потомским и вовсе один на один) часто приводит к массовому голосованию за последнего оставшегося кандидата с репутацией оппозиционера. Тем не менее, власти поступили весьма дальновидно. Оппозиционных кандидатов в губернаторы, уже получивших регистрацию и преодолевших муниципальный фильтр, они не снимали с выборов через суд. Так, Игорь Морозов в Рязанской области снял свою кандидатуру по договорённости с соперником. А если кандидат сходит с дистанции без скандала, а избиратель ещё не разогрет предвыборной кампанией оппозиции, то простые граждане скорее проигнорируют выборы, чем предпочтут массовое протестное голосование. На Брянщине свою роль сыграл и «варяжский» статус Вадима Потомского. Возможно, какую-то долю поддержки действующему брянскому губернатору принесла история с попыткой лишить его регистрации в качестве кандидата. Но тот факт, что именно Денин был самым уязвимым из всех вступивших в предвыборную гонку коллег, показывает результат Вадима Потомского — будучи «варягом», он, по официальным данным, получил около 30% голосов, а в областном центре лишь ненамного отстал от соперника.

В принципе же, первый залп губернаторских выборов после их возвращения еще раз показал, что их результатом в ближайшем будущем станет не обновление губернаторского корпуса, а повышение шансов действующих глав сохранить свои посты. Если в эпоху назначений Кремль ещё мог делать смелые кадровые шаги, то теперь ему проще ставить на проверенных действующих глав.

Выборы в Законодательные Собрания также не принесли особых сюрпризов. Регионы, где 14 октября прошли соответствующие выборы, являются достаточно стабильными, чтобы вызывать у властей серьёзные опасения. Три из них возглавляются губернаторами-«старожилами» (Пензенская область, Краснодарский край и Удмуртия), причём твёрдо контролирующими ситуацию (что демонстрировали и результаты выборов в Госдуму по этим территориям). Глава Сахалинской области Александр Хорошавин находится у власти меньшее время, но достаточно хорошо укоренился в регионе. Губернатор Саратовской области Валерий Радаев, хотя и занимает свой пост лишь с апреля 2012 года, но его назначение как раз не создало, а погасило конфликт элит.

Несколько особняком стоит ситуация в Северной Осетии. По предварительным данным, здесь «Единая Россия» побеждает, но получает наименьший результат из всех регионов, где прошли выборы заксобраний (около 44%), а пришедшие вторыми «Патриоты России» — самый высокий результат среди оппозиционных партий на уровне регионов (около 26%). Причина проста — в республике выборы по сути, отразили внутриэлитный раскол. Как уже приходилось писать, лидер списка «Патриотов России» Арсен Фадзаев — олимпийский чемпион, экс-депутат Госдумы РФ, в 2003 году избиравшийся от этого же региона в парламент по одномандатному округу. В 2007 году показателем его влияния стали выборы в городское собрание Владикавказа — там поддержанная им группа «Новая сила» по числу проведённых депутатов ненамного отстала от сторонников тогдашнего мэра города (11 мест против 13 соответственно).

Выборы в региональные заксобрания — по сути, «референдум о доверии» губернаторам. Результаты «Единой России» на этих выборах связаны, прежде всего, с ситуацией в регионе, а потом уже с федеральной политикой. В предыдущих электоральных циклах была такая закономерность. Партия власти набирает максимальный запас сил и популярности к федеральным парламентским выборам, так как они являются «репетицией» президентских. То есть, результат «медведей» на думских выборах так или иначе оказывается привязан к рейтингу президента, который даже в худшие времена всегда выше, чем у этой партии. А затем на первых же после президентских региональных выборах результаты обычно оказывались ниже — все предыдущее десятилетие мало кто из губернаторов мог похвастаться даже в пределах своего региона поддержкой большей, чем у Путина. Сейчас ситуация немного другая. К парламентским выборам-2011 единороссы подошли не на пике поддержки, а в самом разгаре её падения. В их результате, учитывая очень вялую федеральную предвыборную кампанию, больше региональной составляющей. Поэтому, как мы и прогнозировали сейчас падения поддержки единороссов по сравнению с федеральными парламентскими выборами и не произошло. Напротив, в ряде регионов наблюдался её рост. Этот рост имел место и в тех регионах, где уровень административного давления на избирательный процесс признаётся наименьшим.

На хорошие результаты «Единой России» повлияла и не самая высокая явка во многих регионах (в последнее время, высокая активность избирателей чаще работает против партии власти).

В любом случае, нынешние региональные выборы ещё раз показали, что слухи о «последних днях» «Единой России» сильно преувеличены. Как уже приходилось писать весной, рано хоронить неубитого «медведя».

Из муниципальных предвыборных кампаний обращают на себя внимание не столько вполне предсказуемые итоги выборов мэров Химок или Калининграда, сколько результаты на выборах депутатов муниципального уровня. В областных центрах «Единая Россия» также смогла улучшить свой результат — по сравнению с думскими выборами, а часто — и по сравнению с предыдущими парламентскими. Можно вспомнить, например, об итогах выборов городской Думы Твери, где в марте 2009 года имел место один из самых заметных провалов «медведей». Тогда они получил лишь 29,44% голосов против 49,18% у КПРФ. Сегодня единороссы лидирует с результатом в 41,3%, за ними следует КПРФ с 18,72% голосов и «Справедливая Россия» с 17,82% голосов. Собственно, три года назад власти сами помогли коммунистам, отстранив от участия в предвыборной гонке «Яблоко», а также местные движения «Союз избирателей» и «Родители за будущее детей», созданные местными популярными политиками и активно развернувшими предвыборную кампанию. Это только накалило обстановку и спровоцировало рост протестного голосования. Сегодня прогубернаторские политтехнологи такой ошибки уже не допустили. Кроме того, в первую ройку «Единой России» на этот раз был включен экс-мэр Твери Олег Лебедев (в 2009 году он находился в заключении, на поддержку его сторонников претендовала организация «Родители за будущее детей»). Напротив, оказавшись в ситуации более жесткой конкуренции за протестный электорат, КПРФ голоса потеряла. Сказалось и разочарование части избирателей трёхлетним пребыванием коммунистов в городском парламенте.

Напротив, активную кампанию провела «Справедливая Россия». В 2009 году местное отделение этой партии считалось одним из «филиалов» непопулярной в городе областной администрации, поэтому испытывала недоверие части оппозиционных избирателей. Сегодня же и команда справедливороссов оказалась достаточно известной — во главе списка стояли Алексей Чепа и Елена Драпеко.

На муниципальном уровне смогли проявить себя старые непарламентские партии. Например, «Патриоты России» при выборах в Совет депутатов городского округа Янтарный (Калининградская область) даже обошли «Единую Россию» (36% против 27% голосов) и победили в 4 из 6 одномандатных округов. Костяк депутатов-победителей составили лица, связанные с янтарной индустрией. Стоит отметить, что здесь подспорьем для оппозиции стала очень высокая для муниципальных выборов явка (67,66%). Для сравнения интерес к выборам мэра Калининграда проявили лишь около 20% избирателей. В Первоуральске (Свердловская область) партия «Яблоко», в список которого вошли люди, близкие к мэру города Юрию Переверзеву, заняла второе место с 20% голосов.

В ряде городов достигли успехов и новые партии. Например, в Свердловской области. Так, в Березовском на выборах городского Совета получила 14% голосов Российская экологическая партия «Зелёные» (опередив КПРФ), в Каменск-Уральском набрала 9% голосов Партия пенсионеров России. В Карачаево-Черкессии в городе Карачаевск список «Коммунистов России» опередил КПРФ (8,54% против 8,08%). Многие уже поспешили объяснить этот казус расположением данных о партиях в избирательном бюллетене — «Коммунисты России» оказались выше, чем «старая» Компартия. Но много ли примеров, чтобы за спойлер голосовало больше людей, чем за искомую, «свою» партию? Обратим внимание — в ряде регионов наряду с КПРФ шли на выборы «Коммунисты России» и Коммунистическая партия социальной справедливости, но подобная аномальная путаница случилась только в Карачаевске. Кроме того, в Карачаево-Черкессии «Коммунисты России» вели собственную предвыборную кампанию, выпуская видеоролики с критикой КПРФ. На выборах в Черкесске это даже стало причиной жалоб представителей Компартии в территориальную избирательную комиссию. Простейшие спойлеры, которые надеются, что их перепутают с крупной партией, как правило, наоборот, избегают обретать собственное лицо и как-то заявлять о себе до выборов. Скорее, причина «карачаевской аномалии» в другом. Возможно, успех «Коммунистов России» в Карачаевске можно объяснить тем, что их список в этом городском округе возглавили представители семьи Маршанкуловых, ещё несколько лет назад очень влиятельной в этой местности, хотя и со сложной судьбой некоторых её членов.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть