Игорь Гиоргадзе: Право называться народом

Есть Грузия, моя Грузия, Грузия, в которой я научился ходить, говорить, дружить, любить, в которой стал мужем, отцом... Она, эта Грузия — удел Богородицы, моя Родина, моё сокровище, мой дар, моя гордость, моя беззаветная любовь и моё утешение. Настоящая, подлинная, вечная Грузия, великое достояние человеческой цивилизации, всей мировой культуры!
1 октября 2012  12:57 Отправить по email
Печать

Московский журнал "Однако" опубликовал сегодня статью известного политического деятеля Грузии Игоря Гиоргадзе, уже много лет представляющего радикальную оппозицию режимам Шеварднадзе и Саакашвили и потому вынужденно находящегося в политической эмиграции. ИА REX приводит текст статьи полностью.

* * *

Есть Грузия, моя Грузия, Грузия, в которой я научился ходить, говорить, дружить, любить, в которой стал мужем, отцом... Она, эта Грузия — удел Богородицы, моя Родина, моё сокровище, мой дар, моя гордость, моя беззаветная любовь и моё утешение. Настоящая, подлинная, вечная Грузия, великое достояние человеческой цивилизации, всей мировой культуры!

Но где она есть? Где те неповторимые чувства, ощущения, запахи, движения, цвета, жесты, звуки, взгляды, отношения, из которых ткалась и вышивалась, которыми струилась, росла и цвела наша ни с чем не сравнимая грузинская жизнь, наша волшебная неоконченная сказка Сакартвело? Есть ли она ещё здесь, на Земле? Сохранилась ли?..

Такого рода и уровня драгоценные чувства и ощущения для нас способно сохранять, сберегать, как в анабиозе, до лучших времён, защищая от всевозможных губительных влияний, только с трудом уловимое и потому не до конца изученное понятие — национальное сознание.

Приведу академическое толкование: национальное сознание — это совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, характеризующих содержание, уровень и осо­бенности духовного развития нации. В чис­ло его основных элементов обыч­но включаются осознанное отношение нации к её ма­териальным и духовным ценностям; способности к творчеству ради их умножения; осознание необходи­мости своего сплочения ради осуществления нацио­нальных интересов и успешных взаимоотношений с другими национально-этническими группами.

А теперь, через призму этого толкования постараемся, абстрагируясь от всего, посмотреть на себя с возможной долей объективности.

Наше национальное сознание формировалось более трёх тысяч лет, причём, по большей части, в самых напряжённых, экстремальных условиях. Чтобы понять, почему мы оказались в нашем теперешнем положении, чтобы найти подходы к его исправлению, мы обязаны разобраться в том, что же на самом деле произошло с ним (сознанием) в последние четверть века новейшей истории нашей многострадальной Грузии. Почему волшебная сказка нашего бытия стала настолько тревожной, безрадостной, безысходной, страшной? И наша ли всё ещё это сказка? Кто, в конце концов, и зачем нам её рассказывает?...

Определяющими чертами грузинского национального сознания всегда были мудрость, рассудительность, дипломатичность. Мы могли найти решение самой сложной проблемы, притом — лучшее решение. Мы умели не только красиво говорить — мы умели слушать. Мудрость, интеллект, изобретательная рассудительность позволяли нам на протяжении веков занимать особое положение на Кавказе. Невзирая на все сложности, угрозы и испытания истории мы сохраняли многонациональную культуру, были способны вести сложный диалог, скрепляя и удерживая в единстве грузинскую нацию.

Грузины всегда были открыты, если не сказать распахнуты, ко всем и ко всему, посланному нам Господом. Это полноценно сказывалось в отношении нашего общества к представителям иных культур, наций и народностей и, что особенно важно, иных вер, религий и конфессий. Это не противоречило традиционному укладу, а лишний раз подтверждало его статус: мы были толерантны, мы никогда не опасались, что столкновение с той или иной верой, мировоззрением, опытом мироустройства может хоть как-то повредить, а тем более пошатнуть наши собственные священные вековые устои.

В тоже время, мы оберегали и с трепетом относились к тому, чтобы наш национальный внутренний мир оставался нашим, — не лучше и не хуже других, а именно нашим.... Вот что говорит об этом один из известных кавказоведов Дэвид Ленг в своей книге «Грузины. Хранители святынь»: «Один восточный путешественник назвал их (грузин) „свободными, страстными и жизнерадостными“, грузины всегда поощряли сборища, хотя всегда противостояли тем, кто пытался проникнуть в их закрытый и глубоко национальный внутренний мир или навязать свою социальную систему»

Грузины всегда обладали талантом становиться всеобщими любимцами. Обаяние действительно свойственно нам как народу, общности, нации, а не только на индивидуальном уровне. Это наше свойство можно проследить в разных эпохах. В последние века таковое качество в полной мере проявилось в особом статусе, как Грузии, так и грузин в двух империях: Российской и Советской. Проявилось и в быту, и в культуре, и в положении элит, и в государственных дотациях. И, что очень важно понимать, этот статус давался нам не посредством какой-либо лести, подобострастия, унижений, что было бы совершенно неприемлемо в виду нашей национальной гордости, а естественно вытекал из искреннего к нам отношения...

Грузины всегда были радушными хозяевами. Грузинское гостеприимство — тема отдельного фундаментального научного исследования, как минимум докторской диссертации, или же большого традиционного романа. Грузинское гостеприимство — это не один из искуснейших способов принимать гостей. Это совершенно уникальное явление — таинство, искусство, философия. Оно основано на трепетном отношении к гостю, почтении и уважении к нему. Но не просто так, не от обыденного человеческого добродушия и любви к дружеским пирушкам. Дело в том, что гость для грузина — это посланец Господа. «Стумари Гхвтисаа!» — «Гость от Господа!» — с детства слышит грузин в доме своих родителей.... Именно из такого отношения проистекают уникальные традиции грузинского застолья, оживотворённые характерными для нас изобретательностью, артистизмом, остроумием и неизменной деятельной доброжелательностью. Потому и в любой жизненной ситуации мы всегда умели общаться с кем угодно на равных, на самом глубоком уровне взаимопонимания и открытости, но при этом легко, радостно и непринуждённо.

В самых разных мировых культурах именно эта грань нашего национального характера наиболее ярко нас отличает. Мы всегда умели не просто расположить к себе, увлечь, вызвать доверие и симпатию, но — поразить, обаять, влюбить в себя кого угодно! Простые человеческие контакты и встречи, официальные или нет, которые в других культурах оборачиваются, как правило, мимолётным знакомством, в нашем случае навсегда отпечатывались в памяти, и подчас на этой основе возникала настоящая глубокая дружба и даже родственные, по сути, чувства и отношения, которые, казалось бы, уже ничто и никогда не может разрушить....

Грузины всегда жили в традиционном, патриархальном обществе, с соответствующим укладом и ценностями. Живая любовь к Богу. Почитание предков как живых и участвующих в нашей жизни. Почитание родителей как причастных к великому пантеону предков. Семья, дети. Природа. Дом. Честь, Доблесть. Достоинство. Целомудрие. Скромность. Чистота. Из поколения в поколение мы передавали память о том, как следует жить, к чему стремиться и чего избегать. Передавали представления о ближних, братьях, друзьях, соплеменниках, единоверцах; о тех, кому быть благодарными до последнего часа, приходить на помощь и вставать плечом к плечу в случае угрозы. Передавали представления о враге, о его целях и методах, о его кознях, слугах и приспешниках; о том, к чему надо быть готовыми, чего опасаться, чему и как противодействовать, на что уповать.

Именно полнота и сила живой Традиции, наряду с особенностями грузинского характера и строя личности, была тем главным фактором, который помог нам сохраниться в тяжелейших испытаниях судьбы и истории. Мы жертвовали собой, но не предавали своей веры, Отечества, своих братьев. Тысячи грузин становились мучениками и отправлялись на Небо, отказавшись попирать ногами святую икону и принимая за это смерть... Женщины бросались в пропасть, чтобы не достаться на поругание врагам... Ещё сорок с небольшим лет тому назад юная девушка не поднимала глаз, разговаривая с молодым человеком; мужчина и в мыслях не мог себе представить возможность пристать на улице к женщине, вести себя неуважительно по отношению к ней... О том, что в семье родился мальчик, необходимо было оповещать всю округу, стреляя в воздух. Стоит ли говорить, что о двусмысленном поведении мужчины, женской одежде, гей клубах и прочем несусветном непотребстве не то что речи и мысли, но и страшного сна быть не могло...

Грузины — православный народ. Мы обязаны раз и навсегда утвердить, увековечить эту истину, невзирая на все повороты и кульбиты нашей истории, на все трагические недоразумения, которые в ней происходили и, вот, происходят снова. Мы — древнейшая православная цивилизация. Слово Божье в Грузии проповедовали святые апостолы Андрей первозванный, Симон Кананит и Матфей; Православие в Грузии утверждала равноапостольная Нино — племянница великомученика Георгия; византийский царь Константин и его мать равноапостольная царица Елена крестили и просвещали грузинский народ. Грузинская церковь — жребий Пресвятой Богородицы, Иверия — Её удел.

И этим, по сути дела, всё и сказано. Всё, что характеризует нас как православный народ, как древнейшую христианскую цивилизацию — это и есть наша подлинная история, это и есть Грузия. А всё, что уводит нас в сторону, заставляет отступаться и предавать — это происки недругов, это наваждение, болезнь, одержимость, — это не мы!

Так было. Так мы жили веками, так осознавали себя. Такими нас видели, уважали и любили те, кто нас знал. В такой среде не смертельны были даже самые опасные вызовы, даже самые тяжёлые ошибки. Такой народ невозможно, немыслимо было сломить, завоевать, победить, уничтожить...

Но в отмеченной свыше жизни случается именно то, чего не ждёшь, что менее всего предполагаешь, к чему не готовишься.... За последние двадцать лет как раз то самое невероятное, невозможное, немыслимое и произошло с моей Грузией, с моим народом, с нами! Наверное, как то испытание, которое по силам пройти только нам — и, значит, именно мы должны его пройти...

Возникла некая «другая Грузия», которую почему-то называют «новой». Мою Родину стремительно и неуклонно переделывают, переиначивают на иной, чужестранный манер, пытаются «обобщечеловечить», навязать чуждые ей морально-нравственные критерии бытия, стараясь как можно быстрее и необратимее оторвать, отрезать от тысячелетних корней...

Мы стали предавать и стрелять в тех, кто за нас и вместе с нами проливал кровь, отстаивая нашу самобытность и наше будущее, кто спасал нас, помогал, скорбел и радовался вместе с нами; стали ненавидеть инородцев и выискивать «негрузин»; стали плевать в могилы наших предков по признаку «не за тех кровь проливал» и взрывать памятники павшим в кровавой схватке с фашизмом за независимость нашу и наших детей; стали перелицовывать совместную с нашими братьями и соседями историю, переписывать её под диктовку чужаков и на уродливую потребу дня, вырывать из неё страницы и целые главы...

Грузинские сёла, ставшие в одночасье оплотом иеговистов; грузовик, таранящий православный храм; священник, боровшийся с сектантами и брошенный за это в тюрьму; дебилизирующее наших детей образование, растоптанные творческие союзы прославивших нас на весь мир деятелей искусства и культуры, раздавленная Академия Наук Грузии; музей оккупации, открытый с помпезностью, достойной нацистов, призванный сеять ненависть к русским; взорванный памятник героям Великой Отечественной, Второй мировой войны, унёсший при взрыве жизнь «безымянной» женщины и её дочки.... Ужасающая по размаху наркомания, детская проституция, — не говоря о проституции взрослой, ставшей обыденной профессией, кормящей безработные семьи; гей-бары и транссексуалы в центре Тбилиси; доносительство и банальное стукачество, тотальная слежка за инакомыслием и поголовное сексотство; полицейские акции устрашения, прозванные в народе «маски шоу», избиения и отстрел под видеокамерами на улицах наших городов неугодных властям; вброс экзотических версий устранения политических противников режима — Зураба Жвания и Бадри Патаркацишвили; разгуливающие на свободе убийцы без вины убиенных Сандро Гвиргвлиани, Амирана Робакидзе, Зураба Вазагашвили, Александра Хубулова, Гурама Шарадзе, Георгия Гамцемлидзе, братьев Апрасидзе и многих других; политзаключённые, символом которых стала многодетная мать-одиночка Майя Топурия, цинично брошенная в застенки на восемь с половиной лет по сфальсифицированному обвинению в подготовке вооружённого захвата власти; истязания и пытки в тюрьмах, беспредел «реформированных» судов, — вот всё это и есть наша «новая Грузия»?!

На наших глазах происходит самое страшное, что грозит переродить нас, как грузинский народ — происходит подрыв и подмена основ, происходит крушение нашего национального сознания! Похоже, сегодня мы оказались на пологом и скользком обрыве над бездной, на самой грани, за которой — национальное небытие.

Казалось бы: мало ли на свете правителей, которые «правят» по чужым рецептам и в чужих интересах? Их власть редко оказывается прочной и долгой, особенно теперь, когда перед глазами у всех незавидный пример диктатур XX века, когда в почёте демократические ценности, когда столь реальны, действенны и весомы мнения и ценности самих людей, во многом и определяющих национальное сознание.

Но ситуация с нашей многострадальной Грузией беспрецедентна! Планомерная и последовательная работа по искажению, демонтажу и окончательному разрушению вековых основ национальной жизни ведётся у нас совершенно открыто, громогласно, с пафосом, под националистическими лозунгами и... при поддержке (пусть и молчаливой) обманутых граждан...

Господь наказывает не только тех, кто творит зло, но и тех, кто попустительствует этому. Это касается как отдельных людей, так и государства в целом, то есть и правителей и народа, которым они правят. Поэтому народ, позволяющий своим правителям творить зло, страдает, как правило, больше и дольше тех, кто это самое зло творит.

С этой точки зрения расхожее: «А причём здесь грузинский народ, ведь это не он, а его правители виноваты?..» является беспомощной попыткой прикрыть нашу утраченную способность к общенациональному сопротивлению в борьбе со злом.

Когда на протяжении веков наши предки противостояли угрозе нашествий и попыткам поработить нас — грузин по праву считали народом мудрым, сильным духом, гордым и непокорным! Именно в борьбе со злом (внутренним и внешним) во имя жизни и любви сформировался образ грузина: человека, с молоком матери впитавшего понятие чести, достоинства, беспримерной храбрости и легендарного дара к самопожертвованию ради веры и беззаветной любви к Отечеству.

И ещё до недавнего времени мы сохраняли «код», по которому безошибочно можно было определить нашу самобытность и национальную идентичность! Но, перестав сопротивляться губительному злу и громогласной лжи, исходящим от псевдо правителей, мы из народа самобытного и свободолюбивого превращаемся в аморфную массу безропотного электората, который объединяет лишь тающая на глазах территория совместного проживания...

Какой же ужасающей силы тектонические сдвиги должны были произойти в нашем национальном сознании, чтобы в одночасье грузинский народ потерял всё, что отличало, хранило и славило его в веках: мудрость, рассудительность, дипломатичность, толерантность, открытость, доблесть, честь, достоинство...?! Какие трансформации должны были произойти в национальном организме, чтобы он с упорством зомби из голливудских фильмов начал совершать один за другим разрушающие нацию и государство шаги, приведшие в итоге к распаду Грузии?!

Что надо было сотворить с национальным сознанием нашего народа, чтобы, лишь только получив полную свободу выбора и действий, мы вдруг стали искать (и нашли!) новых хозяев и принялись копировать их рецепты устройства нашего государства?! И это мы, «свободные, страстные и жизнерадостные»?!.

Вспомним, с чего начиналось строительство нашего государства после того, как тогдашние правители Красной Империи дали отмашку на её демонтаж. Сначала был отдающий пещерным национализмом лозунг «Грузия для грузин!»; затем — лишение статуса автономной области Южной Осетии и «мирный марш» на Цхинвали, переросший в этническую войну между грузинами и осетинами; дальше — развязывание под надуманным предлогом войны в Абхазии и закономерно позорное в ней поражение, а в довершение политики преступного безумия — августовская война 2008 года, развязанная нынешними правителями Грузии, завершившаяся потерей де факто и де юре Абхазии и Южной Осетии и поставившая жирную точку в деле строительства грузинской государственности, а вернее в деле её развала...

Банальный тезис «история не терпит сослагательного наклонения» просто выматывает душу, поскольку хочется любой ценой «отмотать» нашу историю назад, ко второй половине 80-ых и крикнуть как можно проникновеннее, убедительнее, громче: «Остановитесь, братья! Одумайтесь! Разваливается одна из мощнейших в истории человечества Красная Империя, и если мы не проявим мудрость, не спрогнозируем на годы вперёд последствия наших действий, мы будем погребены под её обломками! Проявите рассудительность и благоразумие, присущее нашим праотцам! Сядьте за общенародный круглый стол вместе с абхазами, осетинами и всеми, кто живёт в Грузии и во благо всех решите судьбу дальнейшего нашего совместного жизнеустройства!»

А ведь кричали! И ещё как! Кричали, несмотря на то, что кричащие сразу же вносились в чёрные списки «врагов грузинской нации» и «приспешников Кремля»... Но крики наши тонули в оглушающем, отключающем и разум, и прочие жизненные функции громоподобном многоголосии националистического хора наших же собратьев. Любые наши попытки взывать к разуму разбивались о помраченное, травмированное, расстроенное национальное сознание наших новоявленных правителей и — увы, увы! — уже значительной части одурманенного грузинского народа.

До какой степени должно было исказиться и деградировать наше национальное сознание, а вместе с ним и национальное поведение, чтобы мы из народа-любимчика, народа-баловня двух империй (Российской и Красной) превратились в «быдло», «понаехавших тут», «чернозадых», «лиц кавказской национальности», которых с особым цинизмом депортировали из столицы России в «летающих скотовозах» во «вражескую Грузию»!?

Это надо же было дойти в злобной истерии до того, что на полном серьёзе объявить главным врагом Грузии Россию, а внешнеполитическим приоритетом страны — разработку государственной программы по бойкоту сочинской олимпиады 2014-го года, и при этом надеяться на понимание и поддержку со стороны абхазов и осетин! (Кстати, господа-правители с помрачённым сознанием (оно у вас никогда и не было национальным), если останетесь у власти, дел на ближайшие 8 лет у вас невпроворот: ведь на днях Россия объявлена страной-хозяйкой чемпионата мира по футболу 2018 года... Серп вам в руки, «бушевы дети»!)...

В ситуации прогрессирующего духовного заболевания ключевую роль целителей нашего национального сознания должны были сыграть мыслящая элита, народные авторитеты, деятельные носители традиций национальной культуры, интеллигенция. Они должны были проявить себя как лидеры нации.... И большая часть из них себя «проявила»: своим лизоблюдством, безответственной восторженностью, бездумной преданностью, безвольным чинопочитанием. И молчанием, и безразличием, и бездеятельностью, и аморфностью, и трусостью. И, как водится, «элита» повела за собой «народ»... и вернулась в эпоху «одобрямса»!

Вдуматься только! Никто из наших соотечественников не посмел полноценно и адекватно оценить высказывание нашего земляка, заслуженно признанного, европейского уровня талантливейшего художника, изрекшего: «Мира у нас с Россией никогда не будет!.. Если раньше мы испытывали к ней презрение, сейчас возникла ненависть»...(Отар Иоселиани. прим. ИА REX)

Если следовать логике этого действительно выдающегося маэстро, то получается, что лгала, лукавила, изощрённо издевалась над двумя народами целая плеяда наших соотечественников — великих общественных и государственных деятелей, деятелей культуры, искусства, науки, — цари, воины, поэты, святые?.. Получается, что они изощрённо «скрывали» своё «презрение», «успешно маскируясь», пряча его за совершенно иными, совершенно обратными чувствами?

И. Чавчавадзе, Н. Бараташвили, Н. Николадзе, Д. Кипиани, Г. Орбелиани, Г. Табидзе, И. Абашидзе... — одно их перечисление займёт весь объём статьи, а сами свидетельства братства, дружбы, совместной борьбы, работы, сотворчества грузин и русских — это целая библиотека! Для нормального грузина, почитающего своих предков, знающего свою историю и культуру, это не должно быть новостью, поэтому приведу здесь лишь вдохновенные слова Акакия Церетели из стихотворения «Одиннадцатое сентября», 1895 г.:

И знали отцы, что последняя ныне

Приносится жертва во имя свободы,

Что станет Христова завета твердыней

Навеки союз двух великих народов,

Что этот союз нерушимым пребудет,

«Грузинский и русский народы, вы братья!

А кто это братство предаст и забудет,

Достоин позора навек и проклятья»,

Что в Грузии нету безумца такого,

Кто смел бы нарушить союз этот тесный

Любви и единства, и братства святого,

Украсивший землю росою небесной.

Те, кто волею зла оказались сегодня правителями Грузии, «врага не ведая, клянущие своих», как сказал о таких в стихотворении «Счастливый народ» (1871 г.) духовный отец нашей нации, святой праведный Илия (Илья Чавчавадзе), — воистину, заслужили свой вечный позор и проклятье!

...Конечно, нет ничего фатального в том, что некая политическая сила, выбравшая определённый путь цивилизационного развития, поддержанная извне и некоторой частью сбитого с толку народа, в какой-то исторический момент приходит к власти в стране. Даже если выбранный путь во многом противоречит тому, как люди в этой стране жили прежде. Да даже если этот путь губителен! Подлинное бедствие начинается только тогда, когда сделанный кем-то выбор провозглашается единственно возможным и единственно верным, а все прочие варианты — неприемлемыми и преступными. А когда не находится никого, кто способен хоть что-либо возразить и противопоставить узурпировавшей правду и истину власти — случается национальная катастрофа.

«Каждый народ достоин своей участи», написал философ и просветитель Шарль Луи Монтескье. Граф Жозеф де Местр, будучи посланником Сардинского королевства при русском дворе, уточнил и осовременил фразу: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».

Если мы, грузины, заслужили нынешних правителей, то мы теряем право называться народом! Если мы не найдём, что противопоставить этой власти, если мы смиримся и не ответим — значит наше национальное сознание, всё ещё хранящее нас и Сакартвело, не просто искажено, а исчезает! Значит, нас, осознающих себя картвелами, больше не будет! Господи, и тогда поделом нам?!

P.S. Эта статья была написана в декабре 2010 года на грузинском языке и направлена в грузинские СМИ, позиционирующие себя, как оппозиционные. По сегодняшний день в Грузии статью не публикуют. Поэтому я решил перевести её на русский язык и опубликовать в России. Может хоть так удастся донести до моих соотечественников мою боль о происходящем у меня на Родине.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть