Кому выгодна модернизация украинской ГТС

21 июля 2011  18:57 Отправить по email
Печать

Украина объявила о начале модернизации газотранспортной системы. Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» приступила к работам на украинском участке магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». Согласно проекту, модернизация газопровода повысит надежность транспортировки природного газа, повысит коэффициент полезного действия газоперекачивающих агрегатов с 25% до 36% и уменьшит расходы топливного газа приблизительно на 600 млн кубометров в год.

Как рассказал президент ассоциации «Газовые трейдеры Украины» Роман Сторожев, сегодняшний этап модернизации и реконструкции газопровода Уренгой-Помары-Ужгород предусматривает реконструкцию линейной части газопровода (замена изоляции и переукладка трубы) со вспомогательными объектами, модернизацию двух компрессорных станций, систем линейной телемеханики и связи.

«Это то, о чем заявлялось ранее, это соответствует брюссельским соглашениям 2009 года, которые подписала Украина с мировыми финансовыми институтами, а также Энергетической Хартии, которая включает положения о намерении объединить системы Украины и ЕС. В комплексе это соответствует официальному курсу нашей страны по евроинтеграции», — считает Роман Сторожев.

Эти работы осуществляются в соответствии с 1-м плановым этапом модернизации и реконструкции украинской ГТС и направлены на улучшение технических и экономических характеристик газовой магистрали. По словам эксперта энергетических программ Центра Разумкова Сергея Дьяченко, стоимость этого этапа работ по модернизации ГТС составляет порядка 2 млрд долларов.

Вторым этапом работ, по планам НАК «Нафтогаз», предполагалась модернизация, направленная на увеличение пропускной способности экспортного участка трубопровода в Европу. Реализация данного проекта позволит увеличить пропускную способность украинской ГТС на 60 млрд кубометров. Однако, цена 2-го этапа работ выше, как минимум, в два раза, поскольку требует, по словам Сергея Дьяченко, строительства новых линейных объектов и компрессорных станций.

Вложение средств в работы по увеличению пропускной способности украинской ГТС перспективно лишь при условии, что Украина сохранит и увеличит объёмы транзита. Представители основного поставщика газа, как для внутреннего потребления, так и транзитного — России неоднократно заявляли о том, что объёмы транзита через Украину сократятся в связи эксплуатацией «Северного потока» и строительством «Южного потока». При этом эксперт Центра Разумкова придерживается мнения, что украинской стороне не стоит опасаться грозных заявлений России, ведь эксплуатационные расходы по «Южному потоку» в 2,5 раза выше, чем по украинской ГТС.

«Во-первых, эксплуатация подводных трубопроводов ощутимо дороже, а во-вторых, в случае аварии, подводный газопровод практически не подлежит восстановлению», — отметил Сергей Дьяченко. Кроме того, учитывая события в Северной Африке, аварию АЭС «Фукусима» и пересмотр рядом европейских стран использования атомной энергетики в сторону сокращения количества АЭС, потребность Европы в российском газе ещё возрастёт, и поставки через Украину не снизятся.

«У каждой трубопроводной системы есть своя точка рентабельности. К сожалению, для экспортной части украинской ГТС эта точка не определена. Даже, если на полную мощность запустят „Северный“ и „Южный“ поток, то потребность в Украине, как стране-транзитёре всё-равно останется. По данным наших исследований, через украинскую ГТС будет проходить, как минимум 60 млрд кубометров газа», — рассказал Сергей Дьяченко.

Проект модернизации магистрального газопровода рассчитан на 9 лет, при этом первая очередь — на 3 года. Объём инвестиций на первую очередь реконструкции составляет более 538 млн долларов, из которых 230 млн долларов — собственные средства и 308 — кредитные.

К финансированию модернизации и реконструкции газовых магистралей Украина планирует привлечь кредитные средства Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) и консорциума банков. Меморандум о выделении средств на реконструкцию с ЕБРР уже подписан, но 1-й транш будет выделен лишь через несколько месяцев. Как считает Роман Сторожев, для Европы такой проект выгоден, поскольку кредит выделяется под приемлемые коммерческие условия, но главное, Европа получит более надёжного транзитёра, нежели Украина является на сегодняшний день.

«В целом проект предполагает модернизацию, в соответствии с европейскими нормами всех 3 основных магистралей, а также узлов учёта природного газа, чтобы можно было согласно единым техническим нормам обеспечивать прокачку газа из России в Европу. Для Европы это важно, так как она является основным потребителем транзитного природного газа, который проходит по украинской ГТС. Этот вопрос обсуждается уже не один год и вот теперь мы перешли к практической реализации договоренностей между Украиной и ЕС», — отметил Роман Сторожев.

Выполнение Украиной, взятых на себя обязательств в газотранспортной сфере, в Европе считают неполным. Основанием для такого мнения является то, что не проведена унификация украинского законодательства с нормами Евросоюза и реформирование ГТС в части государственного управления. Заключение о неисполнении обязательств украинской стороной выдала и независимая консалтинговая компания DELOITTE. По мнению Сергея Дьяченко, такая ситуация может негативно повлиять на стремление Европы, на выгодных для Украины условиях, финансировать модернизацию ГТС.

Одновременно с подписанием меморандума о кредитовании европейскими банками НАК «Нафтогаза», премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что желал бы, чтобы и Россия приняла участие в финансировании реконструкции.

По мнению Романа Сторожева, заявление Азарова свидетельствует о том, что украинская сторона готова привлекать к модернизации своей ГТС все заинтересованные стороны, в том числе и РФ.

«Украина имеет уникальную газотранспортную систему в Европе, самые большие хранилища природного газа. Сейчас важно для Украины показать практически, а не лишь декларативно, все конкурентные преимущества нашей газотранспортной системы и провести реформы по либерализации энергетического сектора Украины», — отметил эксперт.

Однако заинтересует ли российскую сторону предложение украинского премьера, и на каких условиях — пока неизвестно. Поскольку Россия неоднократно изъявляла желание участвовать в управлении эксплуатацией украинской газотранспортной системы, то вполне вероятно, что «Газпром» выдвинет соответствующие условия своего участия в обеспечении проекта.

По мнению эксперта энергетических программ Сергея Дьяченко, кредитование реконструкции и участие в управлении ГТС — не взаимосвязаны, и имеют отдельные экономические преимущества. Но российское руководство связывает воедино выделение кредита и предоставление голоса в управлении. Поэтому на то, что Россия не выдвинет условия о передаче части экспортных магистралей в собственность «Газпрома» маловероятно.

Как отметил эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук, Россия может согласиться вкладывать деньги в НАК «Нафтогаз», только будучи совладельцем транзитных мощностей газа на Украине.

В результате успешная модернизация ГТС Украины может быть выгодна всем. Украина снизит свои затраты на эксплуатацию трубопроводов, и увеличит прибыль от транзита. Также для государства это шанс заявить о себе, как о стране, выполняющей взятые на себя обязательства. Европа на выгодных условиях получит заёмщика и более надёжного партнёра по поставкам энергоресурсов. Россия, при успешном проведении переговоров, может приобрести долю в управлении украинской ГТС.

Напомним, 19 июля Украина объявила о начале работ по модернизации и реконструкции ГТС. На участке магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород был сварен символический «золотой стык». Заместитель главы правления НАК «Нафтогаз» Вадим Чупрун и директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек подписали меморандум о финансировании проекта. Документ предусматривает государственные гарантии Украины, срок погашения кредита 15 лет. В сентябре консалтинговая компания Mott MacDonald должна предоставить отчёт о проекте модернизации украинской ГТС, после чего на заседании главного офиса ЕБРР в Лондоне будет принято решение о подписании договора. В тот же день премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что он рассчитывает, что Россия приобщится к модернизации украинской ГТС.

Дмитрий Постнов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть