Политическое будущее Египта: исламизм или секуляризм?

Что ждёт Египет после выборов? статья эксперта ИА REX Арье Гута.
15 декабря 2011  19:44 Отправить по email
Печать

В Египте начался второй тур парламентских выборов который пройдёт до 21 декабря. Выборы в египетский парламент (в нижнюю палату, или Народную ассамблею, и верхнюю, или Совет Шуры — Сенат) проводятся в три тура. Первый — состоялся 28 ноября по 5 декабря, второй — с 14 декабря по 21 декабря, третий — с 3 января по 10 января 2012 года. Затем должны состояться выборы в Совет Шуры-Сенат — 22 января 2012 года. Полностью новый состав парламента Египта будет сформирован в марте 2012 года.

За неделю до выборов в ряде египетских городов, включая Каир и Александрию, вновь прошли манифестации протеста с требованием передать власть от Высшего совета вооруженных сил (ВСВС) к гражданским институтам. Выступления были спровоцированы тем, что ВСВС обнародовал проект Конституционной хартии, согласно которой армия фактически выводилась из-под контроля парламента и сохраняла за собой властные функции. В акциях протеста участвовали в основном те же силы, которые вынудили уйти от власти президента Хосни Мубарака, то есть члены сформировавшихся в период «революции 25 января» молодёжных движений, часть либерально-демократических и левых партий, часть исламистских организаций. Однако главные силы исламистского движения, прежде всего «Братья-мусульмане», отмежевались от манифестаций протеста и не участвовали в них.

Демонстрации с требованием к армии немедленно передать власть Гражданскому президентскому совету переросли в ожесточенные столкновения манифестантов с армейскими подразделениями, в результате которых погибли более 40 человек и сотни получили ранения, в их числе военнослужащие. В прессе эти столкновения стали называть «второй волной египетской революции». Глава военного руководства маршал Тантауи в своём обращении к нации подтвердил готовность армии передать власть гражданским институтам, а также принял отставку премьер-министра Исама Шарафа и объявил о назначении новым премьер-министром Камаля Аль-Ганзури, государственного деятеля, пользовавшегося популярностью у египтян ещё в период правления Мубарака. Ситуация несколько нормализовалась.

После январских событий в Египте образовалось около 50 политических партий, тогда как при Мубараке их насчитывалось 24. Сформировался ряд блоков и коалиций. Так, 15 социально-политических движений, включающих в себя либеральные, светские, центристские партии и общественные организации, а также Исламскую суфийскую партию, объединились в Египетский блок, одной из целей которого, по заявлениям его лидеров, являлось «предотвратить победу „Братьев-мусульман“ на парламентских выборах». В свою очередь пять социалистических партий и движений сформировали Коалицию социалистических сил. Многие бывшие члены распущенной в апреле 2011 года бывшей правящей Национально-демократической партии, имеющие ещё достаточное влияние в провинциях, также участвовали в парламентских выборах, вступив в другие политические партии. Таковыми являются Египетская гражданская партия, Единство, Партия свободы, Египетская национальная партия, Партия развития Египта. Пытаются играть более значительную роль в политической жизни новые светские организации — «Коалиция революционной молодежи», «Мы все Халиды Саиды», «Молодёжное движение 25 января», «Революционные социалисты», «Национальная ассоциация за изменения».

Итоги первого этапа выборов в Египте продемонстрировали слабость местных светских сил и окончательно отрезвили тех, кто верил в либеральное будущее постреволюционного Египта. Победу одержали исламисты.

Так, Партия свободы и справедливости — политическое крыло исламистской организации «Братья-мусульмане» — получила 36,62% голосов, салафитская партия «Ан-Нур» заняла второе место, набрав 24,36%, «Аль-Васат» — умеренные исламисты — завоевала 4,27% голосов. Итого чуть больше 65%. У представителей либералов результат куда более скромный. Либеральная светская коалиция «Аль-Кутля» набрала лишь 13,35% голосов, а блок «Аль-Адль» Мохаммеда аль-Барадеи — бывшего директора МАГАТЭ, которого международные организации и либеральные аналитики прочили на пост следующего президента Египта, — получил лишь 1%.

Ряд ведущих СМИ и аналитиков призывают не преувеличивать значение этих результатов и уверяют, что будущее Египта не будет окрашено в ярко-зелёные цвета ислама, не говоря уже о чёрных цветах джихада. И приводят ряд аргументов в пользу данной точки зрения. Так, утверждают, что большинство египетских исламистских движений (прежде всего, получившие большинство голосов «Братья-мусульмане») считаются на Западе умеренными. И существует вероятность, что они сформируют блок не с радикалами-салафитами (с которыми у братьев-мусульман есть серьёзные разногласия), а с либеральными силами и приступят к строительству в Египте умеренного исламского государства по примеру нынешней Турции.

Так, «Братья-мусульмане» уже заявили, что не собираются вводить в стране жесткие нормы шариата. «Мы не будем заставлять мусульманок и всех остальных женщин носить хиджабы, — заявил генеральный секретарь Партии свободы и справедливости Мухаммед Саад аль-Кататни. — Мы имеем право пропагандировать, но вводить это законодательно считаем неприемлемым и немыслимым шагом... Употребление алкоголя дома, а также в отелях рассматривается нами как личная свобода граждан и, следовательно, не может быть запрещено». В конце концов, утверждают оптимисты, «Братья-мусульмане» не будут делать ничего, что могло бы отпугнуть иностранных туристов — туристический бизнес является одной из основных доходных статей бюджета. «Мы не намерены говорить туристам, как им следует одеваться, в чём находиться на пляжах, что есть и пить», — заявил Саад аль-Кататни.

Между тем, заявления о либеральном, «турецком» будущем Египта выглядят излишне оптимистичными. Сегодняшний умеренный исламизм Турции для Египта попросту недостижим. Разный уровень развития государств. Так, в Турции в результате длительного периода поступательного развития сложился крепкий средний класс. И именно этот средний класс и является носителем умеренной формы исламизма, который для турок ассоциировался с понятием прогресса и либерализации страны. Представителем этой категории населения и является нынешний премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган, провозгласивший своей целью одновременное возрождение умеренно-исламской ориентации страны и продолжение курса на дальнейшее экономическое развитие. В Египте же с самого начала революции голос неокрепшего среднего класса был заглушен воплями местной бедноты, требующей не развития и демократических свобод, а справедливости: равного распределения национальных богатств, национализации и даже введения норм шариата. Внешнеполитические предпочтения египетского электората также весьма радикальны, особенно в части отношений с Израилем. И «Братья-мусульмане» будут вынуждены проводить свою политику в соответствии с чаяниями населения — в ином случае они рискуют попросту потерять власть. Высокий процент голосов, отданный за салафитов, показывает, что в случае проведения недостаточно «народной» политики салафиты вполне могут поднять население на масштабные акции протеста. Таким образом, даже если «Братья-мусульмане» придут к власти, то Египет может стать серьёзным дестабилизирующим фактором для Израиля и превратиться в рассадник исламизма на всём пространстве Ближнего Востока.

Впрочем, у находящихся ныне у власти военных (тесно связанных с Западом) и светских сил страны есть еще время и возможность не допустить победы исламистов. В ходе первого этапа голосовали лишь девять из 29 египетских мухафаз (провинций). Второй этап пройдет в середине декабря, а третий — в начале января. Окончательные итоги выборов будут подведены лишь 13 января. До этого времени армия может предпринять ряд шагов: развязать против «Братьев-мусульман» медиавойну, посадить наиболее одиозных исламистов в тюрьмы, а также попытаться прямо повлиять на результаты выборов или даже отменить эти результаты, признав нечестными. Так, военные делают уже определенные шаги и готовят почву для того, чтобы иметь возможность признать выборы недействительными.

«Полноценный политический процесс в Египте пока ещё не налажен, и избранный в подобных условиях парламент не представляет всех египтян, — заявляет заместитель министра обороны Египта генерал Мухтар аль-Мулла. — Неужели вы считаете, что египтяне избрали тех, кто угрожает их интересам, экономике, безопасности и отношениям с международным сообществом?» Кроме того, армия пытается до окончания выборов максимально нивелировать их результаты и ограничить полномочия избранного парламента. Так, военная хунта уже заявила, что она, а не исламисты, будет писать новую Конституцию страны.

«Братья» создали свою предвыборную коалицию — «Демократический альянс за Египет», в котором они стремились объединиться, прежде всего, с салафитским движением, а также рядом светских партий. Однако давние расхождения с салафитами, являющимися по сравнению с «Братьями» большими мусульманскими ортодоксами, а также разногласия по поводу списков кандидатов привели к выходу салафитов из коалиции и их самостоятельному участию в выборах.

Примечательно, что в коалицию с «Партией свободы и справедливости» («Братья-мусульмане») вошли наряду с такими партиями, исповедующими политический ислам, как «Партия реформы и возрождения», либерально-демократические и левые партии. Среди них — «Завтра», «Рабочая партия», «Либеральная партия», «Арабский социалистический Египет», «Достоинство». Партия «Достоинство» (Карама) возглавляется Хамденом Сабахи, старейшим последователем идеологии Насера. Основные программные цели партии «Достоинство» — социальная справедливость и восстановление ведущей роли Египта в арабо-мусульманском мире. Хамден Сабахи намерен баллотироваться на пост президента Египта.

Альянс египетского политического ислама с либерально-демократическими и левыми силами — свидетельство значительной доктринальной эволюции «Братьев-мусульман». Во всяком случае, на программном уровне требования «Братьев» сегодня практически совпадают с требованиями большинства демократических партий. Новое поколение руководителей «Братьев» состоит в основном из представителей высокообразованной интеллигенции.

Сегодня это факт, что внезапно свалившаяся на мусульманские страны демократия, свободные выборы приводят к власти исламские фундаменталистские группы. Других победителей в этих странах не бывает. И демократия заканчивается прямо в день выборов. Поскольку, как показывает история, исламский фундаментализм и демократия практически несовместимы. Арабский мир, к сожалению, так устроен, что им может управлять либо мощная, харизматичная личность типа Каддафи или Мубарака, либо религиозные фундаменталисткие лидеры. На сегодняшнем историческом этапе, арабским обществам потребуется несколько поколений, чтобы достичь такого же уровня развития политической культуры, что и у современной западной цивилизации. Им предстоит пережить промышленные революции, формирование гражданского общества, приобщение к либеральным ценностям. Все то, на что у Запада ушли сотни лет.

эксперт ИА REX Арье Гут

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть