Об импортозамещении уже сказано немало, но тема остаётся актуальной, ведь наши компании страдают из-за нехватки иностранного оборудования, запчастей, ПО и технологий. А, в конечном итоге, всегда страдает потребитель, который или оказывается лишён привычного сервиса или товаров, или вынужден платить за них в разы больше. Когда это закончится и какие перспективы ждут отечественный бизнес и потребителей в ближайшее время?
Проблема необходимости развития отечественных производств возникла далеко не вчера. Но до недавнего времени государство излишне полагалось на западных поставщиков и не особенно стремилось переводить бизнес на отечественные рельсы. На некоторых производствах доля зарубежных комплектующих доходила до 90%, поэтому после введения масштабных санкций, российский рынок испытал настоящий шок. Ремонт импортной техники, закупка необходимого оборудования, поиск квалифицированного персонала и технологий – все эти задачи стали серьёзно осложнены.
Нужно сказать, что поставки импортной продукции не прекратились полностью: через дружественные государства удаётся ввозить некоторый объём товаров, но, стоит ли говорить, что этого недостаточно, чтобы обеспечить всех желающих необходимой продукцией. Ситуацию осложняют вторичные санкции – их наличие пугает даже такую мощную державу, как Китай, не говоря уже о более скромных государствах. Стало очевидно – без тотального импортозамещения России сегодня не обойтись. Только таким образом можно добиться экономической стабильности и наличия всей номенклатуры продукции.
Импортозамещение – это хорошо или плохо?
Однозначного ответа на этот вопрос быть не может. С одной стороны, в перспективе, полностью обеспечивать внутренний рынок необходимыми изделиями – это прекрасно, но с другой, переход на отечественную продукцию – огромный стресс для российского бизнеса. В ряде областей удалось моментально достичь немалых успехов, но высокотехнологичные производства столкнулись с массой очевидных трудностей.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
-
Компоненты. Существуют изделия, требующие специфических материалов, которые в России достать практически невозможно. По этой причине, отечественные разработки ориентируются на список доступных компонентов, что в ряде случаев делает продукт отличным от исходного.
-
Знания. Наши компании попросту не обладают должным уровнем знаний в вопросах производства сложного оборудования. Они настолько привыкли закупать всё за рубежом, что не занимались развитием отечественных аналогов. Теперь приходится по крупицам собирать специалистов и технологии.
-
Комплектующие. Некоторые элементы мы ещё не научились производить, поэтому сильно зависим от их поставок из дружественных стран. Этот процесс осложняется вторичными санкциями.
-
Качество. Поскольку российские производители ещё не обладают должным опытом – им приходится учиться на своих ошибках. Каждая оплошность выливается в убытки и лишь спустя время мы можем рассчитывать на высокое качество изделий.
-
Время. Оно есть не у всех, пока крупные промышленные предприятия приспосабливаются, многие представители бизнеса уже закрылись, не в силах удовлетворить свою потребность и том или ином оборудовании. Импортозамещение – процесс длительный и сопряжён с огромным количеством издержек.
Сейчас с проблемами из-за санкций столкнулась даже такая, казалось бы “безопасная” сфера, как производство тротуарной плитки:
Авторы ограничительных мер предусмотрели и перекрыли практически все возможности для получения немецкого оборудования, — жалуется Евгений Пашко, гендиректор компании «Выбор». - А вот замещать эту нишу попросту невыгодно – малые объёмы производства не приводят к окупаемости, а на большие партии продукции нет спроса. Решение проблемы видится в привлечении венчурного финансирования для организации новых стартапов.
Но за всеми этими негативными моментами и трудностями маячит заманчивая перспектива полной независимости от западных поставщиков. Когда пройдёт болезненная стадия адаптации, страна будет иметь в своём распоряжении огромную производственную базу, которой хватит на десятилетия. Главное, не отказаться от собственной стратегии на полпути в результате очередного сдвига тектонических плит мировой политики.
Умное импортозамещение
Сегодня всё больше людей говорит, что замещать импорт нужно грамотно, тогда результатов удастся добиться гораздо раньше и с меньшими расходами. Зачастую квалифицированные специалисты в России работают над проектами будущего, но забывают о потребностях производства сейчас. Если мы говорим об умном импортозамещении, то сначала нужно решить текущие задачи, а уже потом добиваться прорыва в различных областях науки.
Важно помнить, что время не стоит на месте – пока наши мастера методом проб и ошибок пытаются воссоздать актуальную западную продукцию, промышленность развивается. Важно быть на шаг впереди, чтобы наша продукция сохраняла актуальность.
Кроме того, важно собирать обратную связь, чтобы точно производить то, что востребовано рынком.
Умное импортозамещение зиждется на этих трёх китах. И оно может быть гораздо эффективнее, если подходить к делу собранно и ответственно.
Нет физической возможности импортозаместить всё в одночасье, — говорит Арсений Трушин, генеральный директор «Техноаналитприбор», компании, которая работает в сфере конструирования, разработки и производства наукоёмкого, высокотехнологичного оборудования для предприятий горнодобывающей отрасли. - Необходимо сосредоточиться на самых чувствительных областях производства, которые требуют новых технологий уже сейчас, а для этого нужны люди, способные создавать инновации, развивать технологии и прикладную науку. К сожалению, в России отсутствует достаточное количество стартапов, мало успешных примеров компаний, способных оперативно закрывать потребности того или иного сектора промышленности. Крупным же предприятиям переориентация даётся действительно трудно ввиду особенностей их структуры и специфики деятельности.
Подобного мнения придерживаются и в сфере ресторанного бизнеса: Олег Титов, основатель компании «Хэппишеф» тоже уверен, что отсутствие технологий остаётся главным препятствием для того, чтобы отечественные фирмы массово замещали иностранных поставщиков.
Я работаю в сфере ресторанного оборудования и за 7 лет вышел на окупаемость проекта благодаря содействию финских инженеров. Но если у компании нет возможности получить доступ к актуальным знаниям, добиться успеха сложно. Главная причина кроется в том факте, что создавать с нуля всегда непросто и ошибки при этом неизбежны.
Чтобы успешно справляться с текущими вызовами, российскому производству следует переформатировать своё мышление в подходах к замещению импорта. Необходимо развивать малый бизнес, которому проще подстраиваться под изменения конъюнктуры, а также не сходить с намеченного пути.
Татьяна Терёшина
Комментарии читателей (0):