На примерах таких террористов нынешнего времени как Андерс Брейвик в Норвегии или Мохаммед Мер, убивший еврейских детей во французской Тулузе, человечество столкнулось с совершенно новым видом терроризма. Угроза такого терроризма будет нарастать, при полной невозможности спецслужб что-либо противопоставить этому трагическому процессу.
Два названных выше теракта формально имеют совершенно разные причины, но происходят в едином контексте. Идейные террористы прошлого века старались совершать свои акции так, чтобы удар приходился в намеченную цель и, по возможности, не затрагивал людей случайных. Террористы также использовали расстрелы и взрывы как своего рода бесчеловечную рекламу собственных идей, надеясь своей «эффективностью» привлечь к идеям новых сторонников. Они понимали, что просто зверские убийства всех, до кого можно дотянуться, вызовут скорее неприязнь к пропагандируемой идее в обществе, которое уверено в универсальной ценности человеческой жизни. В некотором смысле, террористы прошлого уважали право человека на жизнь, понимали её ценность. Было у них какое-то своё понятие «эффективности», которое выглядело как достижение политической цели при желательной минимизации возможных жертв. Говоря на бандитском наречии, у террористов прошлого были какие-то «понятия». Они субъективно воспринимали свои действия как зло, но зло неизбежное. И таким же образом свои действия позиционировали.
Теракты в Норвегии и во Франции роднит не только общий для них этническо-расовый мотив. Основная примета времени, общая для двух названных случаев — полная «отмороженность» обоих исполнителей.
Оба не затруднили себя выбором какой-то значимой цели. Первый запланировал перестрелять всех людей, случайно оказавшихся на острове. И перестрелял. А до этого взорвал бомбу у комплекса правительственных зданий в Осло, никаких требований этому правительству не предъявляя. Жертвой оказалось не какое-то значимое политическое лицо, а просто совершенно случайные люди. В Тулузе террорист хотел убить военнослужащего, а когда у него это не получилось — просто пошёл к еврейской школе и убил детей. Просто случайных еврейских детей. То есть, основным мотивом обоих случаях не было достижение какой-то ясно поставленной цели. Основной мотив, который явно прослеживается здесь — это именно жажда убийства, когда цель убийства уже менее важна, чем сам факт убийства. Совершенно очевидно, что в обоих случаях формально заявленная политическая цель теракта перестала быть целью, по своей сути — она оказалась лишь камуфляжем, призванным обеспечить широкий медийный резонанс факту убийства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Эта тенденция, очевидно, свидетельствует о том, что и в Европе (где родился и жил Брейвик), и на Ближнем Востоке (где, под данным французских спецслужб, проходил подготовку Мер) в сознании значительного количества людей оказалась преодолена очень важная граница, связанная с ценой человеческой жизни. Это случилось, несмотря на такие глобально навязываемые «новые стандарты», как толерантность и политкорректность. Между официально декларируемым со стороны «цивилизованного мира» направлением к гуманизации человечества и реальными тенденциями пролегла непреодолимая пропасть.
Одним из лозунгов современного проекта глобализации является стирание границ. Так называемая «арабская весна» 2011 года показала, что освящённые уставом ООН границы суверенной страны являются препятствием на пути этого глобального проекта, и потому стереть их в целях реализации проекта имеет право любой, у кого есть достаточно грубой силы. Таким образом, было полностью уничтожено, например, суверенное государство Ливия. Уничтожение любых границ любыми способами стало сегодня, фактически, официально заявленным курсом «цивилизованного мира». Оказалась стёрта не только граница, охраняющая ценность суверенитета страны — но и граница, охраняющая ценность жизни. Лидер ведущей мировой державы Барак Обама официально заявил буквально следующее: «У нас не было, и нет доказательств того, что Муамар Каддафи уничтожал мирное население. Но, если бы мы не вмешались, он мог бы это сделать». НАТО вмешалось, грубо нарушая резолюцию Совета Безопасности ООН и осуществляя массированные бомбардировки Ливии.
В ходе бомбардировок была уничтожена не только государственная система страны, но также убиты и многие тысячи мирных жителей. Какую идею таким образом транслировали «цивилизованные» человечеству? Идею очень простую: «Любые ваши границы — что государственные, что личные — более ничего не значат. Они перестали быть универсальной ценностью. Мы осознанно, организованно и официально девальвируем стоимость жизни ваших стран и ваши, человеческие, жизни тоже. Защищающие эти ценности границы должны быть уничтожены. Старый порядок должен уйти».
Однако человеческая психика так устроена, что она для нормального своего функционирования нуждается в суверенных границах. Граница признанного и суверенного права на жизнь защищает жизнь человека. Суверенное право на границы частной жизни защищает психику человека от травм, которые может вызвать вмешательство извне. Границы суверенитета страны защищают людей, привыкших жить определённым укладом, от агрессии иных укладов, чуждых обществу, сформировавшему суверенитет. Человеческая цивилизация ещё с первобытных, племенных, времён так оформила психику людей, что нормальное развитие человека возможно только в условиях многоступенчатой защиты, и ступенями этими являются все названные выше суверенные границы. Когда эти границы суверенитетов начинают разрушать, происходит разрушение человеческой психики. Предположение, что психика может приспособиться к жизни без границ, так же наивно или преступно, как предположение о возможности человека приспособиться к жизни нагишом в космическом вакууме.
Сейчас мы наблюдаем слом всех важнейших для существования и развития человека границ: уничтожение «сильными мира сего» суверенитетов государств, убийство «цивилизованными странами» тысяч людей, насаждение ювенальной юстиции и пр. Следствие этого процесса, в частности, фиксирует статистика Всемирной организации здравоохранения. Согласно данным ВОЗ, с начала 90-х годов прошлого века резко ускорилась невротизация населения Земли, и сегодня около 85% людей страдает неврозами. Осталось только вспомнить важнейшее событие, которое произошло в начале 90-х годов прошлого века: крушение биполярного мира и начало фактически беспрепятственного строительства мира однополярного. Именно тогда произошло разрушение границы между конкурировавшими на глобальном уровне политическими проектами. И, чем активнее затем разрушали все остальные границы, тем быстрее нарастала невротизация людей.
В этом контексте странное изменение террористических мотиваций, с которыми мир столкнулся на примере Брейвика в Норвегии и Мера во Франции, получает вполне ясное и очевидное объяснение. Когда «сильные мира сего» транслируют человечеству, степень невротизации которого всё нарастает, описанные выше новые правила игры — человечество реагирует на эту трансляцию во всех сферах своей жизни так, как должны реагировать невротики. В том числе, переходом от терроризма, как инструмента политических сил — к терроризму индивидуальному. К терроризму, лишённому политически значимой и хоть сколько-нибудь достижимой цели. К терроризму как к примитивной и агрессивной рефлексии невротика. К терроризму «отмороженному». Фактически, к убийствам ради убийства.
С таким терроризмом спецслужбы бороться не могут, в принципе. Чтобы с этим вызовом справиться, необходимо менять глобальный контекст.
психолог Кирилл Светицкий
Комментарии читателей (6):
Мне лично в Вашей статье не хватает только формулы "реставрация колониальной системы". Все остальное есть.
Особо хочу, отметить, что Вы взглянули на это явление с неожиданной стороны. Я, например, до этой статьи не связывал связанные Вами явления. Ан, оказывается, напрасно. Ваше сопоставление дает конструктивный вывод.
Большое спасибо, Кирилл, за прекрасную и оригинальную идею.
О реставрации колониальной системы в прежнем виде речь сейчас не идёт. Колониальная система подразумевала, в числе прочего, конкуренцию метрополий за территории в колониях. В наше время, когда происходит формирование одной глобальной метрополии (речь не о США, а именно о глобальном процессе) колониализма в прежнем виде уже быть не может. Это — важная тема, но совсем другая. "Нельзя объять необъятного" (с) :)
Трагедии времён колонизации — отдельная интересная история. Она требует специального рассмотрения и к данной теме напрямую не относится.
---
С уважением,
Кирилл Светицкий