В России, как известно, всеобщим является избирательное право, но не обязанность (ходить на выборы). И это плохо уже потому, что избирательное право должно оставаться уделом лишь тех, кто готов исполнять обязанности, присущие членам общества. Это мы ещё обсудим, а пока обратимся к основному закону государства, то есть к Конституции, закрепляющей за гражданами всеобщее право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.
В Конституции ничего не говорится о том, что участие в выборах может быть такой же «повинностью», как, например, служба в вооружённых силах. «Впрочем, есть и такие страны, где неявка зарегистрированного избирателя на выборы признаётся административным правонарушением, — поясняет кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты России, советник юстиции Борис Пантелеев. — Ведь если гражданин добровольно отказывается от участия в выборах, то он тем самым лишает себя права контролировать исход голосования».
Поскольку избирательная машина остаётся в руках государства, деятельность которого мы — члены общества контролировать должным образом не способны, у нас нет оснований в полной мере доверять результатам выборов. Не потому ли некоторые граждане отказываются от участия в выборах, что, с точки зрения Бориса Пантелеева, «нельзя признать ответственным поведением добросовестного гражданина».
Гайдпаркер Александр Гершаник считает, что голосование — это наше право, но не обязанность. А это значит, что "отказаться от этого права мы можем в любой момент, никому ничего не объясняя. Ведь даже после получения бюллетеня никто не может лишить нас конституционного права выбора в форме отказа от голосования.
Автор провёл в социальной сети Гайдпарк опрос на тему «Существует ли избирательная «повинность»? 946 человек (81% участников опроса) посчитали, что такой повинности не существует, 153 человека (13%) согласились с тем, что она существует, и 62 человека (5%) предпочли высказать своё особое мнение в комментариях.
Очевидно, что правами гражданина России и, в частности, избирательным правом нас наделяет государство «Российская федерация», гражданами которого большинство из нас является в силу того, что наши родители, в свою очередь, являются гражданами России. И, похоже, что до рождения, находясь в утробе матери, мы никаких прав не имеем и, соответственно, не несём никаких обязанностей.
Дело в том, что, находясь в утробе матери, мы, с точки зрения права, являющегося, как известно, атрибутом государства, как бы и не существуем. И если вдруг беременная женщина даже на позднем сроке решится на искусственные роды, а медики согласятся их провести, плоду не жить. Ему попросту не на кого надеяться, включая государство, под защиту которого граждане попадают по факту своего появления на свет Божий. Именно тогда они и обретают права гражданина.
Достигнув определенного возраста, граждане обретают право избирать и быть избранным. Но, как сказала 12 ноября 2011 года ведущая программ «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, не каждый заслуживает право быть избирателем. Этим правом должен быть наделён лишь тот, «кто платит хоть на копейку больше налогов, чем получает дотаций от государства».
Так является ли абсолютным благом всеобщее избирательное право (ВИП)? И это своего рода нежелательное обременение? В нищих странах ВИП, как правило, кончается диктатурой. «Если ваше общество состоит из собственников и ответственных граждан, как в Швеции или в Израиле, где граждане чрезвычайно ответственны, то даже при высоком уровне социальных гарантий в его главе окажется ответственный политик. Если ваше общество состоит из людоедов, как в Африке, или люмпенов, как в России, то на выходе вы получаете президента-людоеда или президента-люмпена», — подчеркнула Латынина.
С её точки зрения, ВИП — это некое случайное историческое условие, которое сложилось в Европе в конце XIX века, в основном, благодаря росту массовых армий, которое вызвало, в свою очередь, приход к власти фашистов, национал-социалистов и социалистов. Оно ведёт к государству всеобщего социального обеспечения.
«ВИП чрезвычайно опасно даже для богатых обществ. Для бедных оно приводит к диктатуре, как только найдётся политик достаточно беспринципный, чтобы сказать народу, что если мы всё разделим на всех, то у всех будет всё. В результате, конечно, получается, что все есть только у него, а у всех есть шиш, но это уже происходит потом, когда политик пришёл к власти. И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за власть собственников. Называйте это „ктиторократией“ — от древнегреческого „ктитор“, то есть собственник. Называйте как угодно. Я за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам и налогоплательщикам», — отметила Латынина.
В этом, пожалуй, есть свой резон. Ведь если человек содержит государство, финансируя не только его собственные нужды, но и деятельность, направленную на жизнеобеспечение населения и страны в целом, то у него, наверное, есть право диктовать государству свои условия.
Недовольство государством выражают многие. Но отказываться от этого учреждения нам не стоит. Ведь в том-то и заключается парадокс, что ничто кроме государства не способно обеспечить прав и свобод граждан. То есть в отсутствие государства нет ни свобод, ни прав. В отсутствие государства есть либо стадо, либо война.
Задачу общества в отношении государства Юлия Латынина усматривает в том, чтобы использовать его силу для обеспечения свободы: «Вопреки мечтаниям анархистов, государство нельзя отменить, его можно только использовать. Как же использовать государство? Ответ на этот вопрос, к сожалению, нельзя дать на все века и на все обстоятельства».
Думаю, что общество должно использовать государство примерно так же, как господин использует раба. Правда, у государства, в отличие от раба, есть «писаные» правила. Эти правила как раз и содержит Конституция, которой государство и должно руководствоваться в своей деятельности. Что же касается общества, то, наделяя государство основным законом, оно должно принять меры к тому, чтобы государство не отклонялось от прописанных в нём норм.
Итак, с государством всё более или менее понятно. Представляет собой не что иное, как учреждение общества, оно должно действовать сообразно Конституции и вытекающим из неё законам. А чем должно руководствоваться общество?
Общество — это совокупность субъектов, каждый из которых изначально наделен правами человека. Кто же наделяет их такими правами? Верующие источником прав человека считают своего Создателя. Что же касается атеистов, то они разработчиком прав человека могут считать слепую природу, у которой нет иного метода, кроме так называемого естественного отбора.
Спрашивается, достаточно ли иметь права человека, чтобы обладать избирательным правом? Думаю, что нет, не достаточно. Очевидно, что избирательным правом может быть наделен лишь тот, кто участвует в финансировании государства. Условия подобного финансирования можно зафиксировать в договоре об учреждении государства, то есть в общественном договоре, идею которого обсуждали многие мыслители, включая, например, Жан-Жака Руссо. Придти к согласию между собой учредители государства могли бы путём подписания общественного договора. Но не ясно, кто бы мог заказать разработку такого договора, который обеспечил бы достижение согласия между членами российского общества.
Ефим Андурский
Комментарии читателей (50):
Я откровенно предполагал, что такая постановка вопроса в 21-ом веке вообще невозможна, так как за всеобщее избирательное право в течение еще 19-го столетия было обломано столько копий, что правящий класс еще тогда решил для себя, что “дешевле” “дать” это право и использовать для управления более “тонкие” приемы.
Но более того!
Для аргументации такой “точки зрения” автор начинает касаться смежных вопросов и демонстрирует практически полное незнакомство с тем, о чем говорит.
“Общественный договор (социальный контракт) — социально-экономическая теория, объясняющая происхождение гражданского общества, государства, права как результат соглашения между людьми. Понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правительству или другой власти, чтобы получить или поддержать общественный строй через господство права. Общественный договор означает соглашение управляемыми на наборе правил, по которым ими управляют.
Теория общественного договора сформировала главный принцип в важной исторической идее, что легитимный государственный орган должен быть получен из согласия управляемых.”
Поэтому я считаю, что такая “очаровательная безграмотность” не только смешна, но и опасна.
Ни минуты не сомневаюсь, что сам Андурский ничего подобного в виду не имел. Но явное незнание собственного аргумента и желание во что бы то ни стало настоять на своем “железно логично” влечет такие следствия.
Если не знаешь – зачем говоришь ???
ВОПРОС : “Если избирательным правом будут обладать только эти "ктиторы", то будет ли воинская повинность распространятся только на них или, все-таки, на всех нас? ”
ОТВЕТ : “воинской повинности не будет. Будет нормальная контрактная армия”
ВОПРОС (уточняющий) : “Неужели вы думаете, что при столкновении двух империалистических хищников будет достаточно наемников, как в Ливии ?”
ОТВЕТ : “В мирное время достаточно армии, состоящей из кадровых офицеров и контрактников”
---
В итоге, автор, ничтоже сумняшеся, описывает стандартную процедуру организации стандартной массовой армии в мирное время. Формирование же из этого законсервированного механизма “армии военного времени” в так называемый особый период – это вопрос законодательства о воинской повиннос
Опять на лицо незнакомство с затронутой темой !!!
Если не знаешь – зачем говоришь ???
“Прибыль - это превышение доходов над расходами. Но, чтобы получить доход от предприятия, в него надо вложиться. Вкладываются же собственники. Они покупают ресурсы, необходимые для запуска предприятия, включая ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ТРУДОВОЙ РЕСУРС”
Это где это у нас наши нувориши вкладывались? А? И не надо “убивать” меня “беспроволочной связью” – это копейки. Наши “олигархи” “едут” на советском наследии, ни во что особо не вкладываясь !!! Единственный настоящий проект – газовая труба на северо-запад. Да и тот при решающем участии государства.
Наши “ответственные собственнички” – иждивенцы и паразиты. “РЕСУРС” пока сделал все, что в этой стране есть, а вот собственничкам еще только предстоит показать, на что способны. А пока что – ДВА БАЛА.. Не Форды, прямо скажем!