В Москве:  06:43, 15 марта 2025, сб

Ефим Андурский: Всеобщее избирательное право: плюсы и минусы

14 ноября 2011  20:11 Отправить по email
Печать

В России, как известно, всеобщим является избирательное право, но не обязанность (ходить на выборы). И это плохо уже потому, что избирательное право должно оставаться уделом лишь тех, кто готов исполнять обязанности, присущие членам общества. Это мы ещё обсудим, а пока обратимся к основному закону государства, то есть к Конституции, закрепляющей за гражданами всеобщее право избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления.

В Конституции ничего не говорится о том, что участие в выборах может быть такой же «повинностью», как, например, служба в вооружённых силах. «Впрочем, есть и такие страны, где неявка зарегистрированного избирателя на выборы признаётся административным правонарушением, — поясняет кандидат юридических наук, правовой эксперт Общественной палаты России, советник юстиции Борис Пантелеев. — Ведь если гражданин добровольно отказывается от участия в выборах, то он тем самым лишает себя права контролировать исход голосования».

Поскольку избирательная машина остаётся в руках государства, деятельность которого мы — члены общества контролировать должным образом не способны, у нас нет оснований в полной мере доверять результатам выборов. Не потому ли некоторые граждане отказываются от участия в выборах, что, с точки зрения Бориса Пантелеева, «нельзя признать ответственным поведением добросовестного гражданина».

Гайдпаркер Александр Гершаник считает, что голосование — это наше право, но не обязанность. А это значит, что "отказаться от этого права мы можем в любой момент, никому ничего не объясняя. Ведь даже после получения бюллетеня никто не может лишить нас конституционного права выбора в форме отказа от голосования.

Автор провёл в социальной сети Гайдпарк опрос на тему «Существует ли избирательная «повинность»? 946 человек (81% участников опроса) посчитали, что такой повинности не существует, 153 человека (13%) согласились с тем, что она существует, и 62 человека (5%) предпочли высказать своё особое мнение в комментариях.

Очевидно, что правами гражданина России и, в частности, избирательным правом нас наделяет государство «Российская федерация», гражданами которого большинство из нас является в силу того, что наши родители, в свою очередь, являются гражданами России. И, похоже, что до рождения, находясь в утробе матери, мы никаких прав не имеем и, соответственно, не несём никаких обязанностей.

Дело в том, что, находясь в утробе матери, мы, с точки зрения права, являющегося, как известно, атрибутом государства, как бы и не существуем. И если вдруг беременная женщина даже на позднем сроке решится на искусственные роды, а медики согласятся их провести, плоду не жить. Ему попросту не на кого надеяться, включая государство, под защиту которого граждане попадают по факту своего появления на свет Божий. Именно тогда они и обретают права гражданина.

Достигнув определенного возраста, граждане обретают право избирать и быть избранным. Но, как сказала 12 ноября 2011 года ведущая программ «Код доступа» на радио «Эхо Москвы» Юлия Латынина, не каждый заслуживает право быть избирателем. Этим правом должен быть наделён лишь тот, «кто платит хоть на копейку больше налогов, чем получает дотаций от государства».

Так является ли абсолютным благом всеобщее избирательное право (ВИП)? И это своего рода нежелательное обременение? В нищих странах ВИП, как правило, кончается диктатурой. «Если ваше общество состоит из собственников и ответственных граждан, как в Швеции или в Израиле, где граждане чрезвычайно ответственны, то даже при высоком уровне социальных гарантий в его главе окажется ответственный политик. Если ваше общество состоит из людоедов, как в Африке, или люмпенов, как в России, то на выходе вы получаете президента-людоеда или президента-люмпена», — подчеркнула Латынина.

С её точки зрения, ВИП — это некое случайное историческое условие, которое сложилось в Европе в конце XIX века, в основном, благодаря росту массовых армий, которое вызвало, в свою очередь, приход к власти фашистов, национал-социалистов и социалистов. Оно ведёт к государству всеобщего социального обеспечения.

«ВИП чрезвычайно опасно даже для богатых обществ. Для бедных оно приводит к диктатуре, как только найдётся политик достаточно беспринципный, чтобы сказать народу, что если мы всё разделим на всех, то у всех будет всё. В результате, конечно, получается, что все есть только у него, а у всех есть шиш, но это уже происходит потом, когда политик пришёл к власти. И если демократия означает всеобщее избирательное право, то да, я против демократии. Я за власть собственников. Называйте это „ктиторократией“ — от древнегреческого „ктитор“, то есть собственник. Называйте как угодно. Я за то, чтобы избирательное право в явном или скрытом виде принадлежало только собственникам и налогоплательщикам», — отметила Латынина.

В этом, пожалуй, есть свой резон. Ведь если человек содержит государство, финансируя не только его собственные нужды, но и деятельность, направленную на жизнеобеспечение населения и страны в целом, то у него, наверное, есть право диктовать государству свои условия.

Недовольство государством выражают многие. Но отказываться от этого учреждения нам не стоит. Ведь в том-то и заключается парадокс, что ничто кроме государства не способно обеспечить прав и свобод граждан. То есть в отсутствие государства нет ни свобод, ни прав. В отсутствие государства есть либо стадо, либо война.

Задачу общества в отношении государства Юлия Латынина усматривает в том, чтобы использовать его силу для обеспечения свободы: «Вопреки мечтаниям анархистов, государство нельзя отменить, его можно только использовать. Как же использовать государство? Ответ на этот вопрос, к сожалению, нельзя дать на все века и на все обстоятельства».

Думаю, что общество должно использовать государство примерно так же, как господин использует раба. Правда, у государства, в отличие от раба, есть «писаные» правила. Эти правила как раз и содержит Конституция, которой государство и должно руководствоваться в своей деятельности. Что же касается общества, то, наделяя государство основным законом, оно должно принять меры к тому, чтобы государство не отклонялось от прописанных в нём норм.

Итак, с государством всё более или менее понятно. Представляет собой не что иное, как учреждение общества, оно должно действовать сообразно Конституции и вытекающим из неё законам. А чем должно руководствоваться общество?

Общество — это совокупность субъектов, каждый из которых изначально наделен правами человека. Кто же наделяет их такими правами? Верующие источником прав человека считают своего Создателя. Что же касается атеистов, то они разработчиком прав человека могут считать слепую природу, у которой нет иного метода, кроме так называемого естественного отбора.

Спрашивается, достаточно ли иметь права человека, чтобы обладать избирательным правом? Думаю, что нет, не достаточно. Очевидно, что избирательным правом может быть наделен лишь тот, кто участвует в финансировании государства. Условия подобного финансирования можно зафиксировать в договоре об учреждении государства, то есть в общественном договоре, идею которого обсуждали многие мыслители, включая, например, Жан-Жака Руссо. Придти к согласию между собой учредители государства могли бы путём подписания общественного договора. Но не ясно, кто бы мог заказать разработку такого договора, который обеспечил бы достижение согласия между членами российского общества.

Ефим Андурский

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (50):

Владимир
Карма: 15
17.11.2011 01:43, #1631
В сравнении с этими положениями - о классовой сущности государства, - все остальное мелочь. Но не могу не доставить себе удовольствие и не помянуть ваше прекраснодушное "Будет нормальная контрактная армия, в которой будут служить только те, кто этого пожелает сам" !!!
Неужели вы думаете, что при столкновении двух империалистических хищников будет достаточно наемников, как в Ливии ? Тогда почитайте Мольтке. Кем-кем, но дураком он не был.
Владимир
Карма: 15
17.11.2011 01:54, #1632
Теперь о "философии логики" и о "логике философов".
Должен признать, вы меня не мало позабавили такой вот своей формулировочкой : "Уважаемый Владимир, Вы, как, впрочем, и всякий хам". Я бы счел что, это образчик косноязычия, когда в начале фразы говорящий еще не представляет, что скажет в конце. Но сконцентрировав вашу мысль до "Уважаемый хам", я вдруг начал подозревать, что это вы съязвить изволили, что это у вас тонкая ирония.
Если верно последнее предположение, то я снимаю шляпу ! - мой "респект и уважуха" !! Это, действительно, круто !!!
Владимир
Карма: 15
17.11.2011 02:06, #1633
Касательно же вашей трудовой биографии, я, действительно, ее не знаю (да и знать не хочу, рабочий спокойно может быть классовым врагом для других рабочих, а выходец из буржуазной среды - для остальных буржуев).
Но как бы там ни было, если вы таки начинали свою биографию рабочим, т.е. сами создавали что-то полезное для людей, и мой выпад считаете незаслуженным оскорблением, то как и всякий воспитанный хам, я признаю, что погорячился. Признаю, что лично вы такого обвинения не заслуживаете.
Признаю.
Но принципами не поступаюсь : все общество КТИТОРОВ - это общество воров.
И в каком-то смысле, я даже доволен, что классовый, враг как аргумент против меня, нашел именно этот - "ХАМ". Прямо из классической литературы начала 20-го века ! Я даже "слышу" интонации Фаины Григорьевны Раневской.
Владимир
Карма: 15
17.11.2011 02:16, #1634
Ну, и последнее на сегодня.
Вы с "достоинством" бросаете мне в морду свое
"никто не собирается лишить Вас права думать. Думайте, но помните, что богатеть Вы будете преимущественно думкой. Потому что на действия, направленные на свое благополучие, Вас не хватит. Максимум, на что Вы способны – это плевок в чужой стакан".
А, дзуськи!
Если я за последние 20 лет вашими молитвами НЕ ПРОПАЛ, то и дальше как-нибудь НЕ ПРОПАДУ. Руки и голова есть. Как-нибудь на жизнь ЗАРАБОТАЮ. Да и дети выросли и уже "на крыло становятся". Теперь полегче будет - не так, как тогда, когда я был одним работающим на двоих детей и безработную жену плюс двое родителей пенсионеров (хотя вот уж кто не обременял, так это старики, царствие им небесное - военная школа, хоть завтра в блокаду - типун мне на язык).
Владимир
Карма: 15
17.11.2011 02:38, #1635
И если уж вам будет так легче, то МОЖЕТЕ СЧИТАТЬ МЕНЯ ЛЮМПЕНОМ.
Цену себе я знаю и в похвалах, тем более ваших, НЕ НУЖДАЮСЬ.
А я, с вашего позволения, с удовлетворением заявляю, что сегодня я плюнул в ваш стакан второй раз. И на этот раз Уоррен со всей своей "Королевской ратью" тут ни причем :
1) где и кто подписывал "общественный договор" ?
2) один голос - это один человек, или один доллар ? если нет, то сколько же для равенства нужно долларов и/или людей?
3) является ли субъект с миллионом долларов примером ответственности? и является ли Платон Каратаев (солдат и крепостной) у Толстого образцом безответственности?
4) способен ли наемник защитить Родину? и Что для наемника Родина?
Ну, на пока хватит.
С комсомольским приветом (если вам больше нравится, то с ХАМСКИМ ПРИВЕТОМ) - Влад
Efim
Карма: 86
17.11.2011 09:10, #1636
Владимир!
ОД нужен не для "конструирования" государства, а для связки общества. Процедура присоединения к ОД – это рутинная процедура. Никакой сложности она собой не представляет.
Полагаю, что подпись под документом делает подписанта более ответственным человеком.
Пиетета к собственникам не питаю. Экономические проблемы главными не считаю.
Государство не есть общество, пусть даже и акционерное. А Вам, Владимир, все же следовало бы осмыслить различие между обществом и государством. И учтите, что если учреждение – это организация иерархическая, то общество представляет ничто иное, как союз равных.
Ваша реплика «Вы намеренно игнорируете классовую сущность и государства и этого вашего "общественного договора" лишний раз доказывает, что сущности государства и общества Вы так и не поняли…
Efim
Карма: 86
17.11.2011 09:15, #1637
Владимир, Вы и в самом деле считаете, что государство должно дать Вам право быть "ответственным членом общества"? Похоже, что Вы не способны отрешиться от рабской психологии. Но не Вы один. Развратные действия особо циничного характера государство совершает в отношении общества в целом. Так ведь в том-то и заключается задача, чтобы перевернуть сладкую парочку «общество – государство» так, чтобы общество оказалось в позиции «папы», которую пока что занимает государство.
Прибыль есть ничто иное, как превышение доходов над расходами. Но для того, чтобы получить доход от некоего предприятия, в него нужно вложиться. Вкладываются же собственники. Это они покупают ресурсы, необходимые для запуска предприятия, включая так называемый трудовой ресурс.
Efim
Карма: 86
17.11.2011 09:23, #1638
В мирное время достаточно армии, состоящей из кадровых офицеров и контрактников.
Да, всю жизнь я создавал «что-то полезное». И несколько десятилетий посвятил инициативной разработке методологии преодоления нежелательных ситуаций.
Утверждать, что «все общество КТИТОРОВ – это общество воров» нет оснований. А человек, голословно обвиняющего других, это клеветник.
Заявив, что плюнули в мой стакан второй раз, Вы дали мне повод повторить: максимум, на что Вы способны, так это плевок в чужой стакан. А поскольку общение с хамами считаю унизительным, в дальнейшем реагировать на Ваши комментарии не буду. Если, конечно, Вы не измените свой стиль общения с приличными людьми, к числу которых, в частности, относятся эксперты ИА REX.
Модератор
Карма: 78
17.11.2011 11:35, #1639
Редакция убедительно просит комментаторов не доходить до личных оскорблений. Во избежание возникновения конфликтных ситуаций оставляем за собой право остановить приём комментариев к данному материалу.
Владимир
Карма: 15
20.11.2011 03:52, #1646
В ответ на комментарий iarex #1639 (17.11.2011 11:35)
Уважаемая редакция, Вы, безусловно, в праве прекратить на своем ресурсе, что угодно.
Более того, я вовсе и не настаиваю на размещении моих комментариев для “всеобщего обозрения”. Но отмолчаться по затронутой теме НЕ МОГУ. Если не разместите – Ваше дело, но у Вас есть мой электронный адрес и Вы бы могли сообщить мне конкретные претензии.
Я же со свое стороны обращаю Ваше внимание на то, что те два бранных оборота, которые использовал в этом разделе – “тудыть тебя в кочерыжку” и “ядрена вошь”, - по нынешним временам представляют собой скорее литературный памятник, чем ругательство. Все остальное заимствовано мною из литературы и с эстрады, чего я даже не скрывал.
Произойдёт ли в 2025 году ввод миротворцев на Украину?
Будет ли до весны принято соглашение о приостановке боевых действий на Украине?
80.9% Нет
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть