Премьер-министр, фактический глава Армении Никол Пашинян 9 мая намерен присутствовать на параде в Москве.
Повесит ли он на свою грудь портрет армянского гитлеровца Гарегина Нжде, которого он официально прославляет в Армении? Почему-то мне кажется, что нет, ибо отмечать День Победы и одновременно прославлять Нжде может только лицемер, трус и предатель, прежде всего, сотен тысяч армянских героев, отдавших свои жизни в рядах нашей Красной Армии в борьбе против Гитлера и его пособников, в том числе Нжде.
В Армении поклонники, адвокаты и последователи гитлеровца Гарегина Нжде пытаются доказать, что известное и опубликованное еще в 2007 году обвинительное заключение по итогам следствия, которое содержит прямое обвинение его в сотрудничестве с гитлеровцами, якобы было не окончательным и в финале суда над Нжде обвинение о сотрудничестве с Гитлером было снято. Вот эти документы по армянским архивам:
Нжде и Гитлер: подробности (из сборника документов: Ваче Овсепян. Гарегин Нжде и КГБ: воспоминания разведчика. Ереван, 2007).
Протокол допроса 12 октября 1944 [Берлин, октябрь 1942:]
«В заключение я спросил: чем мы, армяне, можем помочь Германии в этой войне. Я предложил… открыть в Берлине школу для армян, выпускников которой мы и выделим с тем, чтобы немцы их подготовили и использовали по своему усмотрению. Друм ухватился за это предложение и поручил мне выделить в Болгарии группу армян — примерно 30 человек, направить их в Берлин, где их подготовят для переброски в диверсионных и других целях в Советскую Армению, когда немецкие войска подойдут к границам Армении, а также помощи немцам изнутри для скорейшего освобождения Армении от большевистских войск. Друм также сказал, что во время отступления Красной армии вместе с войсками отходит и много народу из числа населения и что эти — переброшенные в Армению и владеющие армянским люди — должны развернуть соответствующую прогерманскую агитацию, чтобы никто не отошел вместе с большевиками» (c. 146). «Когда я еще находился в Берлине, работал в армянском комитете, узнал, что всех слушателей школы экипировали в немецкую форму и отправили в Крым, где разместили в селении Симена. В Крыму они находились около 4 месяцев. (…) В Крым все слушатели диверсионной школы были направлены для того, чтобы быть готовыми к переброске в Советскую Армению с диверсионными заданиями» (c. 149−150).
Протокол допроса 17 октября 1944
«— Какую подготовку проходила в Германии представленная вами группа армян? — Группа эта проходила военно-боевую подготовку и в конце — подрывное дело. Подготовка шла примерно 8 месяцев — Следовательно, эту группу подготавливали в качестве диверсантов? — Вся эта группа подготавливалась в качестве диверсантов в пользу немцев» (с. 155).
Обвинительное заключение. По следственному делу № 111 278 по обвинению Тер-Арутюняна Гарегина Егишевича (Нжде).
«В августе месяце 1943 г. Тер-Арутюнян Г. Е. [Нжде] приезжал в Крым, выступал перед вышеуказанными разведчиками-диверсантами с призывом выполнять задания немцев (том II, листы дела №№ 309, 310)» (с. 83). «В период Второй мировой войны установил связь с немецкими разведывательными органами с целью ведения вооруженной борьбы против частей Советской армии. Занимался вербовкой и подготовкой людей для выполнения заданий германских разведывательных и контрразведывательных органов, входил в состав «Армянского национального совета», созданного в Берлине в 1942 г.» (с. 84).
Теперь стали известны и документы из российских архивов. Из них следует, что Нжде был осужден, в том числе по обвинению в сотрудничестве с гитлеровской разведкой в ее войне против СССР в период Великой Отечественной войны. Они опубликованы мной здесь: Модест Колеров. Был ли Гарегин Нжде признан в СССР гитлеровцем? Да! Архивные материалы // Гарегин Нжде и Гитлер. Старые и новые документы. Сб. / Сост. М.А. Колеров. М., 2023:
Комментарии читателей (1):
Но Автор занимающий про-турецкую позицию говорит о Нжде, при этом стыдливо умалчивая об азербайджанцах-фашистах, не говоря уже о Чеченцах, которые тоже участвуют в параде.
Особенной провокацией выглядит попытка Автора очернить Армению в момент, когда отношения с Россией переживают кризис.