Эксперт: "Газпром" может отказаться от покупки 50% "Белтрансгаза"

Российский "Газпром" до сих пор не перевёл белорусской стороне платёж за акции энергетического концерна "Белтрансгаз", хотя это должно было произойти до 20 февраля. Ситуацию для ИА REGNUM Новости 24 февраля прокомментировал белорусский эксперт Юрий Баранчик.
24 февраля 2010  16:52 Отправить по email
Печать

Российский "Газпром" до сих пор не перевёл белорусской стороне платёж за акции энергетического концерна "Белтрансгаз", хотя это должно было произойти до 20 февраля. Ситуацию для ИА REGNUM Новости 24 февраля прокомментировал белорусский эксперт Юрий Баранчик.

Дело в том, что ранее в течение трех лет "Газпром" исключительно аккуратно осуществлял платежи в размере 12,5% от общей суммы в счет покупки 50% акций "Белтрансгаза": первый платеж в размере 625 млн долл "Газпром" провел 4 июня 2007 года, второй - 31 января 2008 года, третий - 11 февраля 2009 года. На начало 2010 года доля "Газпрома" в "Белтрансгазе" составила 37,5%.

Первый сбой случился на прошлой неделе, когда "Газпром" не осуществил последний для получения контроля за 50% пакетом акций "Белтрансгаза" платеж в размере 625 млн долл - он должен был быть проведен до 20 февраля 2010 года включительно. Однако, согласно подписанному в 2007 году контракту, если платеж не произведен вовремя, то за каждый день просрочки взимается штраф в размер 0,01% от суммы платежа. Если же и в течение следующих 30 дней платеж не поступит, то договор считается расторгнутым.

Т.к. "Газпром" всегда достаточно строго выполнял свои договорные обязательства с Беларусью, впрочем, как и с другими странами - получателями российского газа, то, можно высказать предположение, что данная задержка не является случайной. Если это так, то можно предположить, что "Газпром" способен пойти на то, чтобы выплатить небольшие штрафные санкции, но не переводить последний платеж за "Белтрансгаз".

Это будет означать выход "Газпрома" из договора. Соответственно, если "Газпром" отказывается от покупки 50% "Белтрансгаза", то Минск должен ему вернуть более 1,8 млрд долл - и это в условиях серьезнейшего кризиса всей белоруской промышленности и уже начавшегося роста цен на коммунальные услуги и транспорт. К тому же немаловажно, что согласно официальным данным Белстата, только за январь 2010 года средняя зарплата белорусов по отношению к декабрю 2009 года сократилась на 8,5%.

Что это значит для Беларуси? Во-первых, это приведет к тому, что власти с целью компенсации выпадающих доходов бюджета должны будут резко повысить стоимость газа для населения. Юридические лица Беларуси уже стали платить с 15 февраля за газ на 25% больше - 217,73 доллара за 1 тысячу кубометров без учета НДС. Ранее цена на природный газ для потребителей республики (за исключением цен для населения) составляла 174,18 доллара за 1 тысячу кубометров без учета НДС.

Во-вторых, это означает достаточно серьезные последствия для ЗВР республики, которые на настоящий момент составляют около 5,3 млрд долл и сформированы более чем наполовину из кредитов МВФ и других западных кредитно-финансовых учреждений. И это с учетом того, что в январе 2010 года белорусские ЗВР уже и так уменьшились. Это означает, что, кроме того, что Запад уже во многом взял на себя бремя оплаты за поставляемую в республику нефть, он еще возьмет на себя и оплату российского газа для экономики республики.

В-третьих, снижение ЗВР и повышение цен на газ для населения приведет к достаточно серьезным последствиям в плане стабильности всей социально-экономической ситуации в республике. В-четвертых, выход "Газпома" из процесса покупки основного газотранспортного актива Беларуси ставит крест и на любых попытках официального Минска любыми путями затащить крупнейшую российскую компанию в любые инвестиционные проекты на территории республики. Но т.к. денег на эти достаточно дорогостоящие инфраструктурные проекты у белорусских властей нет, то, соответственно, речь идет не только об их остановке (Запад вкладывать деньги в газовую инфраструктуру без гарантий поставок газа явно не будет), но и о дальнейшей деградации всей газотранспортной инфраструктуры Беларуси, которая в отсутствии системных инвестиций через несколько лет превратится просто в груду ржавого металлолома.

В-пятых, если подобный ход конем все же будет сделан, это означает, что и речи быть не может о том, что по окончании в 2010 году договора о поставках российского газа со скидкой эта практика дотирования белорусской экономики и населения по газу со стороны России сохранится и в 2011 году. Выход на мировые цены на газ - вот перспектива официального Минска с 1 января 2011 года.

В-шестых, в совокупности, вышеизложенное означает, что "Газпром" уходит из республики и переключается на другие свои проекты, а Беларусь не только теряет вроде уже свои деньги, всего-то навсего 1,8 млрд долл, но и не получает новых, как минимум, 625 млн долл, не считая запланированных нескольких сот миллионов в газовую инфраструктуру на территории республики от "Газпрома". Соответственно, содержать за свои средства весь газовый комплекс республики официальный Минск с 2011 года будет не в состоянии, что со временем приведет к ее упадку.В этих условиях, в том же, например, 2015 или 2016 году тот же "Белтрансгаз" будет стоить гораздо дешевле, чем нынешние 5 млрд долл.

Поэтому основной причиной такого возможного, подчеркнем, решения "Газпрома", если оно, конечно, воплотится в жизнь, является не только необходимость увеличения финансирования инвестиционных программ "Газпрома", вложений в тот же Штокман, но и необходимость экономить инвестиционный потенциал компании и не делать тех покупок, которые можно будет сделать позже, но по гораздо более низкой цене. Аналогичный вывод касается и других "высоколиквидных" белорусских активов в виде нефтехимического комплекса. В связи с этим, конечно, будет уместным вспомнить и нашу оценку дальнейших экономико-политических действий России в отношении своего ближайшего союзника, которую мы дали на прошлой неделе: "Россия не собирается более инвестировать в Беларусь и закапывать здесь миллиарды долларов впустую. Соответственно, Россия не будет здесь делать политические ставки, т.к. в этом случае надо будет возвращать Беларусь в дотационные механизмы".

Поэтому здесь, конечно же, нет никакой политики, исключительно экономические факторы: в условиях мирового кризиса никто не скажет, что "Газпром" забивает еще один гвоздь или кто-то где-то недоволен приходом известной финансовой группы в Беларусь. Как известно, красиво жить за свой счет не запретишь. Похоже, в этом году мы сможем наконец-то воочию увидеть, чего стоит белорусское "экономическое чудо" и государственно-управленческий менеджмент.

По сути, можно сказать, что республика стоит перед масштабным экономическим кризисом. Что в ответ могут предпринять официальные белорусские власти в логике конфронтации и попрошайничества, честно говоря, не совсем понятно, т.к. переход под западный политический зонтик приведет к серьезной перестройке белорусского политического поля. Видимо, гражданам республики при непосредственном участии Запада все-таки предстоит пережить вакцинацию "белорусским Ющенко", чтобы потом, если, конечно же, зараза в организме белорусского народа им же самим и будет уничтожена, вернуться в формат равноправных и братских отношений с российским народом.

В качестве еще одной ремарки, можно сказать, что попытки властей переключить (канализировать) недовольство населения своим резко ухудшившимся социально-экономическим положением на Россию, как и попытки выйти из Таможенного союза или Союзного проекта приведут только к дальнейшим и достаточно хорошо известным в аналитическом сообществе ответным шагам со стороны России.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К сожалению, возможность добавить коментарий к данному материалу отключена.
Нужно ли ужесточать в РФ миграционную политику?
Какой общественно-политический строй в России?
43% социалистический
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть