Забавно наблюдать за шараханьями украинской политической верхушки, лихорадочно рыщущей в поисках вариантов спасения перед лицом неминуемой катастрофы. Все эти варианты, надо ли уточнять, связаны с США. С начала предвыборной кампании за океаном Киев делал ставку на демократов и Джо Байдена. Затем, после его провала на июльских дебатах с Дональдом Трампом, офис украинского «президента» стал подбивать клинья к республиканцам, добившись от Трампа телефонного звонка. Но к тому времени у демократов сменился кандидат, и из окружения Камалы Харрис в Киев полетел месседж крайнего недовольства «шашнями» с экс-президентом, и всё сошло на нет в верноподданническом экстазе Владимира Зеленского, сконцентрированном на поисках доступа к Харрис. Она долго уклонялась от встречи, но, наконец, видимо, чтобы подсластить проглоченную Киевом в Вашингтоне пилюлю отказа в разрешении дальнобойных ударов по России, с Зеленским встретилась. И тот всё поставил на эту встречу, пойдя ради этого на самоубийственную авантюру в Курской области. Удержаться в регионе любой ценой до выборов в США, чтобы помочь демократам, — таков был лейтмотив всего того, что Киев предпринимал на протяжении октября. И вот, перед самым голосованием, явно запаниковав от их непредсказуемости и, видимо, стремясь разложить яйца по разным корзинам, украинская сторона принялась спекулировать на «миротворческом» потенциале Трампа. Именно так можно охарактеризовать самые различные утечки в Киеве, вплоть до «сознательного» отступления ВСУ для того, чтобы, испугав НАТО угрозой собственного поражения, втянуть её в конфликт.
Или вот материал, вышедший в The Hill, принадлежащий британско-украинскому бизнесмену Александру Темерко, подвизающемуся в лондонском Институте экономических проблем. Заголовок показательный: «Как мирный ультиматум Трампа может завершить войну России и Украины». В статье предполагается, что Трамп, которому конфликт на Украине видится инструментом её превращения в форпост Запада, как и обещал выгнанный в своё время с украинского направления в Госдепе Курт Уолкер, начнёт с ультиматумов в адрес Киева и Москвы. Зеленского он-де подтолкнёт к переговорам, а Москве, если она откажется останавливаться и фиксировать линию фронта, трансформируя её в границу, пообещает расширенную поддержку Киева и экономическую войну. Украинский автор исходит из четырёх посылок и все – ошибочные. Во-первых, он полагает, что «Трамп хочет мира», а Украина – средоточие интересов будущей республиканской администрации. Во-вторых, игнорирует нависший над Зеленским Дамоклов меч выборов, от которого его спасает только продолжение военных действий. В-третьих, надеется, что в Москве, как и раньше, к Вашингтону прислушаются. Наконец, в-четвёртых, рассчитывает на внутреннее единство США и Запада, хотя сам ультимативный подход в его исполнении отличается от подхода Уолкера, предсказывавшего, что Трамп потребует от российского лидера Владимир Путина «границы 1991 года». Если два источника/эксперта, соглашаясь в неминуемости чего-то общего по форме, расходятся в содержании, которое форму наполняет, а именно это и происходит, значит, никакой достоверной информацией они не обладают и гадают на кофейной гуще.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Как на самом деле? Обо всем по порядку, по пунктам этих киевских грез. Первое. Украина в шкале приоритетов Трампа на последнем месте именно потому, что тот конфликт уже развязан, взять с него нечего, а самое главное в нём Запад уже упустил. А именно: не смог вывести Россию, связав её военными действиями, из большой геополитической игры, в которой Москва, как показал саммит БРИКС, сохраняется. А Западу нужно было оставить без союзников Китай. Главные приоритеты Трампа – Восток и Юг, а на тамошних ТВД – Иран, которому США при Трампе противопоставят возобновлённую полноценную накачку Израиля, а также Китай, против которого республиканцы унаследуют созданную демократами систему альянсов. Всё внимание Трампа в Белом доме будет отвлечено на разработку именно этих стратегических операций, чтобы воевать с Китаем чужими руками. Или, на худой конец, под чужим флагом. Возможно, особые усилия будут предприняты на индийском направлении, не в военном плане, а в экономическом. Противопоставить Дели Пекину как следующую по порядку сверхдержаву, переадресовав на китайско-индийские отношения острие маячащей перед Вашингтоном «ловушки Фукидида». Украину же перепоручат Европе, которой автор статьи в британской газете не обольщается по понятной причине. Русофобского радикализма там не занимать, но возможности, если сами, без США, сильно хромают. Кстати, ни украинские, ни европейские инсайдерские источники в сигналах из Москвы не улавливают никакой подготовки к перемирию, которое Путин, не забудем, отверг, подчеркнув неизбежность достижения целей СВО. Не мирным, так военным путём. А зампред российского Совбеза Дмитрий Медведев уточнил, что в ответ на ультиматум, если он будет, Трамп услышит из Москвы предложение поспособствовать капитуляции Киева.
Словом, ещё раз. Трамп, может быть, и хочет мира, но готовится он к войне и отнюдь не на Украине, отсюда его показательное «миролюбие», на которое повёлся страждущий киевский недоолигарх.
Второе. Только приступом крайней политической наивности можно объяснить расчеты Темерко на успешное проведение на Украине выборов, ради которых Трамп, по его мнению, и объявит свои ультиматумы. И по итогам которых – курам на смех! – новое киевское правительство якобы «получит народный мандат на интеграцию в Евросоюз и НАТО». Во-первых, не надо путать «личную (олигархическую) шерсть» с народной; как будет на самом деле – только что показала Грузия, где новый парламент, когда он соберётся, первым делом скорее всего объявит о досрочных президентских выборах, подписав приговор проамериканской агентуре влияния. Украинскую социологию мы знаем, причём, свежую. Зеленский + Тимошенко + Порошенко (объявлен в РФ экстремистом и террористом) = (все вместе) около трети. А остальные две трети Залужный и Буданов (объявлен в РФ экстремистом и террористом) делят с четвертью не определившихся. И что-то подсказывает, что «задумались» они потому, что хотят мира, и никто из перечисленных их поэтому не устраивает. У Зеленского нет никаких шансов на победу, поэтому выполнение «мирного» ультиматума Трампа, даже если он состоится, Киев спустит на тормозах; единственный вариант, перед которым Зеленский может капитулировать, — военный переворот.
Во-вторых, киевские «аналитики» забывают историю отношений Трампа и Зеленского, из-за которого экс-президент чуть не получил второй к тому времени импичмент «за давление на главу иностранного государства» по делу Burisma. Трампу был нужен компромат на Байдена, но Зеленский, выслушав его, материалов не предоставил, а информацию о разговоре слил демократам.
Да помнится, что ты ещё в запрошлом лете
Мне здесь же как-то нагрубил:
Я этого, приятель, не забыл!
Свидетели говорят, что после недавней встречи в Trump Tower, куда Трамп вызвал Зеленского «на ковёр», уступая просьбам о встрече, вид у «просроченного» был как после крутой взбучки.
Третье. У Трампа, как мы уже поняли, нет аргументов, способных убедить Москву сесть за стол переговоров. Особенно в условиях, когда российские войска находятся в самом мощном с начала СВО наступлении, нелегитимный Зеленский запретил себе общаться с Путиным, его «формула мира» и «план перемоги» потерпели фиаско, а ведущий миротворческий проект – китайско-бразильский – Киевом отвергнут с оскорблениями в адрес его авторов.
Четвёртое. После выборов в США ожидается бардак, в котором объявление итогов скорее всего состоится ближе к 16 декабря, когда соберутся выборщики. Даже если результаты будут известны раньше, официальными они не станут ещё долго, ибо проигравшая сторона откажется признавать поражение, двинется в суды и выведет сторонников на улицы. К тому же в рамках двухпартийного консенсуса, о котором у нас много говорят, не осознавая его относительности в условиях конкретных выборов, которые этим и уникальны, между демократами и республиканцами существуют по сути непреодолимые противоречия. Трамп уверен, что главная угроза для США исходит от российско-китайского альянса. Он уже объявил, что постарается его разрушить. Харрис же видит приоритетом не допустить восстановления российско-европейских отношений, изолировать Москву от Старого света, а на Китай собирается воздействовать с помощью не России, а внутрикитайской «комсомольской» оппозиции, с которой плотно, на протяжении почти трёх десятилетий, работает её «вице» Тимоти Уолц.
Если всё это учесть, рассыпается вся нарисованная в статье «украиноцентричная» картинка. И если чего на Украине и ждать, отличного от приведённых раскладов, то это, во-первых, крупной провокации, которая вполне может спутать и смешать карты и, во-вторых, эскалации в случае, если демократы реально выиграют выборы, Трамп признает поражение, а Байден напоследок реализует угрозу разрешить Киеву дальнобойные удары. Всё. Так что единственное, что продвигает украинская сторона, а западные СМИ ей в этом подыгрывают, — это не дать аудитории США и европейских стран забыть об Украине, чтобы не оказаться на глубокой периферии происходящих в мире событий.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (1):