За последние недели кампания против Сирии и режима Башара Асада стремительно набирает обороты. Чтобы не допустить перехода Сирии под влияние западной коалиции, России стоило бы поддержать союзника на всех фронтах — политическом, военном и информационном. Если в политической и военной ситуации, Россия ещё пытается что-то делать, то в информационной кампании — полный провал.
Успехи России в поддержке союзника остаются спорным вопросом. Собственно, пока в политической плоскости основным успехом остаётся лишь, то, что России совместно с Китаем удалось трижды блокировать резолюции Совета Безопасности ООН, допускающие иностранную интервенцию. В третий раз, взамен, получив от США в комплекте пакет обвинений в эскалации конфликта, поставках оружия сирийскому правительству и поправку Конгресса США, запрещающую сотрудничество Пентагона с «Рособоронэкспортом». Ошибкой эксперты называют и заявление российского дипломата Сергея Лаврова, о том, что тяжёлые вооружения должны быть выведены из населённых пунктов, поскольку тяжёлыми вооружениями обладает, преимущественно правительство страны. В остальном, же Россия не смогла помешать ни перманентному ужесточению санкций против Сирии, ни формированию «группы друзей» Сирии, через которую намереваются действовать США. Лига Арабских государств накануне, сделала официальное заявление, с предложением Асаду сдаться и покинуть страну в обмен всего лишь на гарантии безопасности, притом, что изначально требовала мирного политического перехода.
В аспекте военном российская база в Тартусе ВМФ России на данный момент использовалась только для проведения совместных учений, а точнее демонстрации силы и приоритетов. При этом, официозно-печальные репортажи с полузаброшенной базы способны скорее вызвать облегчение, если не жалость, у западной коалиции, нежели заставить считаться с силой. Сейчас мелькают заявления о том, что база в Тартусе и вовсе, в первую очередь, пригодится при вывозе граждан России из Сирии. Помимо этого Россия была вынуждена заявить об отказе поставок вооружений сирийскому правительству, которые могли бы использоваться внутри страны. С боевиками, пересекающими сухопутные границы Сирии, союзники существенной помощи оказать не могут.
Стремительней всего развивается информационная компания — в геометрической прогрессии растут «тысячи убитых мирных сирийцев» за прошедшие месяцы, и «жестокие расправы над мирным населением в том числе детьми» и т.д. В СМИ заявления правительства Сирии и её союзников откровенно искажаются, действия боевиков представляются поддержкой народа. В целом, повторяется сценарий, опробованный в прошлом году в Ливии.
Так, например, заявление сирийского МИДа от 23 июля 2012, о том, что химическое оружие надёжно охраняется силами армии САР, верной правительству, не может быть использовано для решения конфликта внутри страны, а может применяться только при военном вторжении, было интерпретировано в СМИ, как угроза применить химическое оружие. О том, что химоружие «ни в коме случае не будет применено внутри страны», многие вообще не упомянули. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, «выразил серьёзную обеспокоенность по поводу возможного применения химического оружия в ходе конфликта в Сирии», сославшись на данные СМИ и проигнорировав официальный открытый текст заявления. Аналогично поступили и в Госдепе США.
Даже интервью посла России во Франции пришло в Россию в искажённом виде и вызвало опровержение со стороны сирийского МИДа. Напомним, в переводе интервью посла РФ во Франции Александра Орлова говорится о том, что президент Сирии Башар Асад готов мирной подать в отставку. 20 июля 2012 года гостелевидении Сирии было объявлено, что слова Орлова «не имеют с действительностью ничего общего».
В информационной войне Сирия однозначно и безоговорочно проигрывает, причём проигрывает вместе с Россией. Даже на территории самой РФ, значительная часть населения уверена, что США, что «друзья Сирии» помогают народу бороться против диктатора.
Такое мнение складывается благодаря влиянию западных и российских (финансируемых на деньги западных инвесторов) СМИ. Прошлогодняя антиливийская кампания убедительно доказала, что на обладание достоверной информацией существенно влияют средства. В России значительная часть населения, до сих пор уверена, что убитый ливийский лидер Муамар Каддафи был диктатором и тираном, от которого США защищали ливийский народ. На Украине, где влияние западных СМИ значительно сильнее, процент тех, кто верит в добрые намерения Запада в Ливии гораздо выше, чем в РФ. Дело тут даже не в продажности. Просто большинство СМИ в России не может позволить себе дополнительные расходы на переводчика, длительное пребывание корреспондентов на местах и аналитика по конкретной теме. Поэтому в российских СМИ часто появляются сообщения, изначально сгенерированные западными источниками, с заложенной негативной информацией.
Что может сделать Россия, чтобы помочь Сирии противостоять информационной атаке?:
Во-первых, обеспечить представителям независимых российских СМИ доступ к первоисточнику информации:
— организовать публикацию переводов официальных заявлений сирийского правительства;
— провести переговоры с правительством САР о поддержке и обеспечении безопасности журналистов на территории Сирии (предоставление сопровождения, транспорта, перевода и т.д.);
— организовать перемещения групп представителей СМИ для освещения ситуации в Сирии и в том числе деятельности России в республике.
Во-вторых, обеспечить масштабное освещение событий, как внутри РФ так и за её пределами:
— привлечь максимум СМИ к освещению событий;
— задействовать альтернативные каналы коммуникаций — соцсети и блогосферу;
— использовать мировые, в т.ч. англоязычные интернет-сервисы.
В-третьих, предоставлять выверенную информацию западным СМИ, с повышенной частотой, и предварительно, опубликованную внутри России.
Применение методов информационной войны сравнимо по действию с демонстрацией военной мощи и политическими шагами, но при этом значительно дешевле. На Западе это уже давно поняли и опробовали. Россия пока отстаёт.
Специалист в области PR,
Ирина Мороз
Комментарии читателей (0):