С какой целью Украина начала модернизацию ГТС

20 июля 2011  20:39 Отправить по email
Печать

Украина объявила о начале реконструкции газотранспортной системы (ГТС). Меморандум о будущем финансировании работ по модернизации был подписан между национальной акционерной компанией НАК «Нафтогаз Украины» и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР). Одновременно премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что надеется и на финансирование с российской стороны.

Истинной целью пафосного начала модернизации ГТС Украины с участием ЕБРР и Европейского инвестиционного банка является влияние на Россию в контексте сложных газовых переговоров. Украина таким образом отвечает на угрозы России сократить транзит, запуск «Северного потока», подготовку к строительству «Южного потока». Такого мнения придерживается эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук.

Украина приступила к реализации масштабного проекта модернизации газотранспортной системы: 19 июля 2011 года Национальная акционерная компания «Нафтогаз Украины» начала работы по модернизации и реконструкции магистрального газопровода «Уренгой-Помары-Ужгород». По сообщению пресс-службы Кабинета министров, меморандум о финансировании проекта подписан с Европейским банком реконструкции и развития.

19 июля 2011 года на промышленной площадке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород недалеко от города Богуслав Киевской области в присутствии премьер-министра Украины Николая Азарова и министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко сварен символический «золотой стык».

В то же время, Николай Азаров рассчитывает, что Россия приобщится к модернизации украинской ГТС.

«Мы неоднократно приглашали Россию участвовать в модернизации нашей газотранспортной системы. Однако когда мы это делали на словах, а сами не прилагали материальных усилий и расходов, Россия реагировала так, как она реагировала. А теперь для наших российских коллег очевидно, что мы эту работу начали с участием наших европейских партнеров. Думаю, что сейчас позиция России изменится, учитывая наши практические шаги», — отметил Николай Азаров на брифинге по случаю начала реализации проекта.

Слова Азарова о привлечении России только подтверждают то, что основной целью «начала „Нафтогазом“ модернизации ГТС» является попытка влияния на северо-восточного соседа. Привлечение европейских структур можно рассматривать как давление на Россию — чтобы в Москве быстрее определялись со своим участием. И, самое главное, это ответ Украины на нежелание «Газпрома» менять формулу на газ и уменьшать цену, считает эксперт.

Как отмечает Юрий Корольчук, модернизация ГТС, которую якобы начинает «Нафтогаз» — это на самом деле ремонтные работы.

«К чему приведёт эта «модернизация»? Будет увеличена пропускная способность ГТС в направлении Европы? Нет. Ведь надо сначала с Россией договориться об увеличении транзита. А пока что Россия только угрожает уменьшить транзит. Было сказано только обширное: «модернизация газопровода повысит надежность транспортировки природного газа, повысит коэффициент полезного действия газоперекачивающих агрегатов с 25% до 36% и уменьшит расходы топливного газа приблизительно на 600 млн кубометров в год... Относительно последнего конкретного показателя, то здесь „Укртрансгаз“ уже давно реализовывает комплексную программу замены компрессоров. Так что это не модернизация, а ремонтные работы», — рассказал эксперт.

Деньги на ремонт есть: «Укртрнасгаз» получает деньги за транзит — эти средства и должны идти на ремонт. В последние годы больше 200 млн долларов в год никогда не тратили на ремонт ГТС. Этого в принципе хватает, но для полноценной модернизации нужно было бы тратить как минимум по 500 млн долларов в год.

«Проблема в том, что все деньги „Укртрансгаза“ забирает „Нафтогаз“ для следующей оплаты за газ России. И сейчас денег „Нафтогазу“ не хватает. Поэтому и появляются проблемы, чтобы даже выделять этих скромных 200 млн долларов в год. Для этого Украина и вынуждена привлекать деньги ЕС. А так как „Нафтогаз“ на самом деле в перманентом преддефолтном состоянии — деньги на оплату дает Нацбанк через ОВГЗ, зато частные банки не дадут кредиты „Нафтогазу“ на модернизацию», — отметил Юрий Корольчук.

В то же время, Евросоюз денег ещё не дал и подписание «Нафтогазом» меморандумов — ничего не гарантирует. «Золотой стык» должны были сварить ещё в июне — месяц назад. И деньги — первые 300 млн евро — должны были быть уже выделены. Но на Украине признавали, что вопрос участия ЕС в вопросе финансирования модернизации откладывается до декабря 2011 года. Россия же пока что де-факто ничего не ответила, кроме общих политических заявлений.

«Россия согласится вкладывать средства в модернизацию украинской ГТС только на условиях создания и выработки некой формы „консорциума“ управления ГТС. Но боюсь, что Россия будет против участия ЕС в этом консорциуме. Россия хочет или контролировать ГТС, или как минимум работать „50 на 50“. Да и честно говоря, слабо вериться, что даже при создании „консорциума“ Россия захочет делать серьезные вливания в ГТС Украины. У „Газпрома“ сейчас много других проектов и также много долгов перед западными банками», — сказал эксперт в заключение.

Отметим, что согласно заявлению правительства Украины, меморандум о финансировании проекта подписали заместитель главы правления НАК Вадим Чупрун и директор ЕБРР в Украине Андре Куусвек.

Документ предусматривает государственные гарантии Украины, срок погашения кредита 15 лет. В сентябре консалтинговая компания Mott MacDonald должна предоставить отчёт о проекте модернизации украинской ГТС, после чего на заседании главного офиса ЕБРР в Лондоне будет принято решение о подписании договора. «Мы надеемся подписать проект в этом году», — сказал директор ЕБРР в Украине. Он также не исключил дальнейшего финансирования этапов реконструкции украинской ГТС.

Как утверждают в НАК «Нафтогаз», в ходе модернизации магистрального газопровода Уренгой-Помары-Ужгород будет увеличена эффективность транзита топлива в Европу одним из крупнейших действующих маршрутов, уменьшиться негативное воздействие на окружающую среду. В частности, будут минимизированы риски поставок природного газа европейским потребителям через территорию Украины. Предусмотрена также реконструкция линейной части (замена изоляции и перезаключения трубы) газопровода с вспомогательными объектами, модернизация и реконструкция компрессорных станций, системы линейной телемеханики и связи.

Проект рассчитан на 9 лет, при этом первая очередь — на 3 года. Объём инвестиций на первую очередь реконструкции составляет более 538 000 000 долларов, из которых 230 миллионов — собственные средства и 308 — кредитные.

Магистральный газопровод Уренгой-Помары-Ужгород проходит по территории 10 областей Украины.

Дмитрий Постнов

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
93.2% Да
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть