Статья Вигена Акопяна и Модеста Колерова: «Политика сдач», или до чего Россия «довела» своих соседей», формально привязанная к сообщению о том, что президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался участвовать в саммите СНГ 2-3 сентября в Душанбе, как никогда актуальна. Авторы подняли целый ворох проблем российской внешней политики на, так называемом, постсоветском пространстве. Точнее, они продолжили мысль, озвученную в своё время президентом России Дмитрием Медведевым, и о которой быстро забыли. Проблема в том, что проблемы внешней политики страны уже давно выведены из внутриполитического общественного и экспертного дискурса: ни одна из политических партий не строила, да и сейчас не строит свою политику с учётом анализа внешнеполитического положения страны. Не в лучшей ситуации оказались и многие СМИ, где международные отделы уже давно не существуют, а класс журналистов-международников фактически уничтожен.
Не в лучшем положении оказалась и Смоленская площадь. Сложившийся парадокс заключается в том, что российская дипломатия откровенно плохо ориентируется в проблемах бывших советских республик, а когда где-нибудь «кукарекнет петух», то голос его часто пытаются заглушить в западных дипломатических коридорах и кабинетах. Поэтому у экспертного сообщества складывается устойчивое ощущение монополизации в России проблем внешней политики страны узкой, далеко не профессиональной группой из правящего политического класса.
Достаточно хотя бы вспомнить, с каким торжествующим неистовством встречали некоторые представители правящего класса страны низвержение в Грузии Эдуарда Шеварднадзе и приход к власти в результате «цветной революции» Михаила Саакашвили. Помните, как тогда в Тбилиси со специальной миссией побывал министр иностранных дел России Игорь Иванов для того, чтобы громко заявить: «Гамарджоба, грузины!». И только сейчас становится очевидным то, что Эдуард Шеварднадзе — неудобный для некоторых кремлёвских стратегов политик — никогда бы не развязал войну с Россией. Или, к примеру то, как и с каким усердием Москва двигала к власти в Баку сына бывшего чекиста и члена Политбюро Гейдара Алиева - Ильхама, и как архивисты разыскивали в России справки об успешной учёбе и работе Гейдара Алиевича, закрывая глаза на то, что Баку не пропустил мимо себя практически ни одного антироссийского проекта на постсоветском пространстве.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 20.08.11 Владимир Коробов: Украинскую внешнюю политику тоже можно смело называть «политикой сдач»
- 19.08.11 Григорий Трофимчук: Хорошие рецепты внешней политики есть, но за них необходимо платить
- 19.08.11 Олег Неменский: Политика сдач – очень точное определение для внешней политики России
- 18.08.11 Юрий Баранчик: диагноз – «политика сдач» - поставлен верно
По факту Москва вообще отказалась от идеи не только стимулировать необходимые для выживания страны как геополитического субъекта интеграционные процессы, но и, как также подмечал президент Дмитрий Медведев, окружила себя государствами с авторитарными режимами. И не только это. Авторитетные эксперты не раз заявляли, что терроризм на Северном Кавказе системно подпитывается извне, через республики Закавказья. Однако представители славного Антитеррористического центра пытаются рисовать образы этих террористов, как спустившихся с Луны «инопланетян».
Почему Россия до сих пор не выступила с грозными предупреждениями, скажем в адрес Грузии, на территории которой велика вероятность существования лагерей террористов? Или не поставила на место Азербайджан, поддержав требования его малых народов на определённый государственный статус?
Ещё один парадокс: с огромным скрипом продвигается проект создания союзного государства Россия-Белоруссия, а появление Таможенного союза — Россия-Белоруссия-Казахстан — это, скорее всего, не продукт стратегического мышления Кремля, а результат невероятного давления на него президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, предпочитающего вступить в союз с Россией, нежели оказаться поглощённым мощным Китаем. Правда, нас громко уверяют, что именно такая «прагматическая» внешняя политика якобы создаёт благоприятные внешние условия для осуществления заявленного курса модернизации. Но пока налицо одни только уступки, и никаких серьёзных внешнеполитических достижений. Так можно «домодернизироваться» до того, что границы Отечества — скажем на юге- будут скоро проходить где-то в Рязанской области.
Но вернёмся к причинам, по которым президент Азербайджана Ильхам Алиев отказался участвовать в работе предстоящего саммита СНГ в Душанбе. Это - открытый вызов лидера Азербайджана с определённым намёком, хотя ещё совсем недавно многие азербайджанские политологи восторженно приветствовали итоги состоявшегося саммита Медведев-Алиев в Сочи. Но Баку понял, что ему не удаётся перетянуть в карабахском урегулировании на свою сторону Москву, которая предпочитает следовать сценарию, расписанному Минской группой ОБСЕ в так называемых обновлённых Мадридских принципах. В этом документе, говоря упрощённо, предлагается такая схема: освобождение под контролем международных миротворцев части азербайджанских районов в обмен на признание промежуточного статуса Карабаха с последующим референдумом. То есть, это - вариант Косово. В то время, как в Приднестровье Москвой продавливается вариант объединения с Молдовой. Подобный двойной стандарт в подходах к урегулированию конфликтов на постсоветском пространстве больше смахивает на базарный обмен огородными продуктами, нежели на шаги продуманной государственной дипломатии. Поэтому возникает вопрос: «Если Москва предпочитает роль музыканта, исполняющего чужую музыку, то не лучше ли напрямую общаться с композитором, минуя музыканта?». Сейчас такую политику осуществляет президент Грузии Михаил Саакашвили. Не исключено, что аналогичные шаги начнёт предпринимать и президент Азербайджана Ильхам Алиев. В то же время Еревану сейчас не резон отказываться от пророссийской ориентации. Но когда Турция под давлением США откроет свои границы с Арменией, перед армянским политическим классом вновь встанет историческая проблема: с кем и куда двигаться дальше. Собственно говоря, именно в этих предупреждениях автор усматривает главный смысл статьи Вигена Акопяна и Модеста Колерова.
Станислав Тарасов
Историк, политолог, эксперт по проблемам стран Ближнего Востока и Кавказа
Комментарии читателей (0):