Утром 5 января противник нанёс контрудар вдоль автомобильной дороги Суджа – Курск, в обход трассы, слева от неё, и через Черкасское Поречное, вышел к хутору Бердин (Большесолдатского района), где был остановлен. Наступательные действия ВСУ прикрываются активным применением американских установок M-142 HIMARS, которыми противник бьёт в основном по райцентру Большое Солдатское, расположенному правее дороги на Курск. Также предпринимаются попытки нанесения ударов по нашим выдвигающимся резервам, артиллерии, операторам БПЛА. Как и следовало ожидать, информационное поле, особенно 5 января, было заполнено паническими, если не сказать паникёрскими, сообщениями о «сдаче Бердина», что и близко не соответствует действительности. Военными экспертами при этом подчёркивается, что оперативная обстановка на курском направлении остаётся прежней и характеризуется перемалыванием сил противника и наступательными действиями российских войск с целью полного освобождения территории области. Тактическая обстановка может меняться достаточно быстро, она и меняется; захлебнувшийся контрудар ВСУ - из области именно тактики. Или таким его сделали успешные действия наших войск, не позволившие противнику прорвать линию нашей обороны и выйти на оперативный простор.
Что важно, если говорить о контексте ситуации? Во-первых, «контрнаступ» ВСУ ожидался, секретом это не было. По оценкам специалистов, противником, который уже два месяца как сосредоточил в сопредельных Сумской и Черниговской областях определённые резервы, данное время, выгодное с точки зрения погодных условий, было упущено. А контрудар нанесён аккурат к инаугурации Дональда Трампа, то есть руководствуясь не военными, а политическими соображениями. Причём, сделано это в условиях улучшения погодной обстановки, открывшей возможности полноценного применения по наступающим силам ВСУ российских ВКС.
Ничего удивительного в том, что проигрывающая сторона тем не менее пытается перехватить инициативу, нет. У того же вермахта в последние полгода войны хватило ресурсов и драйва для организации трёх достаточно подготовленных «контрнаступов» - в Арденнах на Западном фронте и в районе озера Балатон, а затем в Померании – на Восточном, против советских войск. Пример остроты, которую могут принимать такие события:
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Из «личного и строго секретного послания» премьера У. Черчилля маршалу И.В. Сталину (6 января 1945 г.):
На Западе (в Арденнах – В.П.) идут очень тяжёлые бои… Вы сами знаете…, насколько тревожным является положение, когда приходится защищать очень широкий фронт… …Я буду благодарен, если Вы сможете сообщить мне, можем ли мы рассчитывать на крупное русское наступление на фронте Вислы или где-нибудь в другом месте в течение января…
Во-вторых, основные резервы противником, численный состав которых оценивается в пределах 20 тыс. личного состава (шесть – семь развернутых бригад) пока не задействованы. Среди военных экспертов идут споры о том, где именно это может произойти. Участвовать в этом обсуждении – вне нашей компетенции, тем более, что убеждены: не нужно ничего подсказывать вражескому командованию.
В-третьих, по российским оценкам, целью очередной авантюры ВСУ является райцентр Большое Солдатское. Правда, пленные украинцы вновь, как и в августе, указывают на АЭС в Курчатове. Однако сил и средств у группировки, состоящей из нескольких неполных рот, до двух батальонных тактических групп, для этого явно недостаточно. Поэтому экспертами высказана версия, что это отвлекающий манёвр или, добавим, крупномасштабная разведка боем, чтобы в случае успеха рассчитывать на введение в прорыв основных сил. А поскольку, это уже ясно, прорыва не получилось, вероятность главного удара, по крайней мере на этом направлении, снижается.
В первый день контрудара были отмечены три волны штурма Бердина, в который были брошены подразделения, составленные в основном из спецконтингента – мобилизованных заключённых. Первый и третий штурмы были отбиты, во время второго ВСУ удалось ворваться в населённый пункт, но закрепиться они не смогли, откатились в лесопосадки, где украинские подразделения добиваются ВКС и артиллерией. С 6 января идёт окончательная зачистка Бердина и соседнего Новосотницкого от мелких групп и одиночных военнослужащих противника. Днём 6 числа ВСУ предприняли ещё одну попытку прорваться с десантом на технике, но она была остановлена. Потери противника за два дня боев составили около 200 человек личного состава и до 35-ти единиц бронетехники. Сообщается также, что за четыре дня – первый день контрудара ВСУ и три предшествующих, с помощью FPV-дронов в районах сосредоточения ВСУ было уничтожено ещё до 46 единиц военной техники противника – от танков «Леопард-2» до «тачанок» (пикапов с пулемётами). Успешные действия с воздуха обусловлены фактическим отсутствием у ВСУ сил ПВО в этом районе; ПВО советского производства у них выбиты, а западные ЗРК украинское командование опасается подставлять под наши удары и поэтому близко к линии фронта не подтягивает.
Скриншот: ТГ-канал RVvoenkor
Военный аспект складывающейся обстановки такой. На карте видно, что от удерживаемой противником Суджи (центр Суджанского района) на Курчатов и Курск идут две автодороги – обходная, в северо-западном направлении, через Казачью Локню и, далее, Малую Локню, и прямая, на северо-восток, через Мартыновку – и далее к Большому Солдатскому и Бердину. Мартыновка минимум наполовину контролируется российскими войсками, осаждающими Суджу с восточных направлений, со стороны освобожденной 5 числа Махновки. Наши подразделения находятся в 2 км от восточных окраин Суджи; в то же время противник пытается совершать рейды в наш тыл; в частности Бердин находится в тылу у мартыновской группировки российских войск.
Официальная информация от МО РФ:
Российские военные накануне смогли отбить контратаку украинских формирований, которые 5 января предприняли контратаку, пытаясь остановить наступление ВС РФ на фронтах. Враг задействовал в операции штурмовую группу в составе двух танков, машины разграждения и двенадцати боевых бронированных машин с десантом в направлении хутора Бердин. (Единственное, что получилось на бердинском направлении , у ВСУ- это проделывание проходов в минных полях в ночное время; пожалуй, единственный наш прокол – почему получилось? – В.П.). Активность вражеских сил поразила артиллерия и авиация [российской] группировки войск «Север». Российские войска уничтожили перечисленную технику украинских формирований.
Как так получается? Опять-таки на карте видно, что ВСУ прошли не по дороге, а в обход, по подмёрзшим в последние дни полям. Сплошной линии фронта по полям нет, контроль осуществляется с воздуха. Ещё одним фактором, который позволил ВСУ подойти к Бердину – использование РЭБ, который при попытке штурма хутора был выбит российскими FPV-дронами.
Скриншот: ТГ-канал RVvoenkor
С 7 января снова ожидается сильная оттепель, и поля опять раскиснут, в результате всё, что успело зайти на рубеж Черкасское Поречье - Бердин, там и останется. Обратно ВСУ это не отведут. Всё будет уничтожено на месте. Продолжение контрудара, причём, без гарантии успеха, по оценкам военных экспертов, возможно только при переброске на ситуативный плацдарм значительных резервов, которые, как мы убедились, пока командование ВСУ в бой не вводит. По сути это не наступление, а пиар-акция с активной примесью большой политики. Вот одна из западных оценок:
Der Spiegel:
…Попытка ВСУ организовать контратаки в Курской области - это жест отчаяния, поскольку на всех остальных направлениях украинцы терпят поражение.
И далее немцы сообщают об очередных потерях ВСУ населённых пунктов на красноармейском (покровском) направлении в Донбассе.
Важнейшее влияние на ситуацию оказывает политический аспект. В Киеве пытаются подготовить себе переговорные позиции к инаугурации Трампа. По данным российских источников, главным итогом вторжения ВСУ в Курскую область стали их потери на российской территории. Они составили около 40 тыс. личного состава, причём, прежде всего элитных частей и подразделений, которые генштаб ВСУ бросал в топку курской авантюры, и более 5 тыс. единиц техники.
Украинские паблики в связи с этим сливают следующую информацию об итогах Ставки, проведённой Владимиром Зеленским в сроки, которые не уточняются:
Британская разведка и ГУР получили информацию о планах Кремля завершить операцию «Курский гамбит» до начала переговорного процесса с Трампом. На ставке было решено провести ряд операций ВСУ, которые сорвут планы российской армии и позволят Зеленскому продемонстрировать возможности украинской армии вести наступательные действия. [Главком ВСУ] Сырский пообещал Зеленскому удержать российскую территорию любыми силами, вот почему вчера мы (ВСУ – В.П.) пытались контратаковать противника (ВС РФ – В.П.), но вынуждены были откатиться на исходные позиции.
Во-первых, очень сомнительно, что переговорный процесс вообще состоится. «План Келлога» по остановке военных действий по текущей линии боевого соприкосновения (ЛБС) Москвой по конституционным причинам отвергнут; именно поэтому американские кураторы Киева дали отмашку на попытку контрнаступления. Глава МИД России Сергей Лавров отмечал, что от Вашингтона не было адекватных предложений. Поэтому вряд ли при сохранении новой администрации на обсуждаемых ныне переговорных позициях на предложения Трампа с российской стороны будет отклик.
Во-вторых – и это главное. Политика в украинской версии – удержать Суджу, чтобы торговаться об обмене территориями. В Киеве убеждены, что в случае потери Суджи, за которую с занятием российскими войсками Мартыновки и Махновки начинается непосредственная вооружённая борьба, торговаться будет нечем. Хотя это и не так: никаких обменов в условиях прочного владения нами стратегической инициативой не будет, это иллюзии. Группировку ВСУ придётся с российской территории выводить, но не факт, что это у них получится организованно и без запредельных потерь. В Киеве это понимают и ощущают себя в цугцванге. Поэтому стараются любой ценой оттянуть сражение за Суджу, бросаясь в авантюры на северо-восточном направлении, где ждёт неминуемый провал. Удар на Бердин – это яркий пример именно такого характера действий командования ВСУ.
В-третьих, внутренний фактор: недовольство в ВСУ отправкой в Курскую область основных стратегических резервов. Оппозиционные настроения в военной среде подогреваются со стороны экс-главкома Валерия Залужного, на сторону которого перешёл экс-президент Пётр Порошенко, с которым в контакт уже вступила команда Трампа, конкретно – будущий советник по национальной безопасности Майкл Уолтц. Для Киева – это фактор запредельного риска, в том числе в контексте возможного переворота (тем более, что Зеленского охраняют британцы, по слухам – SIS, Secret Intelligence Service, — спецподразделение MI-6, убрать они его могут «по одному свистку»). Развал украинского фронта в Курской области серьёзным образом осложнит международное положение Киева.
Помимо американского фактора, существует европейский, а в самой Европе – немецкий. Досрочные выборы в бундестаг пройдут 23 февраля; в последние недели вперёд вырывается лидер правой АдГ (Альтернативы для Германии) – Алис Вайдель (24% против 20% у лидера ХДС/ХСС Фрица Мерца и 15% - у социал-демократа Олафа Шольца, действующего пока канцлера). Чем больше поражений потерпят ВСУ до даты выборов – тем более за правых проголосуют немцы; АдГ – против помощи Украине. Между тем, стратегия нынешнего руководства НАТО рассчитана на перекладывание Вашингтоном основной ответственности за Украину на Германию, хотя она этого и не вытягивает (5% падения ВВП).
Что в перспективе? Очень многое зависит от окончательных результатов попытки прорыва ВСУ под Бердин - Новосотницкий. Если в течение двух-трёх дней у них не наметится успех, а предпосылок к этому не видно, то на главный удар они могут не рискнуть. По уточнённым экспертным данным, 20 тыс., сосредоточенные в приграничье с украинской стороны, — это последние резервы; новых не будет до весны. Бесконечно держать их в районах сосредоточения противник не может; эти районы известны и по местам скопления живой силы и техники в них наносятся удары ФАБами. Помимо этого, с украинской стороны границы, в Сумской области, не создано оборонительных укреплений. Всё выделенное для этого в основном разворовали. В случае, если фронт ВСУ в Курской области рухнет, возникнет новый протяжённый рубеж противостояния, и у командования ВСУ имеются минимальные возможности заполнения его силами и средствами. Поэтому окончательного решения – наносить или нет главный удар, судя по тому, что все сроки уже проходят – в Киеве до сих пор не выработано. Тем более, что российской стороной предприняты встречные наступательные действия на фланге прорывающейся группировки ВСУ; освобождены хутора Леонидово и Александрия, началась операция по долгожданному освобождению многострадальной Малой Локни.
Обстановка в Курской области, на наш взгляд, требует буквально почасового мониторинга, ибо именно там сейчас очень многое решается, как для нас, так и для противника.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (1):
В порядке уточнения: SIS, Secret Intelligence Service, не спецподразделение MI-6. SIS и MI-6 - два равнозначных наименования одной и той же организации.