На востоке Таджикистана в горах Памира идёт военная операция по задержанию причастных к убийству генерала спецслужбы Абдулло Назарова. По данным СМИ число погибших уже превышает 200 человек. Политолог, эксперт ИА REX Григорий Трофимчук прокомментировал обострение ситуации в Таджикистане.
События в Таджикистане, действительно, являются ответной спецоперацией Душанбе после убийства генерала Абдулло Назарова. Однако показательно то, что очень многие внешние наблюдатели, целый ряд сайтов и другие информационные ресурсы прикладывают массу усилий, чтобы придать акции более зловещие масштабы.
По сути, Таджикистан тестируют на предмет будущих, более серьёзных внутренних взрывов, и очень многое сейчас зависит от действующей власти — как она ответит, не перейдёт ли грань там, где её опасно переходить; сможет ли эффективно «показать зубы», чтобы на этот раз обвала не произошло.
Горный Бадахшан — добрая половина территории Таджикистана, перемычка между Афганистаном и Китаем, что придаёт ей, в силу присутствия НАТО в Кабуле, стратегическое значение. Автономная республика осталась практически в том же состоянии, в котором и находилась 15 лет назад, когда там шла гражданская война, а многие из лидеров оппозиции остались на своих местах, включая тех, кто фигурирует в сегодняшних сводках (Т. Айёмбеков и другие).
На данный момент очевидно одно: Центральная Азия переходит из фазы сравнительно длительной, но кажущейся, стабильности в фазу радикального подъёма. Здесь нет и не будет никакой оппозиции по типу российской, — местная оппозиция, как в Сирии и Ливии, без оружия на улицу не ходит. То же самое можно сказать про новую будущую оппозицию в других четырёх центрально-азиатских республиках.
На ситуацию накладывается идеальный социально-бытовой фон: жители автономного Памира хотят есть, работать, и считают, что за много лет власти не сделали ничего, чтобы изменить негативную картину. Запас времени для официального Душанбе стремительно сокращается, и этим фактором воспользуются обязательно. Идеальный вариант для пробивки таджикского «днища» — талибы, у которых за спиной стоят те, кто контролирует современный Афганистан. Западной коалиции здесь будет намного легче, чем в Ливии и Сирии, так как талибы — бойцы более конкретные, которые справятся с задачей почти без посторонней помощи.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 17.08.12 Кто ответит за события в Горном Бадахшане (Таджикистан)?
- 14.08.12 ИГСО: Разрешение кризиса в Хороге повысит запросы Таджикистана в торге с иностранными державами
- 30.07.12 Подозреваемый в убийстве генерала спецслужб Таджикистана требует расследования с участием экспертов ОДКБ
- 27.07.12 В Горном Бадахшане подсчитывают жертвы среди мирного населения и ждут помощи России
Один из важных вопросов — насколько готова военная база РФ, размещённая в Таджикистане, к такому развитию событий? Уйдёт ли Россия в сторону, по привычной схеме, если «брызнет» уже здесь? Или впервые вступит в бой, вынужденно защищая не свою геополитическую, а уже более узкую региональную площадку? Текущая обстановка показывает, что Москва должна оказать максимальную помощь Эмомали Рахмону, все остальные варианты сработают против неё.
Нельзя исключать расклад, при котором войска НАТО, как бы уходя в ближайшем будущем из Афганистана, плавно перетекут в Таджикистан — по просьбе «новой демократической таджикской власти». В любом случае, сегодняшние бойцы за свободу Памира уже не те, что были в 1992 году, а геополитическая обстановка для них улучшилась кардинально.
Комментарии читателей (0):