Основная проблема всех авторитарных режимов — их краткосрочность в исторической перспективе. Ни одному авторитарному режиму никогда не удавалось решить проблему преемственности, проблему передачи власти. За небольшим исключением — Римская империя времён Антонинов, когда действующий император усыновлял своего будущего преемника в ущерб интересам своих детей. Во всех остальных случаях в истории действующий властитель опасался возможных преемников и старался их устранить. А официально объявленные преемники старались ускорить свой приход к власти. Самые известные исторические эпизоды — это война Ричарда Львиное сердце и его братьев против собственного отца, взаимоотношения Генрихов Четвертого и Пятого. В современном Китае ради спокойствия и стабильности страны проблема преемственности власти решается максимально спокойно — за последние годы сменилось несколько руководителей страны, и Китай при этом не испытал никаких кризисов. Власть передаётся более молодым лидерам, которых постепенно проводят по ступеням государственной карьеры.
В России действующий правитель всегда опасается конкурентов и пытается их политически задавить. Поэтому к концу своей исторической эпохи у правителя не остаётся возможных наследников — всё политическое поле выжжено и вытоптано. К тому же бесконтрольная власть развращает, и властитель, совершавший, возможно, противозаконные действия, просто боится выйти на пенсию без гарантий личной неприкосновенности со стороны новой власти. Иногда бывают и казусы. Борис Ельцин как-то (возможно, с бодуна) сказал кому-то про Бориса Немцова, как про будущего правителя страны. И у того, похоже, реально «поехала крыша». Сам Борис Ельцин тянул с выбором наследника до последнего.
Российская политика — политика сакральная и публичная. Реализация схемы закулисного управления страной реальным правителем (которая в своё время была реализована в Мексике) в России оборачивается десакрализацией власти, которая в этом случае персофиницируется во временного правителя. В результате страдает и авторитет власти, и авторитет обоих правителей — и реального, и его временного заместителя. Предпоследний раз так «чудил» всевластный царь Иван Васильевич Грозный, короновавший на царство российское в 1575 году Симеона Бекбулатовича Касимовского, а себе оставивший скромный титул Ивана Васильевича Московского.
С проблемой передачи власти столкнулся и Советский Союз на закате своей исторической эпохи. Возраст почти всех членов Политбюро в 1980-е годы давно уже превысил критический, новых молодых относительно себя они в свой круг не допускали. И когда они стали умирать один за другим, выяснилось, что достойных преемников у них нет. А их единственный, но недостойный преемник разрушил великую страну.
Вопрос о преемнике неизбежен при любом правителе, при любой власти — в истории не бывает ничего вечного и неизменного. В российской истории этот вопрос своего решения пока не находил. Удастся ли, вопреки исторической традиции, решить этот вопрос Владимиру Путину, мы узнаем достаточно скоро.
Михаил Ошеров
Комментарии читателей (0):