Решение МИД Польши заново открыть посольство в Пхеньяне на фоне украинского конфликта вызвало большой интерес. Хотя заместитель польского министра иностранных дел Анджей Шейна и заявил, что в нынешней «геополитической головоломке» не следует «видеть ничего удивительного».
В настоящее время северокорейская миссия Варшавы располагается в Пекине. Посольство Польши в КНДР было закрыто во время пандемии коронавируса. Решение о возвращении предполагает необходимость проверки технического состояния здания, отчего в Пхеньян из Варшавы вылетела специальная делегация польских дипломатов. Их выводы станут «отправной точкой для проведения необходимых ремонтных работ в ближайшем будущем». По словам Шейны, работы находятся на «предварительной, но хорошо продуманной стадии». Для Польши «важно иметь дипломатические представительства практически во всех странах», отметил он, «поэтому было бы странно, если бы мы не захотели восстановить более профессиональное присутствие и обмен с Северной Кореей в ситуации, когда у нас ещё присутствует дипломатическая миссия в России, это не должно никого удивлять, тем более что геополитическая ситуация становится всё более сложной».
«Присутствие Польши в КНДР, во всей этой геополитической головоломке, которая вновь собирается воедино, очень желательно,– сказал дипломат. – Я считаю, что оно может принести дополнительную пользу в определённом вопросе мира и равновесия. Это будет выгодно не только Польше, но и всему Европейскому союзу и союзному блоку. Наша цель – как можно скорее восстановить мир и равновесие, что способствует экономическому развитию. Каждый такой шаг, даже маленький кирпичик, положителен. Чем это обернется? Увидим, потому что это лишь предварительный, но продуманный этап».
Загадочно и интригующе. Год назад, когда Польшей правила коалиция во главе с партией «Право и Справедливость» (PiS), между Варшавой и Сеулом начался складываться военный альянс. Польское правительство пошло на заключение контракта на поставку танков, артиллерии и самолётов из Южной Корее. Эти соглашения не стало дезавуировать и новая польская правящая коалиция, хотя она хочет пересмотреть условия контрактов. В любом случае, Варшава начала развёртывание южнокорейских танков K2 на границе с Калининградской областью России. Как замечают западные издания, «интересно отметить, что Польша размещает танки, приобретённые у Южной Кореи, в стратегически важном российском анклаве в то время, когда Москва перебрасывает военные силы из Северной Кореи». Развёртывание техники произошло через несколько дней после того, как премьер-министр Польши Дональд Туск объявил, что польские военные начали строительство оборонительных линий вдоль границы с Россией в рамках программы «Восточный щит».
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Отсюда возникает вопрос, в чьих интересах действует Варшава, объявляя о возвращении в Пхеньян? Отношения Северной и Южной Кореи в последнее время осложнились. Обе страны повысили бдительность. На что накладываются внешнеполитические реалии. После того, как Москва и Пхеньян заключили оборонный пакт, Сеул предупредил, что «не будет сидеть сложа руки», если северокорейцы направят тысячи солдат на помощь русским в борьбе с Украиной». Причём, президент Южной Кореи Юн Сук Ёль сделал это заявление после переговоров с президентом Польши Анджеем Дудой. Два президента согласились с тем, что развёртывание северокорейских военных является «провокацией, которая угрожает глобальной безопасности за пределами Корейского полуострова и Европы». В этой ситуации американское агентство Associated Press утверждает, что «восстановление дипломатических каналов» между Варшавой и Пхеньяном «будет полезным, учитывая развитие событий в войне на Украине». Но каким образом, учитывая крен Польши в сторону Южной Кореи?
На сегодня из западных стран дипломатическую миссию в Пхеньяне имеет только Швеция. Вряд ли в шведских интересах, скорее, это прокси-площадка для связи с северокорейскими руководителями других стран, Великобритании или США. И шпионажа. Таким образом, Варшава может в КНДР представлять другую западную фракцию, европейскую, Германию и Францию. Как замечают некоторые аналитики, «более глубокие последствия возвращения польского посольства в Пхеньян поднимают вопросы о медленно меняющихся геополитических альянсах и о том, как они могут повлиять на динамику международных отношений. НАТО вместе с ЕС активизировали усилия, чтобы убедить Китай и других дипломатически вмешаться в дела Северной Кореи, в первую очередь, чтобы удержать её от укрепления военного потенциала России против Украины». Вопрос в том, нужен ли КНДР самой такой канал связи с Западной Европой, которую представляет Польша, если от него будет исходить лишь кнут без пряников.
Станислав Стремидловский
Комментарии читателей (0):