Президент Польши Кароль Навроцкий посетил с первым визитом Литву. В Вильнюсе он встретился с президентом республики Гитанасом Науседой, спикером парламента Саулюсом Сквернялисом и премьер-министром Ингой Ругинене.
Как сообщила канцелярия президента Польши, главной темой переговоров Навроцкого и Науседы стали вопросы региональной безопасности и сотрудничества в рамках инициативы «Троеморье» и «Бухарестской девятки». Стороны также обсудили «множество экономических и торговых вызовов», украинский конфликт, культурные и исторические связи.
Науседа со своей стороны подчеркнул, что «постоянное американское военное присутствие в Литве и Польше является серьёзным сдерживающим фактором, поэтому мы будем и дальше инвестировать в инфраструктуру, чтобы обеспечить наилучшие условия для приема союзников». Он также отметил, что «членство Украины в Европейском союзе является нашей общей стратегической целью».
Это официально. Однако визит Навроцкого в Литву показал, что Варшава и Вильнюс не везде и не всегда шагают в ногу. Накануне переговоров с литовским коллегой польский президент побывал в Вашингтоне. Похоже, там он услышал от президента США Дональда Трампа нечто такое, что чрезвычайно воодушевило Навроцкого относительно перспектив роли и места Польши в Центральной и Восточной Европе, чем он и поделился с Науседой.
«Трамп понимает роль Польши в Центральной Европе, – заявил глава польского государства в эфире литовского телеканала LTR. – У нас самая сильная армия, и мы выделяем на её развитие больше всего средств – целых 4,7% ВВП. Поляки и я, как президент Польши, понимаем, что несём ответственность за весь регион Центральной Европы, в том числе за страны Прибалтики и Литву. Благодаря сегодняшнему визиту и сотрудничеству Литвы и Польши мы чувствуем рост нашего военного потенциала, который поддерживается и за океаном».
Между тем, на днях, как сообщает портал Rubaltic, Вашингтон сообщил Вильнюсу о намерении прекратить финансирование программы военной помощи Литве, в рамках которой она ежегодно получала около 70 миллионов долларов на оружие, боеприпасы и программное обеспечение. Об этом сообщил директор по политическим вопросам министерства обороны Литвы Вайдотас Урбялис, указавший, что политика Вашингтона сводится к тому, что «большую ответственность на себя должна взять Европа, ведь это клуб богатых стран».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
И.о. министра обороны Литвы Довиле Шакалене призвала литовских политиков убедить Конгресс США не сокращать помощь странам восточного фланга НАТО в сфере безопасности. Сомнительно, что у Вильнюса это получится. В случае ухода американцев он должен будет диверсифицировать свою оборонную политику, найдя нового покровителя. Если принять заявление Навроцкого о лидерстве Польши в Центральной и Восточной Европе, то альтернатив нет: гарантом может быть только Варшава.
Однако вряд ли Вильнюс с этим согласится. Во-первых, литовские политики и общество не вполне уверены в том, что в случае вооруженного конфликта польская армия оперативно придёт на помощь. Во-вторых, в республике уже создано постоянное немецкое присутствие, которое Берлин собирается наращивать и укреплять. Наконец, в-третьих, у Варшавы плохая «кредитная история».
Переговоры Навроцкого и Науседы о вопросах памяти вызвали реплику одного из литовских изданий, предложившего «увековечить тему оккупации Вильнюса со стороны Польши». И это может иметь долгоиграющие последствия. Навроцкий подтвердил, что во время своего запланированного первого визита в Германию он намерен поставить вопрос о выплате немцами репараций за Вторую мировую войну. Что мешает кому-нибудь в Литве аналогичным образом сыграть против «польских оккупантов»?
Ещё одним камнем преткновения между польским и литовским президентами стала Украина. По мнению Науседы, «Украина должна как можно скорее начать переговоры о членстве с Европейским союзом, а дата вступления не может быть позднее 2030 года». Иное мнение у Навроцкого. Он уверен, что «Украина должна быть частью будущей цивилизации, если мы хотим использовать прилагательные, например, «латинская» или «западная». Однако, на его взгляд, «сегодняшние дискуссии о членстве Украины в ЕС преждевременны».
Возможно, Навроцкий руководствуется экономическими соображениями, предполагая задорого продать согласие Варшавы на евроинтеграцию Киева. Либо же польский президент отдаёт себе отчёт в том, что включение Украины в ЕС (и это мы ещё не говорим, в каких границах, и будет ли это одна Украина или их окажется несколько) станет препятствием для реализации его амбициозных планов по лидерству Польши в Центральной и Восточной Европе.


Комментарии читателей (0):