Земли сельхозназначения: Где искать резервы

6 сентября 2025  16:10 Отправить по email
Печать

Статья профессора кафедры общего земледелия и агроэкологии факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова Д.М. Хомякова специально для ИА REX

Согласно официальным данным Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), на 1 января 2025 года площадь земельного фонда России составила 1723399,1 тыс. га без учёта внутренних морских вод и территориального моря. Сведения о наличии и распределении земельного фонда по регионам содержат характеристики земель 87 субъектов Российской Федерации без учёта площади земель Запорожской и Херсонской областей.

Анализ данных, полученных в результате государственного статистического наблюдения за земельными ресурсами, и докладов о состоянии и использовании земель в субъектах РФ показал, что в 2024 году значительные площади земель вовлечены в гражданский оборот, а также продолжались процессы установления (изменения) границ населённых пунктов.

Основанием перевода земель являлись акты органов государственной власти, органов государственной власти субъектов и органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции по вопросам использования и охраны земель, а также ходатайства заинтересованных лиц. К необходимости перевода земель из одной категории в другую приводили такие мероприятия, как предоставление земельных участков из земель государственной собственности, изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд, изменение (установление) границ населённых пунктов и муниципальных образований. Кроме того, это и возврат изъятых ранее в прежнюю категорию отработанных или рекультивированных земель, прекращение действия у субъекта права на земельный участок или изменение вида использования земельного участка.

Земли сельскохозяйственного назначения выступают как основное средство агропроизводства, имеют особый правовой режим и подлежат особой охране, направленной на сохранение их площади, предотвращение развития негативных процессов и повышение плодородия почв.

На 01.01.2025 площадь земель данной категории составила 374129,1 тыс. га (Таблица 1). В сравнении с предшествующим годом площадь категории земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного фонда РФ уменьшилась на 838,4 тыс. га. В основном это связано с переводом лесных земель в категорию земель лесного фонда, в который включили, в том числе, лесопокрытые угодья в пользовании сельскохозяйственных организаций (СХО). Для расширения населённых пунктов из земель сельскохозяйственного назначения в земли населённых пунктов переведено 148,7 тыс. га.

Остаётся актуальным вопрос: как организовать землепользование, чтобы гарантировать повышения доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей, государства, обеспечить эффективное использование природных ресурсов и воспроизводство плодородия почв. В РФ есть необходимость разработки и применение современных моделей управления, технологий и механизмов для оборота и охраны сельскохозяйственных земель. Система нормативных правовых документов, обеспечивающих это,постоянно совершенствуется, но процесс, по мнению многих отраслевых экспертов, ещё далёк от завершения.

В Решении Президиума Совета законодателей РФ при Федеральном Собрании РФ «О мерах по совершенствовании о оборота, рационального использованияи охраны земель сельскохозяйственного назначения» от 26.04.2024 (г. Санкт-Петербург) отмечено, что Государственной программой эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2021 № 731 (далее — Госпрограмма), определены стратегические приоритеты — получение достоверных и актуальных сведений о количественных характеристиках и границах сельхозземель, а также введение к 2030 году в оборот 13234,8 тыс. га сельхозземель. К концу 2025 года планируется завершить создание единой федеральной карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья.

Необходимо проводить экономическую оценку вовлечения сельхозземель в оборот с учётом показателей состояния плодородия почв. Для реализации Госпрограммы принят комплекс законодательных мер: сформированы правовые основы ведения государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения, усовершенствован порядок изъятия неиспользуемых участков, доработан механизм вовлечения в оборот невостребованных земельных долей, определены условия предоставления в аренду без торгов земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам.

Президиум Совета законодателей выделил и отметил ряд нерешённых и актуальных проблем: недостаточная эффективность землеустройства; несовершенство механизмов перевода земель или земельных участков из одной категории в другую; отсутствие порядка и процедур определения вида разрешённого использования сельскохозяйственных угодий в составе сельхозземель; неиспользование земельных участков из состава сельхозземель по целевому назначению или использование с нарушением законодательства РФ; сложность процедуры выдачи предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований земельного законодательства.Сложным является вопрос об отчуждении сельхозземель у иностранных граждан, иностранных юридических лиц и лиц без гражданства. Существует необходимость совершенствования системы профессионального образования в области агрохимии, мелиорации, почвоведения, земельно-имущественных отношений, землеустройства и кадастров.

В комплексных рекомендациях было отмечено, в том числе,обеспечить при формировании проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов увеличение объёмов бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий Госпрограммы до уровня, установленного в первоначальной редакции постановления Правительства РФ от 14.05.2021 года № 731 [сейчас готовятся проектировки федерального бюджета уже на следующий 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов — Д.Х.]; законодательно закрепить включение в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о сельскохозяйственных угодьях, содержащихся в Единой федеральной информационной системе о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее — ЕФГИС ЗСН); продолжить работу по совершенствованию законодательства в части землеустройства, государственного регулирования обеспечения плодородия сельхозземель, охраны окружающей среды, в том числе закрепления понятий «почва» и «рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения»; разработать порядок определения и изменения видов разрешенного использования сельскохозяйственных угодий; рассмотреть вопрос о совершенствовании внесудебного порядка перехода права собственности на земельный участок или долю в праве общей собственности на земельный участок из сельхозземель от собственника — иностранного лица к субъекту РФ, на территории которого находится соответствующий земельный участок или доля в праве общей собственности на земельный участок; продолжить работу по наполнению сведениями государственного реестра земель сельскохозяйственного назначения; учитывать при подготовке и реализации документов стратегического планирования, разрабатываемых в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на уровнях субъектов РФ, муниципальных образований, необходимость эффективного и рационального использования сельскохозяйственных земель, исключающего необоснованное сокращение площадей сельскохозяйственных угодий.

В 1990 году площадь сельскохозяйственных земель составляла 639100 тыс. га, а площадь пашни — соответственно 131817 тыс. га. (Эти данные можно сопоставить с актуальной информацией, приведённой в таблице 1). За 35 лет переведены в лесной фонд порядка 240 млн га земель сельскохозяйственного назначения.

Наиболее значимой категорией сельскохозяйственных угодий для обеспечения продовольственной безопасности страны является пашня. В настоящее время не вся её «статистическая» площадь занята посевами сельскохозяйственных культур или паром. Это около 24-26 млн. га в масштабе РФ. Информация по динамике посевных площадей по ряду регионов приведена в таблице 2.

Анализируя корректный статистический ряд, можно заключить, что практически все субъекты РФ уменьшили посевные площади по сравнению с 1990 годом. Республики, края и области, расположенные в более благоприятных почвенно-климатических условиях, традиционно имеющие большую долю агропроизводства в валовом региональном продукте, а так же логистические возможности для развития экспорта сельскохозяйственной продукции и сырья, в основном, сделали это в меньшей степени, чем субъекты федерации, относящиеся к Нечернозёмной зоне РФ. Следовательно, с формальной точки зрения, именно здесь расположено большинство участков и площадей ранее использованных земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий, потенциальноёимеющие возможность быть вновь вовлечёнными в оборот.

Нечернозёмная зона впервые официально была обозначена в постановлении Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 20.03.1974 № 206 «О мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства Нечернозёмной зоны РСФСР».

В настоящее время к Нечернозёмной экономической зоне России в соответствии с «Общероссийским классификатором экономических регионов. ОК 024-95», утверждённым постановлением Госстандарта России от 27.12.1995 № 640 (ред. от 21.06.2023) относятся 32 её субъекта. С 1991 года в них произошли значительные изменения, как численности сельского населения, так и в количестве, и в структуре земель сельскохозяйственного назначения, включая пашню.

Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ (ред. от 31.07.2025) «О развитии сельского хозяйства» статьёй 7 закреплено, что государственная поддержка развития сельского хозяйства, устойчивого развития сельских территорий осуществляется по основным направлениям, в том числе: обеспечение доступности кредитных ресурсов; развитие системы страхования рисков в сельском хозяйстве; развитие племенного животноводства и элитного семеноводства; обеспечение производства продукции животноводства и закладки многолетних насаждений и уход за ними; обеспечение обновления основных средств сельскохозяйственных товаропроизводителей; обеспечение мероприятий по повышению плодородия почв; обеспечение устойчивого развития сельских территорий, в том числе строительство и содержание в надлежащем порядке связывающих населённые пункты автомобильных дорог.

В статье 7 присутствует пункт 12 — поддержка сельскохозяйственных агропроизводителей, осуществляющих деятельность на неблагоприятных территориях. Ими признаются территории субъектов РФ, на которых вследствие природно-климатических условий, состояния почвы, а также социально-экономических факторов уровень доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей ниже, чем в среднем по сельскому хозяйству, но её производство должно осуществляться для обеспечения занятости сельского населения, повышения уровня его доходов и сохранения местных традиций.

Распоряжением Правительства РФ от 26.01.2017 № 104-р (ред. от 12.10.2023) «Об утверждении перечня субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к неблагоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям» в него включены следующие регионы Нечернозёмной зоны: Республики Карелия, Коми, Мордовия; Пермский край; Архангельская, Ивановская, Ленинградская, Мурманская, Новгородская, Псковская области и Ненецкий автономный округ (11 из 30 субъектов РФ, входящих в Нечернозёмную зону, не считая городов федерального значения Москву и Санкт-Петербург).

Литература

1.Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2024 году. — М.: Росреестр. — 2025.- 203 с.

2. Стенограмма заседания Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 26.04.2024.- [Электрон. ресурс]. -- Режим доступа:http://szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/document_news/028/490/296/PSZ260424.pdf.

3. Решение Президиума Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации 26.04.2024 «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения». — [Электрон. ресурс].-- Режим доступа:http://www.szrf.km.duma.gov.ru/upload/site53/document_news/028/490/307/Reshenie_PSZ_26.04.24_selkhoz.pdf.

4. Кашин В.И.Итоги пятилетки и приоритеты государственной аграрной политики до 2030 года / Доклад Председателя комитета по аграрным вопросам В.И.Кашина на итоговом заседании Коллегии Минсельхоза России. — 30.05.2025.- М.: Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы.-[Электрон. ресурс]. -- Режим доступа:http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/df9afa60-6d26-480c-8914-8fa783d9615d.

5. Кашин В.И.Доклад Председателя Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашин на заседании Правительственной комиссии по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов и устойчивого развития сельских территорий. 15.07.2025. — М.: Комитет по аграрным вопросам Государственной Думы. — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/65d3652f-7c21-4219-a2a7-c3c272357712.

6.Законодательное обеспечение развития агропромышленного комплекса России / под общей редакцией В. И. Кашина. М. : Издание Государственной Думы.-2024. — 224 с.

7.Доклад о реализации Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерациинапериоддо2030года(в2024году)//ОфициальныйсайтМинистерствасельскогохозяйства Российской Федерации, 04.06.2025. — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock/014/be3ujdy14w0n9dqu456dcht0rtlpp1qy.pdf .

8.Российский статистический ежегодник. 2024: Статистический сборник. — М.: Росстат. — 2024 — 630 с.

9. Бюллетень «Посевные площади Российской Федерации в 2024 году». — М.: Росстат. 2025. — [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: http://komitet-agro.duma.gov.ru/novosti/df9afa60-6d26-480c-8914-8fa783d9615d

10. Бюллетень «Посевные площади Российской Федерации в 2025 году (весеннего учета)».- М.: Росстат. 2025.- [Электрон. ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/posev-4%D1%81%D1%85_2025.xlsx

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Следует ли вернуть графу "национальность" в паспорт?
Доверяете ли Вы ВЦИОМ?
76.9% Нет, не доверяю
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть