Депутат от фракции «Единая России» Евгений Фёдоров 18 июля внёс в Госдуму проект поправок в закон о СМИ, согласно которым российские средства массовой информации, финансируемые или получающие гранты из-за рубежа, должны будут информировать об этом свою аудиторию. Как сообщил автор поправок, документ подготовлен «в продолжение той работы, которая была начата с принятием закона об НКО-иностранных агентах». Решение, по сути, распространить на СМИ нормы, предложенные в отношении некоммерческих организаций, Фёдоров объяснил тем, что средства массовой информации «оказывают на политическое пространство не меньшее влияние, чем НКО, а может быть даже и большее».
В случае если поправки будут приняты, печатным изданиям, получающим иностранное финансирование, придётся указывать информацию об этом в выпускных данных, телеканалам — в лицензионных данных. Первое чтение законопроекта, как полагает Фёдоров, может состояться в октябре.
Эксперт ИА REX публицист Кирилл Мямлин прокомментировал данный законопроект в части сходства с американским законодательством FARA:
Такой закон полностью соответствует практике «Империи добра», где, не ограничивая свободу слова и свободу выражения мнений, необходимо, чтобы выступления чётко определённых законом агентов влияния, артикулирующих интересы чужого государства в эфире или в прессе, были сопровождены специальной пометкой «агент иностранного принципала». Варианты возможны.
В 2007 году прокурор Кеннет Вайнстайн (Kenneth Wainstain) заявил: «Принятый конгрессом в 1938 году Акт о регистрации иностранных агентов (Foreign Agents Registration Act — FARA) является статутом о публичном раскрытии сведений, который требует, чтобы все лица, действующие в политическом или квазиполитическом качестве как агенты зарубежных представителей, периодически публично раскрывали свои связи с зарубежными представителями, а также сообщали о своей деятельности, получении и расходовании средств для поддержки своей деятельности», — говорится в заявлении замгенпрокурора США по вопросам нацбезопасности Кеннет Вайнстайн.
Генпрокуратура США сообщила, что значительная часть информации о деятельности «зарегистрированных иностранных агентов» размещена в открытом доступе на специальном интернет-портале, там находятся «документы, подаваемые в регистрационный отдел по FARA, являющийся частью секции контршпионажа (counterespionage) в управлении по национальной безопасности министерства юстиции США».
«Конгресс принял Акт о регистрации иностранных агентов для выявления иностранного участия в попытках повлиять на наши законы, политику или общественное мнение», — заявил Вайнстайн. Открытие нового интернет-портала стало «значительным шагом в усилиях по обеспечению прозрачности в мире лоббизма с иностранным влиянием».
«Целью Акта о регистрации иностранных агентов является защита национальной обороны, внутренней безопасности и внешней политики США посредством требования о раскрытии сведений лицами, вовлеченными в определенную политическую и квазиполитическую деятельность от имени зарубежных представителей».
В документе отмечается, что часть документов по FARA по-прежнему не будет доступна через интернет, их можно получить в установленном порядке через соответствующее управление министерства юстиции США.
За все время существования FARA было зарегистрировано 284 лица и организации в качестве «иностранных агентов», действующих от имени советских и российских представителей (principals). В частности, действующий статус имели вашингтонское и нью-йоркское отделения пиар-агентства Ketchum, работающие в интересах правительства России, а также известная адвокатская контора Venable, LLP, представлявшая интересы российской политической партии «Родина».
[2] Ст.612:
...каждое лицо, ставшее агентом иностранного принципала должно в течение 10 дней заполнить у Министра юстиции регистрационную форму, содержащую следующие данные:
1) имя регистранта, адрес принципала;
2) статус регистранта, для индивида — национальность, для партнёрства — название, адрес, национальность каждого партнёра и копию договора об учреждении партнёрства, для ассоциации, корпорации, организации и любой другой комбинации индивидов — название, адрес и национальность каждого директора и служащего и каждого лица, исполняющего обязанности директора или служащего, а также достоверную и полную копию устава и свидетельства о регистрации корпорации и ее структуру собственности.
3) подробное разъяснение существа деятельности регистранта, полный список его сотрудников, и их должностных обязанностей, название и адрес каждого иностранного принципала, для которого регистрант работает, предполагает работать, или согласился работать, характер занятий и другой деятельности каждого такого иностранного принципала...
4) копии каждого письменного соглашения, а также сроки и условия каждого устного соглашения, включая все их модификации, или в случае отсутствия контракта, полное изложение всех обстоятельств, в связи с которыми регистрант стал агентом иностранного принципала; детальное изложение существа и методов реализации такого контракта, а также — существующей или планируемой деятельности, в которую вовлечен агент иностранного принципала, включая детальный отчет о политической активности агента.
5) сущность и размер взносов, доходов, денег или ценностей, которые регистрант получил в предыдущие 60 дней от каждого такого иностранного принципала, а также форму и время каждого такого платежа, и лицо, его осуществившее.
6) подробный отчет о любой деятельности регистранта, которую он осуществляет, предполагает осуществлять или решил осуществлять для себя, или любого другого лица, не относящегося к иностранному принципалу, включая сведения о политической деятельности.
7) имя, род занятий, адрес, национальность — для индивида, любого лица, отличающегося от иностранного принципала, для которого регистрант действует, собирается действовать или согласился действовать под влиянием обстоятельств, как требует его регистрация в силу настоящего закона; степень, в которой каждое такое лицо управляется, контролируется, финансируется или субсидируется, целиком или частично, любым правительством иностранного государства или иностранной политической партией или любым другим иностранным принципалом; существо и размер взносов, дохода, денег или ценностей, полученных регистрантом в течение 60 предыдущих дней от каждого такого лица в связи с любой деятельностью, упомянутой в пункте 6.
8) детальный отчет о деньгах и ценностях, потраченных регистрантом в течение 60 предыдущих дней в связи с деятельностью, осуществляемой им в качестве агента иностранного принципала, либо для самого себя, либо для третьего лица в связи с любой активностью, относящейся к его превращению в агента такого принципала, и подробный отчет обо всех денежных взносах или других ценностях, сделанных им в течение предыдущих 60 дней в связи с выборами любого должностного лица, или предварительными выборами, партийным съездом или собранием, созванным для выбора кандидатов на любую политическую должность...
10) Министр юстиции в целях национальной безопасности и общественного интереса время от времени вправе требовать от агента иностранного принципала любую дополнительную информацию в соответствии с целями данного закона.
Каждый агент иностранного принципала в течение 30 дней по окончании каждого периода в 6 месяцев должен представить под присягой Министру юстиции дополнительные материалы по предписанной им форме. В течение 10 дней регистрант обязан известить Министра юстиции обо всех представленных в регистрационной форме изменениях. Министр юстиции вправе требовать дополнительную информацию в более короткие интервалы, чем это предусмотрено данным законом.
Регистрационные документы и дополнительная информация предоставляются под присягой. Министр юстиции вправе освободить любое лицо от регистрации и от необходимости предоставлять дополнительную информацию.
[3]Ст.614 каждое лицо, являющееся агентом иностранного принципала... должно не позднее 48 часов пропагандистской акции в любом ее виде представить Министру юстиции две копии оной. В любом информационном материале, распространяемом агентом иностранного принципала, должно быть указано, что данный материал распространяется агентом от лица иностранного принципала, а также то, что данное указание заверено Министерством юстиции. Библиотека Конгресса США имеет право запрашивать любые подобные материалы.
Только по предъявлении регистрации в Министерстве юстиции агент имеет право осуществлять взаимодействие с правительственными чиновниками...
Ст.615 каждый агент иностранного принципала должен вести бухгалтерскую отчетность и другие записи, раскрывающие существо его деятельности. Эти материалы в любое время должны быть открыты для инспекций Министерства юстиции. Считаются незаконными попытки любого лица скрыть, повредить, уничтожить или фальсифицировать бухгалтерские книги и записи, требуемые положениями данного закона.
Ст.616 Министр юстиции должен хранить все материалы, поступающие от агента иностранного принципала в доступном для общественной проверки виде. Он также обязан предоставлять Государственному секретарю все регистрационные документы. Комитеты Конгресса США и Правительственные агентства вправе требовать всю имеющуюся у Министра юстиции информацию по этому закону.
Ст.617 иностранный принципал должен вменить своему агенту в обязанность выполнять все требования данного закона, в противном случае он подлежит судебному преследованию.
Ст.618 любое лицо, умышленно нарушившее любые положения данного закона должно нести ответственность в виде штрафа до 10 тыс. долл. и/или тюремному заключению сроком до 5 лет. Если Министр юстиции сочтет сведения, предоставленные агентом иностранного принципала, в регистрационной форме неполными, он обязан письменно уведомить регистранта в каком отношении, предоставленные им, сведения не соответствуют требованиям данного закона. Получив такое уведомление, агент иностранного принципала не имеет права действовать в таком качестве, не удовлетворив требований Министра юстиции.
Считается незаконным для любого агента иностранного принципала принимать участие в любом соглашении со своим принципалом, в котором его вознаграждение зависит от успеха осуществляемой им политической деятельности...
Ст.621 Министр юстиции должен каждые полгода докладывать Конгрессу США о ходе реализации этого закона, включая заполнение регистрационных форм и природу, источники и содержание осуществляемой политической пропаганды.
Комментарии читателей (1):