"У меня есть своё мнение, но я с ним не согласен..."
Под таким лозунгом прошло заседание ЦБ. Оно явило нам сенсацию. Ставку регулятор поднимать не стал. Она осталась на уровне 21%. Никому от этого легче не стало. Но надо признать, ожидали повышения почти все. Более того, это закладывали в свои депозитные ставки крупные коммерческие банки. А они с 90% точностью предсказывают подобными действиями будущие решения ЦБ.
И тут случилось невероятное! А может президент прав? Они и сами не знают, какое решение примут в своей «комсомольской ячейке»? Хотя нет, погодите, во время прошлого ПМЭФ, выступление президента происходило день в день с заседанием ЦБ. И было, если честно, понятно, что прям в этот день ставку не поднимут…
В этот раз президент выступал на день раньше. Он справедливо отметил, что есть разные мнения на счёт действий регулятора, кто-то уверен, что реагировать надо было раньше и другими методами. Открывает ли это экспертную и общественную дискуссию на тему: какой должна быть ДКП в условиях почти военного времени? Фактически да. Ибо эти мнения есть, а результата в борьбе с инфляцией - нет.
ЦБ, вот, объясняя свои действия и инфляционные тенденции, поясняет:
«…Инфляция в последние месяцы ускорилась. Значительное влияние оказали временные факторы... Инфляционные ожидания продолжают оказывать дополнительное давление на цены. Мы рассчитываем, что по мере нарастания эффектов от жёстких денежно-кредитных условий инфляционное давление начнёт устойчиво ослабевать…».
Но возникает вопрос. А по каким признакам стало понятно, что именно сейчас надо перестать повышать ставку, а уже предпринятые действия вот-вот дадут накопленный эффект? Почему не было такого ощущения при 19% или при 18%?
ЦБ видит, что «эффекты от ужесточения денежно-кредитных условий уже начали проявляться в ноябре. Что такого видит ЦБ, чего не видят другие?
Простой мониторинг инфополя показывает, что замораживаются уже строительные объекты в крупных городах. Ряд производств просто нерентабельны, они НИКОГДА не смогут конкурировать с китайцами. Хотя задача обратная - увеличивать предложение товаров и услуг. При этом по данным Национального бюро кредитных историй, только к концу года выдача новых кредитных карт снизилась до минимума за 2024 - 1,42 млн новых карт выдано! И то потому что с октября ЦБ обязал банки требовать у физлиц документы о доходах на кредиты свыше 1 млн. А так карты оформляют детям, взрослым, если они даже не просят, навязывают маркетплейсы, сотовые операторы, скоро будут давать кредитки собакам, кошкам и тд и тп.
И опять повторю крамольную мысль. Такое решение ЦБ (оставить ставку) и обещание предельно жёстких кредитных условий на целый 2025 год, даже хуже повышения. Уж лучше было б рубануть «хвост собаки» целиком - дать стране угля 25%, пообещав, что это последний раз. Сформировать ожидания дальнейшего неухудшения кредитных условий. Теперь же после колебания вместе с линией партии совсем не под общественным давлением, у регулятора уже в феврале будет возможность и повод поднять ставку, скажем, сразу на 4%. Теперь на фоне обычного скачка инфляции в начале года, представители ЦБ обязательно скажут: видите, мы же вам говорили! И формально все обстоятельства сказать это совпадут…
В борьбе же с инфляцией по-прежнему необходим широкий набор действий:
- Регулирование ценообразования, через анализ рентабельности и гибкий налоговый режим для отдельных производств.
- контроль за тарифами естественных монополий.
- таргетирование цены топлива в стране
- умное формирование инфляционных ожиданий
- курс рубля, предполагающий выгоду не только для экспортёров
- Контрциклическое стимулирование инвестактивности.
- механизмы предоставления ликвидности реальному сектору (аналоги LTRO, Cash for Clunkers).
Хотите этого или нет, все крупные ЦБ мира в ближайшие 5-10 лет перестанут быть независимыми. Эта модель изживёт себя. Ситуации из серии: я так не думаю, но подчиняюсь - стратегически бесперспективны. Другое дело, что должна быть консенсусная, всеми принимаемая новая экономическая модель. И многоцелевая ДКП.
Комментарии читателей (0):