Совсем недавно, 20 сентября 2025 года в Южной Осетии отметили 35 годовщину со дня основания республики. 30 сентября в Абхазии будет отмечаться День победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 годов… Сегодня, спустя годы, открываются неизвестные страницы новейшей истории, совместной борьбы за независимость народов двух признанных Россией кавказских государств, завершившейся в 2008 году обретением государственности.
Тесные связи, основанные на общей борьбе, способствуют дальнейшему развитию и укреплению двусторонних отношений, основанных на политической солидарности народа Южной Осетии и народа Абхазии в период борьбы за свободу и независимость, включая и военную поддержку.
Накануне очередной годовщины Победы народа Абхазии в Отечественной войне 1992-1993 гг возникает необходимость приоткрыть одну малоизвестную страницу участия в этой победе - вклад военной разведки вооруженных сил молодой Республики Южная Осетия.Активные контакты между Южной Осетией и Абхазией начались сразу после того, как грузинские неформалы во главе с Гамсахурдия и Костава начали устраивать провокации в Сухуме и предприняли «мирный марш» на Цхинвал в ноябре 1989 года. До этого 18 марта 1989 года представители народного фронта «Адамон ныхас» посетили народный сход в Лыхны, где зачитали ставший историческим документ – «Обращение к абхазским братьям», в котором осуждался грузинский национализм, выражалась солидарность с народом Абхазии в его борьбе за самоопределение и поддержка решений всенародного съезда.
Контакты между представителями народного фронта Южной Осетии «Адамон ныхас» и народного фронта Абхазии «Айдгылара» естественным образом привели к практическому объединению усилий в противостоянии с нарастающей военной угрозой против обоих народов со стороны грузинских националистов. Представители абхазского народного фронта Айдгылара стали часто приезжать в Южную Осетию, а представители Адамон ныхас наведываться в Абхазию для обмена опытом, налаживания взаимодействия.
Досконально изучалась обстановка на местах и возможности оказания экстренной помощи в случае нападения Грузии на одну из сторон. Обстановка как в Абхазии, так и в Южной Осетии планомерно накалялась в грузинских СМИ. В конечном итоге массовый психоз привел к вооруженному нападению неформальных грузинских вооруженных формирований на Южную Осетию 23 ноября 1989 года.
Депутаты Верховного совета Республики Южная Осетия I-го созыва совместно с абхазскими парламентариями активно участвовали в работе Конфедерации народов Кавказа, которая возглавила процесс организации добровольцев со всего Северного Кавказа и юга России и их отправку в Абхазию, вела эффективную политическую и информационную работу в регионе, противостояла пропаганде грузинских СМИ.
Тесная работа велась в Москве, где представители Южной Осетии и Абхазии вели важную разъяснительную работу в условиях информационной блокады, организуя совместные пресс-конференции, круглые столы.
В середине лета 1992 года в результате оперативной деятельности югоосетинской военной разведки на территории противника была получена достоверная информация о начале подготовки внезапного военного вторжения войск Госсовета Грузии в Абхазию. За две недели до предполагаемого нападения представителями югоосетинской военной разведки данная информация была доведена до Председателя Президиума Верховного Совета Абхазии В.Г. Ардзинба с указанием точной даты вторжения грузинских военных формирований.
По инициативе В.Г. Ардзинба, во избежание контроля со стороны сотрудников безопасности Грузии, которые, несомненно, были посвящены в тему вторжения и активно противодействовали абхазскому Сопротивлению, данная встреча проходила с соблюдением всех мер предосторожности.
Здесь необходимо обратить внимание на оперативное реагирование Владислава Ардзинба на поступившую информацию и предпринятые им превентивные меры по предотвращению нападения войск Госсовета Грузии.
Весьма примечательно, что данный эпизод находит свое подтверждение с грузинской стороны. В своем интервью, опубликованном 19 июля 2025 года в Телеграмм канале ARGO (https://t.me/argo_tg/1327), об этом прямо и четко говорит Мераб Рапава, в те годы - начальник криминальной милиции Сухума, позже занимавший пост заместителя министра внутренних дел Грузии. По его словам, 7 августа 1992 года поручению В.Ардзинба представительная делегация авторитетных абхазских деятелей, в которую входили, в частности, будущие президенты С.В. Багапш и А.З. Анкваб направилась в Зугдиди, где они встретились с М. Рапава и довели до его сведения достоверную информацию о готовящемся нападении и крайнюю озабоченность руководства Абхазии опасным развитием ситуации.
Главной целью визита было попытаться остановить надвигавшуюся войну, получить поддержку у региональных властей региона Мегрелии для проведении совместных абхазо-грузинских акций антивоенной направленности в Доме дружбы в селе Рухи, закрепить и соответственно продолжить мирный процесс. С этой целью гости попросили встречи с главой Зугдидского района Пацация. По словам Мераба Рапава, Пацация спросил его в курсе ли этого визита Владислав Ардзинба. Получив от Рапава утвердительный ответ, но отказался встречаться с парламентёрами, мотивировав это угрозой физического устранения со стороны Тбилиси.
Так или иначе, предоставленная осетинской разведкой информация позволила руководству Абхазии предотвратить фактор внезапности нападения, приступить к срочной перегруппировке сил и в режиме сверхсекретности начать переправлять в Гудауту в первую очередь все необходимые для организации сопротивления материально-технические средства, документы, органы административного управления.
Важность этой информации состоит еще и в том, что принятые меры позволили сохранить легитимность действовавших на то время официальных органов власти республики – законно избранный Верховный Совет и Правительство Абхазской автономии, министерства и ведомства, сберечь управленческий аппарат, избежать неминуемых репрессий и преступных намерений - ареста и физического устранения лидеров Сопротивления.
Легитимные органы власти Абхазии во главе с Вячеславом Ардзинба, оказавшись в Гудауте, ставшей временной военной столицей республики, в тяжелейших условиях приступили к формированию вооруженных сил и организации сопротивления агрессору. Уже 11 октября 1992 года Владислав Ардзинба подписал указ о создании Министерства обороны, Генерального штаба и лично возглавил Главное командование вооружёнными силами Абхазии. Сегодня эта дата считается днём рождения абхазской армии.
Таким образом, народу Абхазии удалось сплотиться во главе с руководством республики и выдержать мощный удар грузинской армии, завладевшей к тому времени не только арсеналами стрелкового вооружения, но артиллерией и тяжелой техникой Закавказского военного округа.
Тем временем в Южной Осетии, которая только что завершила масштабную операцию по освобождению Северной Осетии и ее столицы - Владикавказа от трёхдневной террористической атаки, началось формирование боевого отряда - группы специального назначения для отправки в Абхазию.
С полным вооружением и боекомплектом, достаточным для ведения автономных боевых действий отряд выдвинулся в сторону Карачаево-Черкессии и далее для преодоления перевалов Главного кавказского хребта в пешем порядке, чтобы вовремя успеть на помощь воюющему народу братской Абхазии. Командовал отрядом лично Министр обороны Южной Осетии Валерий Хубулов, впоследствии удостоенный высокого звания - героя Абхазии и ставший кавалером Ордена Леона.
Героические действия осетинского отряда достаточно хорошо известны абхазским ветеранам Отечественной войны. Однако главное значение этой военной экспедиции находится в политической плоскости. Оперативное реагирование руководства Южной Осетии на вторжение грузинских войск в Абхазию и отправка ограниченного военного контингента на помощь братскому народу, послужило примером для начала масштабного добровольческого движения на Северном Кавказе и юге России.
Параллельно с этой акцией в министерстве обороны Южной Осетии разрабатывали и другие способы оказания содействия абхазским формированиям. Для отвлечения внимания и нанесения материально-технического урона стране-агрессору, югоосетинская военная разведка проводила различные операции в глубине грузинской территории для ослабления военно-экономического потенциала общего противника.
Свидетельство тому, приведенные ниже рассекреченные материалы - рапорт высшему руководству Южной Осетии, составленного Начальником штаба Министерства обороны полковником У. Тедеевым, которые касаются одной из таких акций - операции «Тесла», разработанной и осуществленной в тылу противника отделом разведки военного ведомства Южной Осетии.



Комментарии читателей (0):