Вашингтон берёт геополитическую паузу в Восточной Азии

Ратификация российско-корейского договора обеспечивает северный фланг обороны китайского побережья.
13 ноября 2024  15:46 Отправить по email
Печать

На фоне разгорающихся страстей в Европе, связанных с предстоящей сменой власти в США и срочным «переобуванием» европейских лидеров в украинском вопросе, продолжает своим чередом развиваться ситуация в АТР. На днях, 9 и 11 ноября, лидеры России и КНДР – президент Владимир Путин и председатель Ким Чен Ын – утвердили ратификацию Договора о всеобъемлющем стратегическом партнёрстве, подписанного 19 июня в Пхеньяне. В преддверие этого исторического события, которое наш президент охарактеризовал как возвращение к традиционной дружбе с КНДР, имевшей место в советские годы, Корейская народная армия (КНА) осуществила ряд испытательных ракетных пусков, в том числе стратегической межконтинентальной ракеты (МБР) «Хвасон-19». Отношение к этим пускам на Западе разделились, в том числе в самих США, где военные заверили, что северокорейские ракеты не угрожали ни американским военным, ни союзникам США, а в Госдепе, напротив, убеждены в том, что они несут угрозу не только региону, но и миру. Интересный факт, который подтверждает тенденцию, наметившуюся еще в сентябре, на фоне последнего Рамштайна. Отдавая себе отчёт, что администрация Джо Байдена ставит мир на опасную грань глобального противостояния, в Пентагоне как могут этому препятствуют, избегая нагнетания напряжённости и опровергая соответствующие попытки Белого дома и Госдепа. Ничего удивительного: никто лучше военных не понимает последствий применения тех или иных вооружений, именно поэтому в военных кругах гораздо ответственней подходят к вопросам войны и мира и без необходимости не спешат бряцать оружием. А больше всего шума, помимо Госдепа, подняли в ЕС, назвав пуски ракет КНДР «незаконными» и потребовав их прекратить, а также в Канаде, где фоном для соответствующего заявления главы МИД Мелани Жоли послужила ее встреча с южнокорейским коллегой Чо Тхэ Ёлем. Поскольку где Канада, а где – Корейский полуостров, то так Оттава морально поддержала Сеул.

В целом следует констатировать остановку эскалации в Восточной Азии, запущенной в октябре южнокорейской информационной провокацией на тему военных КНДР на фронтах СВО. Эта тема, кстати, вяло разминается, но после выборов в США – без прежнего энтузиазма. Впереди «паровоза» и здесь спешит Госдеп, утверждающий, что северокорейские военные якобы уже принимают участие в военных действиях против ВСУ в Курской области. В поисках «фактуры» на эту тему Киев посетил глава французской внешней разведки DGSE, но судя по отсутствию на этот счёт каких-либо заявлений, «матчастью» он не разжился; следовательно, и все заявления Киева на этот счёт – фейковая пропаганда, которая к тому же распускается функционерами, которых в новой администрации Дональда Трампа считают токсичными и, по слухам, намерены требовать их увольнения. Почему – тоже понятно; вся эта когорта во главе с Андреем Ермаком сделала Трампу в своё время немало гадостей. К хору обвинителей России и КНДР в «совместных действиях» против Киева присоединился и генсек ООН Антониу Гутерреш, получивший в ответ порцию критики из российского МИД.

Представляется, однако, что нынешнее затишье – лишь передышка. Пауза, взятая с целью выяснения обстановки и перспектив того, чем займётся Трамп. С одной стороны, геополитические оппоненты России не могут не понимать, что со вступлением в силу российско-корейского договора ситуация качественно изменилась, и цена любых провокаций против КНДР, которые раньше сыпались как из рога изобилия, существенно возросла. С другой стороны, Трамп уже заявил, что приложит усилия в направлении отрыва друг от друга России с Китаем и, шире, участников евразийской стержневой оси безопасности, к которым коллективный Запад относит ещё и КНДР с Ираном. В Японии, например, уже делаются прогнозы, что на фоне свёртывания связей и ужесточения антикитайских санкций, а также дальнейшего укрепления взаимодействия, в том числе военного, с Токио и Сеулом, Вашингтон при новом президенте постарается возобновить диалог с КНДР, который Трамп вел с Кимом в 2018-2019 годах.

Одновременно в информационной сфере, причём, не только западной, но и российской, продолжаются спекуляции на тему отношения к российско-корейскому сотрудничеству в Китае. Парадоксально, но те же самые фигуры, что ещё недавно утверждали о «перехвате Москвой» Пхеньяна у Пекина, сегодня являются источниками фейков о якобы китайских военных на СВО. Скорость переобувания фантастическая. Китай, оказывается, уже не только не возражает против связей Москвы и Пхеньяна, но и встраивается в них с целью получения военнослужащими НОАК боевого опыта в современной войне. Глупость – и то, и другое. Если на СВО и есть военные КНДР и Китая, то не в подразделениях, а в качестве военных специалистов, наблюдающих за ходом военных действий. Это легко объяснимо: адаптация давно не воевавших войск к современной реальности начинается с выправления боевых (полевых) уставов и военных наставлений, чем в Пекине и Пхеньяне не могут не заниматься. Или вы думаете, этим не занимаются в НАТО, страны которой пропускают через конфликт сотни и тысячи своих военспецов?

Вот официальная позиция Москвы и Пекина по российско-корейскому сотрудничеству и двусторонним отношениям в этом контексте:

Пекин прекрасно понимает все аспекты отношений между Москвой и Пхеньяном. И я обсуждал этот вопрос со спецпредставителем КНР по делам Корейского полуострова Лю Сяомином во время своего визита в Китай в конце октября.

Это заместитель главы российского МИД Андрей Руденко, курирующий восточное направление. А следующее высказывание принадлежит официальному представителю МИД КНР Линь Цзяню:

Власти Китая не вмешиваются в военное сотрудничество Москвы и Пхеньяна, поскольку это их собственное дело.

Что общего в этих позициях? И Руденко, и Линь тщательно переводят вопросы, связанные с только что ратифицированным договором Москвы и Пхеньяна, в двустороннюю плоскость, избегая «интернационализации» его трактовок с позиций трёхстороннего взаимодействия с участием Пекина. Верный показатель, что именно таким образом дело и обстоит. И не может не обстоять, ибо потенциальный корейский конфликт занимает место на фланге континентальной обороны Китая, с одной стороны, и России с другой. Без координации в таких случаях никак не обходится, особенно имея в виду, что через эту фланговую зону проходят многочисленные морские коммуникации между российским Дальним Востоком и Китаем.

Но главное: выскажем такую точку зрения. Официальное оформление и интенсификация военного, военно-политического и военно-технического сотрудничества России и КНДР целиком и полностью находится в интересах Китая потому, что надёжно прикрывает Корейский полуостров от угроз широкомасштабных провокаций. Китая – ядерная держава, которая сосредотачивает свои усилия в военном строительстве на развёртывании систем ядерных вооружений средней дальности. То есть оборонительных, предназначенных для удара не по территории США, а по американским военным базам непосредственно в регионе, где они дислоцируются на территориях союзных им стран, прежде всего Японии и Южной Кореи. Если американское политическое руководство и военное командование тридцать три раза подумает, связываться ли с ядерным Китаем в Тайваньском проливе, где Пекин становится непосредственной стороной конфликта, то на Корейском полуострове таких ограничений для США до недавнего времени не существовало. Разразись конфликт, воевать станут Север и Юг, а США займут заинтересованную, но формально «стороннюю» позицию, как на Украине, и станут поставлять Сеулу оружие и обеспечивать разведку и военную логистику. А вот Китаю, имеющему с КНДР такой же договор, что сейчас и Россия, пришлось бы ввязываться по полной программе. На это и был расчёт Вашингтона, сейчас опровергнутый ратифицированным договором. Цена такой авантюры руками сеульского марионеточного режима раньше для США была одной, в целом приемлемой, допустимой с точки зрения рисков. А вот сейчас ситуация коренным образом поменялась, и платить придётся совсем другую цену, которую для начала ещё нужно просчитать. И в этом плане альянс Москвы и Пхеньяна надёжно обеспечивает Пекину северный фланг континентальной обороны, к тому же ещё и нейтрализуя агрессивный потенциал Японии. В подтверждение комментарий генсека японского кабинета министров Ёсимасы Хаяси:

Сотрудничество России и КНДР вызывает обеспокоенность Японии, поскольку может привести к ухудшению ситуации на Украине, а также повлиять на обстановку в области безопасности в азиатском регионе.

Показательно, что переводом стрелок на СВО японский высокопоставленный функционер выражает опасения, по сути, тем, что США могут потребовать от Южной Кореи, а следовательно, и от Японии большей вовлечённости на Украине, от чего Токио явно не в восторге. По сути, оперативно введя в действие подписанный договор, Россия и КНДР приняли американский вызов по объединению двух ТВД. И дали понять, что Вашингтон с его «внешней дугой» коммуникаций вокруг Евразии в таком соревновании неминуемо проиграет своим сухопутным оппонентам, у которых внутриконтинентальное плечо коммуникаций в разы короче и не в пример надёжнее защищено. Не случайно, что руководящий политический орган НАТО - Североатлантический совет, выразив озабоченность «эскалацией» сотрудничества России и КНДР, принялся утверждать, что оно якобы «затрагивает атлантическую безопасность».

Просто теперь США не смогут перед схваткой с Китаем, если такую задумают, безнаказанно поджечь Корею в расчёте на распыление и растяжку китайских сил по побережью. Ответ будет комплексным и коалиционным, что прямо противоречит стратегии США на разъединение России и Китая, которые такая ситуация, напротив, объединит.

И дождёмся декабря, на который, по предварительным заявлениям, намечено подписание в Москве российско-иранского договора. Таким же образом, как и российско-корейский, он выбьет у Вашингтона и его израильских сателлитов стратегическую инициативу на глобальном Юге, лишив их свободы осуществления безнаказанных военных авантюр. Своей внешнеполитической деятельностью на протяжении уходящего года Москва «офлажковала» все потенциальные «злачные места», куда Вашингтон мог сунуться, пользуясь дефицитом институционально оформленной безопасности. Именно такое вмешательство постулировалось известной концепцией Байдена – Энтони Блинкена «мира на правилах», и именно такой «мир», который странам и народам Большой Евразии без надобности, и был в течение года подорван визитами Путина в Пхеньян и Ханой, а также ожидающимся российско-иранским договором. Только один пример. Заметим, как резко ограничилась активность Пентагона в Корее; не потому ли, что ловить там ему особо уже и нечего?

Владимир Павленко

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
51.5% Нет. Только безоговорочная победа
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть