Ну и вакханалия началась в западных СМИ по поводу саммита БРИКС! Один это факт служит опровержением его якобы «неудачи». Всего добиться в Казани не удалось, это правда. Но и того, что есть, хватило для привлечения всеобщего внимания, особенно на Западе, где за всем, происходившим в столице Татарстана, наблюдали особенно ревностно. Это первое. И второе. Нужно понимать, что «программу-максимум» с запуском трансформации мировой финансовой системы предлагала российская сторона, это разработка российского Минфина, которая тем удивительнее, что сделана «сислибами» - системными либералами. Могут ведь, когда захотят, поступаться «своими» принципами. Или если их «прижать». Другое дело, в чём правы западные оппоненты, далеко не все в БРИКС пока готовы идти до конца. Судить их строго нельзя: вспомним самих себя, скажем, десятилетней давности, сколько было иллюзий, что с Западом будто можно договориться. Нельзя! Но мы-то это поняли до конца только на примере СВО. И другие поймут, расстанутся с иллюзиями, когда время придёт.
Итак, по порядку. Первая из тем, что на Западе муссируются в информационном поле, — совпадение сроков саммита БРИКС и вашингтонских ежегодных заседаний МВФ и Всемирного банка.
Казань, возможно, не займёт такого же места в истории, как Бреттон-Вудс, городок в Нью-Гэмпшире, где восемьдесят лет назад победители во Второй мировой войне разработали валютный порядок, который стал доминировать в мировой экономике и закрепил господство доллара. Однако переговоры, состоявшиеся на этой неделе, подчеркнули недовольство системой, которая, по мнению экспертов, не приносит пользы большей части мира.
Это Reuters в статье с говорящим названием «БРИКС набирает обороты, поскольку общие претензии к Западу подпитывают альянс». Правда, агентство себя утешает тем, что:
Многие члены и претенденты на вступление в БРИКС рассматривают его не как прямую альтернативу МВФ, как некоторые считают, а как инструмент хеджирования ставок в мире, столкнувшемся с геополитическими изменениями.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так это или нет, об этом ниже. Пока же отметим, что второй темой предлагается успех российского лидера Владимира Путина; саммит, по признанию сквозь зубы ведущих западных изданий, опроверг изоляцию Москвы.
Der Spiegel:
То, что все они (лидеры стран БРИКС – В.П.) приехали в Россию, — большой дипломатический успех для Путина.
Neue Zürcher Zeitung:
Россия добилась пропагандистского успеха. …Путин может праздновать на своей маленькой мировой сцене и получать благодарность за российское гостеприимство. При этом он демонстрирует, что Россия отнюдь не изолирована на международном уровне.
Reuters:
Для Путина тот простой факт, что так много лидеров приехали в Россию на переговоры, был полезен для противодействия нарративу, что его страна находится в изоляции от мировой экономики.
Пока одни пугаются сами и пугают друг друга, другие – зубоскалят:
Тот же Spiegel:
...Реальным лидером БРИКС является не [Путин], а председатель КНР Си Цзиньпин. Когда Си приземлился в Казани, он привлёк к себе больше всего внимания представителей СМИ. Будучи крупнейшей экономикой мира, Китай доминирует в БРИКС.
Bloomberg:
[Премьер-министру Индии Нарендре] Моди нелегко найти баланс между отношениями с Россией, от которой Индия зависит в плане дешёвой нефти, и США, которые предоставляют доступ к передовым технологиям...
Наконец, третья тема, для Запада самая «страшная» - предложенная Москвой реформа мировой финансовой системы. Развёрнутым материалом на эту тему отметился ротшильдовский The Economist:
…Путин хочет, чтобы саммит продвинул планы по BRICS Bridge, платёжной системе, которая будет использовать цифровые деньги, выпущенные центральными банками и подкреплённые фиатными валютами. Это поместит центральные банки, а не банки-корреспонденты с доступом к системе клиринга доллара в Америке, в центр трансграничных транзакций. Самым большим преимуществом для него является то, что ни одна страна не сможет налагать санкции на другую. Китайские государственные СМИ сообщают, что новый план BRICS «вероятно, будет опираться на …mBridge. Это экспериментальная платёжная платформа, разработанная Банком международных расчётов (БМР) совместно с центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и Эмиратов. (Позднее к этому проекту присоединилась Саудовская Аравия).
Больше всего информационного «благородного гнева» собирает на себя БМР – за то, что будучи «крышей», надстроенной над МВФ и Всемирным банком, пустился в эксперименты, от которых теперь открещивается, ибо когда этот проект начинался, на дворе был 2019 года, и до СВО было далеко. В БМР говорят, что не намерены расширять круг участников, намекая на Россию. Пытаются предложить паллиатив: помешать становлению системы БРИКС или усовершенствовать долларовую систему. Но! Джинн из бутылки выпущен, и Запад, причём – хи-хи! – самый что ни на есть глобалистский – в данном случае стал жертвой своих собственных инициатив, которые показались ему более эффективными, чем нынешняя система. Ничего не поделаешь, в политике так случается, что твои идеи ухватывает оппонент, пока ты сам «не мычишь и не телишься».
На чём в связи с этим западные СМИ откровенно спекулируют? Ищут неувязки и двусмысленности в позиции различных участников БРИКС. REX уже упоминал о попытках Washington Post вбить клин между Китаем и Россией, которые, с точки зрения редакции, заинтересованы в полной трансформации мирового порядка, и остальными участниками. Ещё, раскручивая тему «китайского лидерства», пытаются обыграть некую недосказанность позиции Пекина, пытаясь выдать её за конфронтацию не только с Москвой, но и, надо полагать, за внутренние противоречия. Пример?
…Страны БРИКС должны играть направляющую роль. С опорой на углубление финансово-экономического сотрудничества, укрепление взаимосвязи финансовой инфраструктуры, поддержание высокого уровня финансовой безопасности, повышение влияния и авторитета Нового банка развития (НБР). Чтобы международная финансовая система могла лучше адаптироваться к изменениям мировой экономической архитектуры.
Это Си Цзиньпин в выступлении на пленарном заседании саммита 23 октября. А это – уже из редакционной статьи по итогам саммита в China Daily:
[Казанская декларация] включает такие цели, как разработка альтернативной международной платёжной системы SWIFT, от которой Россия фактически отрезана с 2022 года. Это было одним из многих предложений, направленных на укрепление роли БРИКС как действительно многосторонней платформы для международного сотрудничества.
Спросят, в чём разница? В первом случае речь идёт об адаптации начинаний БРИКС к существующей мировой финансовой системе, во втором – по сути, о формировании основ альтернативной системы. Но это, разумеется, никакие не противоречия в китайской позиции, это именно недосказанность, обусловленная тем, что язык политикам дан, чтобы мысли скрывать, а не раскрывать всё и сразу. Это, однако, только одно из объяснений, возможно и другое. Никто не знает предстоящую динамику; масштаб турбулентности таков, что произойти может всё. Поэтому в одном случае – один подход, а в другом – другой. В конце концов и форс-мажор возможен, причём, опять-таки, любой. Мы разве не знаем, какое значение в политике играет субъективный фактор? В доказательство приведём выдержку из той же самой «редакционки» в China Daily:
…Никогда не забывайте, что при всей болтовне Запада о том, что китайские и российские лидеры хотят бросить вызов мировому порядку, их видение более справедливого и честного мирового порядка, которое привлекло глобальный Юг, не является конфронтацией. Недовольство международным политическим статус-кво – мировым порядком после Второй мировой войны, сформированным Западом во главе с США, в котором развивающиеся экономики находятся в положении дискриминации — является ключевой причиной привлекательности БРИКС.
Здесь следует оговориться, что под послевоенным порядком понимается Бреттон-Вудс, экономика и финансы, а не ООН – не большая политика, где послевоенные расклады оказались несколько иными. О чём идёт речь? Россия и Китай не вступают в конфронтацию ни с кем, и никому и не навязывают перемены. Они эти перемены, назревшие объективным путём, возглавляют. Недовольство глобального Юга – факт? Факт! И именно это недовольство бросает вызов Западу. Москва и Пекин лишь придают этому недовольству организованные и одновременно цивилизованные формы, способные привести к позитивному результату. Для всех. Всё, что провозглашается в глобалистских концепциях, устроено так, что на словах оно – в интересах всего человечества, а на деле – неоколониализм в чистом виде. Так вот, БРИКС во главе с Москвой и Пекином, а дальше и Дели, судя по нашумевшей китайско-индийской встрече в верхах в Казани, присоединится – берут на себя миссию побудить эти перемены происходить так, как это записано, в интересах широкого, а не узкого, элитарного круга бенефициаров. В этом, не исключено, и заключается главный настоящий итог казанского саммита. А всё остальное, включая итоговую декларацию, к этому просто прилагается.
Владимир Павленко
Комментарии читателей (3):