Глава МИД России Сергей Лавров провёл годовую итоговую пресс-конференцию для российских и иностранных СМИ. И подробно рассказал о том, почему ожидание приближающейся инаугурации Дональда Трампа сопровождается всё более заметным обострением международной обстановки. Поскольку вопрос министру об ожиданиях от смены власти в Вашингтоне тоже был задан среди других, отметим, что лейтмотивом стало отсутствие иллюзий о возможности любого «потепления». Вот основные тезисы, из которых следует понимание:
- что в США существует русофобский двухпартийный консенсус, позиция которого зафиксирована в стратегических документах обозначением России как «противника»;
- что политика любой администрации исходит из недопустимости утраты Вашингтоном однозначного доминирования над всеми странами и объединениями, включая ЕС;
- что США пока не готовы воспринимать реалии многополярного мира, которые они отрицают (добавим: лозунг Трампа «MAGA» как раз и есть эквивалент укрепления такого доминирования);
- что диалог по широкому кругу вопросов войны и мира прервала именно американская сторона, и мы откликнемся на сигналы к его возобновлению только, если сочтём намерения Вашингтона серьёзными и т.д.
Самая главная тема, с которой пресс-конференцию и начали задававшие вопросы журналисты, — о так называемом «перемирии». Заметим, что об этом в связи со «вторым пришествием» Трампа сегодня не рассуждает только ленивый. Только вот действительность чрезвычайно далека от всяческих домыслов и провокаций на этот счёт. Их целью является выбить Россию из колеи, поверить в «мирную» повестку, позволить затянуть себя в переговоры с обсуждением разнообразных деталей, и в этой динамике обыграть, оставив «с носом», как не раз уже происходило в истории. Опыт прошлых войн учит двум вещам. Во-первых, переговоры переговорам рознь, ибо они бывают о двух вещах: об остановке военных действий без конкретного результата, и тогда это пацифистская говорильня. (Оборона, по В.И. Ленину, — это смерть вооружённого восстания, а чем, как не восстанием против существующего дискриминационного мирового порядка является наша СВО!). И ещё переговоры бывают о капитуляции проигравшей стороны, которая также фиксируется в рамках переговорного режима. Запад предлагает переговоры ради переговоров, нас же интересует сугубо второе прочтение – о капитуляции Киева, которая в сложившейся ситуации только и способна обеспечить безопасность России. Причём, мы говорим о капитуляции не только Киева, но и Запада, ибо Лавров чётко поставил вопрос об устранении первопричин украинского кризиса, из которых только одна, причём, последняя - о расистском, русофобском перерождении украинской политики. А первая, основная – о многократном расширении НАТО на Восток, попирающем дух и букву российско-западных договорённостей ещё более чем четвертьвековой давности, когда подписывался Основополагающий акт Россия – НАТО (1997 г.). Министр сделал акцент на «агрессивном поглощении натовцами всего геополитического пространства вплоть до наших границ». Заметим, что это полностью соответствует геополитическим концепциям Запада, связывающим достижение «окончательного» мирового господства с установлением контроля над Россией - евразийским «Хартлендом».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Во-вторых, история учит, что Россия добивается своего только когда твердо стоит на принципе, отказываясь идти на бесхребетные компромиссы. Яркий пример, когда СССР буквально заставил союзников по Антигитлеровской коалиции признать сепаратную капитуляцию Третьего рейха в Реймсе «предварительной», добившись полноценной капитуляции в Карлсхорсте, хотя англичанам и американцам очень этого не хотелось. Зная сегодня о существовании плана «Немыслимое», трудно даже представить, где бы мы оказались, если бы не настояли на своём, и Германия, сдавшись союзникам, осталась бы в формальном состоянии войны с СССР.
Что касается дня сегодняшнего, то следует понимать простую константу. Трамп не свободен в своих действиях, он приведён к власти определённой группой (концентрирующейся вокруг его «вице» - Джея Ди Вэнса), с определённой повесткой, составляющей сумму поставленных перед ним задач. И он попросту не может предложить нам по-настоящему честные условия мира, ибо они этим задачам противоречат. Задача Трампа – «продать» нам минимум под видом «максимума», не допустив отступления Запада со своих позиций ни на шаг. Чтобы затем начать новую войну, новое наступление оттуда, где они сейчас остановились, а не с исходных рубежей западных границ СССР. Обо всём этом Лавров сказал применительно к ВСУ, но мы-то понимаем, что передышка нужна прежде всего Западу, чтобы нарастить масштабы военного производства, отработать логистику военных поставок, укомплектовать Украину необходимым, многократно увеличив её военный потенциал. Утрата украинского плацдарма против России – а Россия, когда говорит об учёте наших интересов, имеет в виду именно это, для Запада неприемлема. Ибо это и будет ИХ капитуляцией в планах нанесения НАМ «стратегического поражения». О том, что Запад попросту не мыслит себя в рамках такой реальности, Лавров тоже сказал, применительно к теме мировой многополярности:
Многополярный мир предполагает участие в этих процессах наших западных коллег. Они никуда не исчезнут с нашей планеты. Но как они будут себя позиционировать, как переживут такую тяжёлую психологическую утрату доминирования, которым они наслаждались половину тысячелетия – это зависит от их политической культуры, понимания своего реального места в современной жизни и способности действовать сообразно этому реальному месту при уважении законных интересов и достижений других стран...
Что-то подсказывает, что Запад в его современном виде способен отползти в свой ареал, признав за остальными право на суверенитет, только под воздействием такого серьёзного поражения, которое породит чувство бессилия и безысходности. И даже реально отползая, Запад будет «щёлкать зубами», пытаясь зарезервировать за собой любую возможность реванша, и идеей этого реванша там будет одержимо не одно поколение. Держать порох сухим придётся ещё долго. Важно и то, что за ходом и исходом украинского противостояния России с НАТО внимательно наблюдают десятки и сотни народов и стран, и любое отступление Запада будет воспринято ими как что «король – голый!». Не забудем. Объединённые Нации, прообраз ООН, возникли из Декларации 26-ти государств, подписанной в Вашингтоне 1 января 1942 года. Произошло это на фоне победоносного контрнаступления Красной Армии под Москвой, которое разрушило миф о непобедимости гитлеровской армии вторжения. Не было бы этой московской победы – и вместо вашингтонского документа мы бы получили второй фронт на Дальнем Востоке, а возможно и третий – в Закавказье. Все ждали одного - развязки под Москвой, и когда она произошла в нашу пользу – поменялась и мировая обстановка. Так и в нашем случае: лишь крах мифа о «непобедимости» Запада поменяет расстановку глобальных сил не только на поле боя, но и в головах.
Наконец-то наша дипломатия стала не выговаривать через силу, а ясно и чётко артикулировать реальное содержание того, что именуется «международным правом», но на протяжении десятилетий представляло собой объект беспардонных манипуляций мирового меньшинства над мировым большинством. Например, что принцип территориальной целостности в Уставе ООН неотделим от принципа самоопределения, и на правительства, которые самоопределение попирают, он не распространяется. Что политическая изоляция России недостижима, в чём признался после ухода с должности экс-проповедник «европейских райских кущей» Жозеп Боррель. Или что вопрос легитимности киевского режима носит второстепенный характер к тем же первопричинам кризиса, и какую бы переговорную команду Киеву ни навязали его западные хозяева, без устранения этих первопричин никаких договорённостей не будет.
Самое главное, на чём, считаем, можно и нужно было сделать ещё более подчёркнутый акцент, но очень хорошо, что прозвучало хоть так, — что крах евроатлантической системы мировой безопасности, наступивший с выходом из неё России, обусловлен двурушничеством и беспринципной самоуверенностью Запада в собственной безнаказанности. Украинский кризис, следовало из этих слов министра, был запущен последовательной профанацией Западом своих обязательств. И, добавим уже от себя, эта профанация явилась продуктом убеждённости, что коль скоро «держателем» этой системы безопасности являются США и НАТО, то они в ней – и следователь, и прокурор, и судья, и конвоир, и надсмотрщик «на зоне». Упомянутое Лавровым июньское выступление в МИД президента России Владимира Путина расставило в этом вопросе точки над «i», причём, весьма однозначно, что, на наш взгляд, не вполне оценивается экспертным сообществом. Нет более в мире единой, унифицированной системы безопасности с центром на Севере Атлантики. Была она – и сплыла! А что есть? А есть, как в эпоху холодной войны, конкуренция двух систем – евроатлантической, сузившей свои параметры без России до размеров географического Запада, и существенно превосходящая её по размерам и даже уже обогнавшая по военно-экономическому потенциалу, евразийская система безопасности. И ни о каком возврате России в Евро-Атлантику, без которой последняя никогда не нарастит своё влияние до прежних размеров, речи не пойдёт уже никогда.
Прекрасно понимаем, что Россия и Китай (это широко признаётся) действительно представляют собой стабилизирующий фактор в международных отношениях
Вот эти слова Лаврова – на злобу нынешнего дня. А ещё если не вчера, то позавчера константой в экспертном сообществе считалось признание глобальным стабилизирующим фактором американо-европейской, натовской оси коллективного Запада. А мы и не заметили, как поменялись времена!
В ходе министерской пресс-конференции сказано было ещё многое. И очень важное. Но для нас основным в планиде современных реалий остаётся украинская тема. Потому, что Победа на части не делится и в процентных соотношениях не рассчитывается. Она – или есть, или её нет, и с пониманием этого окружающему нас миру придётся считаться, вне зависимости от того, нравится это ему или нет. Россия сегодня решает свои, без преувеличения великие геоисторические задачи. Так что не путайтесь под ногами!
Владимир Павленко
Комментарии читателей (1):
И т.н. "запад" решает свои геостратегические задачи, т.е. по факту идет противоборство двух концепций управления делами глобальной в целом значимости, по какой ПРИЧИНЕ о многополярном мире и речи быть не может и это тем более так, если понимать, что это противоборство идет достаточно долго и входит в завершающий этап, а вот и подтверждение: "Только вот действительность чрезвычайно далека от всяческих домыслов и провокаций на этот счёт. Их целью является выбить Россию из колеи, поверить в «мирную» повестку, позволить затянуть себя в переговоры с обсуждением разнообразных деталей, и в этой динамике обыграть, оставив «с носом», как не раз уже происходило в истории." Здесь осложняющим фактором является, как раз то, что "не раз уже происходило в истории", т.е. стало уже почти системным, за изключением периода СССР до марта 1953 года
"когда подписывался Основополагающий акт Россия – НАТО (1997 г.). Министр сделал акцент на «агрессивном поглощении натовцами всего геополитического пространства вплоть до наших границ»."
Совершенно верно и причина такого состояния дел в том, что Горби, сдававший т.н. "западу" союзников СССР по СЭВ "забыл" и не внес в договора пункт касающийся не разширения НАТО до наших тогдашних границ
"И даже реально отползая, Запад будет «щёлкать зубами», пытаясь зарезервировать за собой любую возможность реванша, и идеей этого реванша там будет одержимо не одно поколение."
Естественно, так и будет по той простой причине, что Горби сам "лег" под "запад", Ельцин изрёк "Боже, храни Америку" и ГД избрание Трампа на первый срок приветствовала аплодисментами стоя и междусобойчиками в кулуарах, а такие "вещи" "запад" помнит долго
"Нет более в мире единой, унифицированной системы безопасности с центром на Севере Атлантики. Была она – и сплыла! А что есть? А есть, как в эпоху холодной войны, конкуренция двух систем – евроатлантической, сузившей свои параметры без России до размеров географического Запада, и существенно превосходящая её по размерам и даже уже обогнавшая по военно-экономическому потенциалу, евразийская система безопасности."
Ключевое здесь "конкуренция двух систем" именно ДВУХ и никаких иллюзий по этому поводу строить не надо, но для того, чтобы в этой "конкуренции" Россия стала ведущей, надо много чего сделать и стать зримым ПРИМЕРОМ для остальных участников процесса, но чтобы стать примером для начала необходимо навести порядок в России и показать, как говорится, товар лицом, потому как, если в товарищах согласья нет, их дело не пойдет на лад