9 ноября состоялось знаменательное событие в жизни библиотекарей Москвы. В здании Российской государственной библиотеки вручалась общественная награда ― медаль «За заслуги в библиотечном деле». Вручение было приурочено к 140-летию основания первой бесплатной публичной городской Библиотеки – читальни им. И.С. Тургенева. Именно с её появления берёт начало сеть общедоступных библиотек столицы. Праздник был организован Оргкомитетом «по празднованию 140 лет со дня основания сети общедоступных библиотек г. Москвы». Скажем честно, праздник оргкомитету удался. Особенно бурную реакцию вызвало зачитанное поздравление столичных библиотекарей от Президента Российской Федерации В.В.Путина. Всё было замечательно, если бы не одно но…
Руководили Департамента культуры это событие проигнорировали. Всё может быть, может случиться так, что у министра правительства Москвы, руководителя департамента культуры города А.А. Фурсина были в этот субботний день более значимые мероприятия. Но тогда можно было хотя бы прислать своего заместителя или бы кого-нибудь из его помощников. Не было никого и от Мосразвития, учреждения, имеющего непосредственное отношение к библиотекам столицы. И если бы не участие заместителя председателя Совета Федерации Инны Юрьевны Святенко в награждении, за что ей низкий поклон, получился бы просто библиотечный междусобойчик. Как-то странно это выглядело ― у президента страны нашлось время поздравить библиотекарей, а у столичных чиновников, имеющих отношение к празднику, нет.
Зачем я всё это пишу сегодня? Да затем, что в тот день я пообщался со многими бывшими своими выпускниками, ныне работающими в московских библиотеках. Несмотря на праздничное настроение, все они выражали беспокойство по поводу грядущих перемен в жизни библиотек столицы.
Для того, чтобы разобраться с сутью этих перемен, надо «отмотать плёнку назад». 24 декабря 2021 года Департамент культуры столицы принял решение о кардинальном реформировании учреждений культуры. В итоге этой реформы ликвидировались, как самостоятельные учреждения, сосредоточенные в округах города клубы и дома культуры. Все они присоединились к централизованным библиотечным системам. На основании слияния этих учреждений в каждом округе создавались так называемые Государственные бюджетные учреждения города Москвы «Объединение культурных центров». Одним росчерком чиновничьего пера учреждения, разные по своему функционалу, кадровому составу, формам и методам работы и т.п., объединялись в доселе неизвестную структуру. Причём всё это было сделано столичными управленцами кулуарно. До сих пор не пойму, что им стоило посоветоваться со специалистами, которые в отличие от поколения нынешних «эффективных менеджеров», занесённых судьбой руководить сферой культуры, лучше знают материальную часть дела. Видимо руководители посчитали это ниже своего достоинства.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Не могу умолчать о реакции на это нововведение весьма авторитетной организации ― Российской библиотечной ассоциации: «Создаваемое «Объединение культурных центров» формально выводится из сферы прямого действия федерального закона «О библиотечном деле». Именно это мы наблюдаем в ситуации деятельности библиотек в рамках Культурно-досуговых учреждений (КДУ), существования библиотек в качестве структурных подразделений в учебных заведениях и т.п. Их статус приводит к тому, что они оказываются вне сфер действия государственных программ поддержки библиотечного дела».
А это уже прямой ответ на действия чиновников: «Чрезвычайно важно отметить: решения, принимаемые в Москве, из-за статуса особого субъекта Российской Федерации, выходят по своему значению за рамки частного случая, и, так или иначе, оказывают влияние на ситуацию в стране. В данном случае принятое решение, и в силу специфики Москвы как мегаполиса со своей особой структурой учреждений культуры, включая библиотеки, и в силу указанных в данном заявлении причин, не может не рассматриваться как образец при принятии решений по развитию библиотечных сетей на региональном уровне».
Нынешняя реформа затеяна столичными чиновниками более высокого уровня, чем департамент культуры. И если в органах управления сферой культуры не понимают разницу между клубом и библиотекой, то, уверен, люди из более высоких эшелонов столичной власти вообще об этом ничего не ведают. Я думаю также, что они знать не знают и о том, что существует какая-то Российская библиотечная ассоциация, и не в курсе о её реакции на то, что происходило в библиотеках столицы.
Если столичных управленцев тогда не задело обращение РБА, лично меня оно задело очень. Вам не обидно, господа? Ассоциация, во главе которой стоят ведущие специалисты России в области библиотечного дела, выступила против того, чтобы затеянная столичными управленцами реорганизация служила образцом для всех российских регионов? Мне стыдно за Москву, а вам нет?
К сожалению, реформаторская деятельность руководителей сферой культуры столицы изобилует многочисленными реформами библиотек. Особо запомнились кадровые чистки, больно ударившие по их директорскому корпусу. Помню, как удивил специалистов библиотечного дела неизвестный библиотечной теории и практики, рождённый реформаторами термин «учреждение библиотечного типа». Слава Богу, что на этом они остановились и не стали создавать учреждения театрального, музейного и циркового типа.
Так в чём же состоит суть новой реформы? Шестого июня 2023 года появилось Распоряжение правительства Москвы «О реорганизации и изменении наименования Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Объединение культурных центров Центрального административного округа». Учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы, включающее в свой состав библиотеки и культурные центры ЦАО, было реорганизовано путём присоединения к нему ГБУ города Москвы «Центр по работе с населением Центрального административного округа города Москвы» и ГБУ города Москвы «ОРИОН» района Замоскворечье, подведомственных префектуре административного округа города Москвы.
В соответствии с «Положением о префектуре административного округа города Москвы», в их функции входит деятельность в области экономики, финансов, ЖКХ и жилищной политики, потребительского рынка, транспорта, связи, социальной защиты населения, молодёжной, семейной политики, труда и занятости, образования, здравоохранения, строительства, землепользования и охраны окружающей среды и т.д. В этом документе культуре посвящена одна строчка «2.8. В области социальной политики: Осуществляя исполнительно-распорядительную деятельность, префектура: 2.8.1. Разрабатывает и реализует мероприятия программы социально-экономического развития административного округа: 2.8.1.1. По развитию учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социальной защиты населения, молодёжной и семейной политики».
В этом документе не случайно так скупо обозначена сфера культуры. Изначально было предопределено, что эти вопросы относятся к сфере Департамента культуры, которого в первую очередь касались проблемы разработки и реализации государственной политики в сфере культуры.
А теперь вернёмся к началу нашего повествования. Беспокойство московских библиотекарей было вызвано тем, что теперь все библиотеки, входящие в ОКЦ, переформатируются по образу и подобию того, что произошло в Центральном округе. Многие годы, несмотря на определённые просчёты, он с этим справлялся. Непродуманные действия столичных властей ведут к децентрализации системы управления библиотеками столицы в целом. На данный момент происходят действия малопонятные библиотечному профессиональному сообществу. Объединённые культурные центры города (ОКЦ) переходят в ведение префектур, но в каждом округе остаются одна-две библиотеки, которые будут подчиняться Департаменту культуры. Всего из состава ОКЦ округов в ведении департамента оставят 14 библиотек.
Ещё в студенческие годы при изучении курса истории библиотечного дела нам рассказывали о том, что развитию библиотечного дела мешал параллелизм, который обозначал нарушение рационального соотношения и связей при размещении библиотек разных ведомств и организаций. А тут новая ипостась этого термина. Создаются параллельно две библиотечные системы в рамках одного региона. Я, конечно, понимаю, что большая часть управленцев, не имеющих ранее управленческого образования, получили его, осуществив дополнительную подготовку, но после ими содеянного меня терзают смутные сомнения по поводу того, а правильно ли учат там, где они его получали?
Сами собой возникают вопросы: почему Москва не извлекала уроков после последней реформы 2021 года, почему столичные чиновники избегают консультаций со специалистами перед тем, как принять такие судьбоносные для библиотек решения, почему то, что систематически происходит с библиотеками в столице, невозможно в таком крупном мегаполисе как Санкт-Петербург? Кстати, это единственный вопрос, на который я могу сам ответить. Да потому, что в Петербурге существует «Петербургское библиотечное общество, президентом которого является директор Центральной городской публичной библиотеки им. В.В. Маяковского, замечательный профессионал Зоя Васильевна Чалова. В городе могут сменяться губернаторы, но каждый из них при решении вопросов, имеющих отношение к библиотечной сфере, обязательно проведёт консультации с Зоей Васильевной и её коллегами. Там и власть и профессионалы умеют слушать друг друга, и от этого выигрывают обе стороны.
Я прекрасно понимаю, что процесс уже запущен, но, тем не менее, пишу больше не для москвичей, а для жителей других регионов и региональных руководителей сферой культуры в субъектах Российской Федерации. За последние годы столичные чиновники, вторично проводя реформы в области культуры, демонстрируют худшие образцы управления ею. Не надо забывать о том, что значительное число руководителей в регионах часто строят и организуют свою работу по образу и подобию того, что происходит в столице. У нашей столицы есть много того, чем городские власти могут гордиться, и что действительно достойно примера. Очень жаль, что управление городской культурой к этому не относится. Надеюсь, Российская библиотечная ассоциация даст верную оценку этому процессу, а представители верхних эшелонов федеральной власти выразят своё отношение к событиям, которые происходят прямо у них под окнами.
Александр Мазурицкий,
доктор педагогических наук, доцент
Комментарии читателей (0):