23 марта в Москве прошла конференция «Перспективные стратегии банков в 2011-2012гг.», организованная агентством «Национальные Бизнес Форумы» в рамках цикла «Финансовые форумы 2011». Основная задача цикла — выявление и внедрение необходимых для развития финансовой системы России форм и механизмов взаимоотношений с регуляторами, потребителями и конкурентами. ИА REX публикует отчет организаторов конференции.
Открыл конференцию президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин:
Сегодня в России нет суверенной финансовой системы. Нет её по двум причинам:
1) Суверенной в условиях глобальной системы разделения труда может быть только одна денежная система, и эта система — Американская, частью которой является кредитор последней инстанции — ФРС.
2) По причине принципиального отказа Банка России рефинансировать банковскую систему страны и препятствию созданию российской национальной платежной системы.
И в этой ситуации, тем более сложной является главная проблема уже даже не российской, а мировой банковской системы — принципиальное изменение модели кредитования. Дело в том, что в начале 80х годов, после того, как властями США был принято решение о начале крупномасштабного кредитного стимулирования частного спроса, необходимо стало изменить и принципы кредитования. До того ключевым был вопрос потенциальному заемщику о том, может ли он из текущих своих доходов (или тех доходов, который генерировал бы бизнес-план, под который он просил кредит) вернуть и сам кредит, и проценты по нему. С начала 80-х ключевая роль переходит к залогу, собственно возможности заемщика по возврату кредита становятся непринципиальными. Квинтэссенцией такого подхода стала знаменитая «саб-прайм» ипотека, которая давалась бездомных и неработающим людям, под залог собственно дома. Эта новая модель предполагала, что заемщик из своих средств должен только обслуживать кредит, а возврат тела кредита осуществлялся путем рефинансирования, с учетом того, что залоговые активы быстро росли в цене. Разумеется, такая схема носила ярко выраженный «пирамидальный» характер и действовала только до тех пор, пока можно было снижать стоимость кредита. Как только это стало невозможно, начались проблемы с рефинансированием долга и начался кризис. Отметим, что еще одной характерной чертой этой модели является то, что самым выгодным бизнесом стало создание залоговых активов и их капитализация. Именно в рамках этой схемы осуществлялся рост российской экономики в 2000-е годы (точнее, с 2004 по 2008 годы).
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 18.06.11 Медведев: МФЦ дожен стать неотъемлемой частью российской экономики
- 18.06.11 Международный финансовый центр разместят за пределами МКАД
- 24.03.11 Казахстан может обогнать Россию в создании международного финансового центра: мнение
- 23.03.11 России не хватает суверенной финансовой системы: эксперт
Сегодня эта пирамида стала разрушаться и банковская система оказалась в сложном положении. Ей предстоит решить две принципиальных задачи: во-первых, понять, что делать с выданными кредитами, во-вторых, понять, как получать прибыль. Первая задача связана с тем, что объем накопленного за 30 лет долга превышает возможности современной экономики по его отдаче, она просто не генерит финансовые потоки соответствующего масштаба. Напомним, что эти долги создавались в предположении, что экономика будет их только обслуживать. Эти долги в принципе не могут быт возвращены, что ставит всю банковскую систему под серьезную угрозу. Вторая проблема — если потенциальные заемщики не могут вернуть уже взятые долги, как банковская система может получать прибыль? Кто и как будет брать кредиты, кто компенсирует банковской системе возросшие риски? Собственно, ответы на эти два вопроса и будут определять развитие банковской системы в ближайшие годы.
Председатель попечительского совета Института посткризисного мира Юрий Данилов в своём докладе коснулся проблем создания в России международного финансового центра. Он сказал, что существующий в настоящее время в России финансовый рынок является типичным крупным развивающимся рынком: «Объективные процессы глобализации мирового рынка капитала ставят вопрос о выживании таких национальных рынков. В условиях глобализации мировой экономики ключевым фактором национальной экономической динамики, роста национального богатства и повышения качества жизни населения страны становится национальная конкурентоспособность, составным элементом которой выступает глобальная конкурентоспособность национальных финансовых рынков». По его словам, на сегодняшний день существует уже ряд сложившихся финансовых центров, несомненные лидеры — Нью-Йорк, Лондон, Германия, в течение последних двух лет крупным региональным МФЦ стал Китай. Он отметил, что среди таких китов мы пока только начинаем плавать, но до них нам ещё далеко.
По мнению Юрия Данилова, наше правительство в сфере финансового центра работает последние 3 года бездарно вследствие преобладания ведомственных интересов над общественными: «Я не удивлюсь, если в вопросе формирования МФЦ нас обгонит даже Казахстан».
«Текущий кризис ярко высветил недостатки Концепции создания МФЦ в России, однозначно указал на невозможность создания МФЦ на основе ее реализации, и, следовательно, на необходимость коренной и немедленной ее переработки», — продолжил докладчик. Совершенно очевидно, что за основу должна быть взята Программа действий идеальной модели, основанную на стремлении обеспечить выполнение трех основных предпосылок формирования МФЦ:
• Концентрация капитала (концентрация инвестиционного спроса) с существенной долей иностранного капитала — главный признак
• Концентрация финансового посредничества (концентрация финансовых услуг), с существенной долей услуг, предоставляемых посредниками, действующими на глобальном рынке, эффективная инфраструктура рынка
• Концентрация инструментов (концентрация инвестиционного предложения), с существенной долей инструментов, предлагаемых иностранными институтами
«Мы постарались построить систему показателей, характеризующую уровень глобальной конкурентоспособности национального финансового рынка. Показатели этой конкурентоспособности за 2006—2010гг., конечно, изменилось. Казалось бы, мы продвинулись на глобальном рынке за эти годы. Однако наши конкуренты нас обогнали. Так что гордиться нечем. Нас обогнали Китай, Индия и Бразилия. И по биржевой торговли и по показателям трансформации сбережений в инвестиции. Показательный пример — объем IPO. После пика 2007 года наступил кризис 2008 года. Упадок был у всех. Но если у других стран после кризисного года показатели пошли вверх, достигли докризисных уровней, то объем IPO в России продолжал снижаться и мы в 2010 году оказались почти на нуле. На долевых рынках наша доля катастрофически упала, а на долговых доля России продолжает расти», — отметил Данилов.
Он обратил внимание собравшихся, что основные конкуренты России на поприще формирования МФЦ в рамках зоны тяготения — это Польша, Турция, Казахстан, а в глобальном масштабе — это страны БРИКС и Корея. «Вероятность формирования МФЦ в России в целом снижается (особенно в последние 3 года, после постановки задачи формирования МФЦ президентом). Долговые рынки (включая банковский рынок) развиваются опережающими темпами по сравнению с мировым рынком долгов, однако российский рынок акций заметно уступает развивающимся рынкам акций. Это делает финансовую систему России, ее систему финансирования и ее экономику в целом менее устойчивыми. Вместе с тем по абсолютным показателям и (в ряде случаев) по динамике Россия проигрывает своим глобальным конкурентам и в сегменте долговых рынков».
«Таким образом, Россия проигрывает конкуренцию на глобальном рынке своим прямым конкурентам, в первую очередь Китаю, фактически создавшим МФЦ. Поэтому необходима немедленная корректировка политики по формированию МФЦ в России и ее существенная активизация, дополняемая реструктуризацией интересов чиновников. Важнейшим направлением корректировки должно стать стимулирование развития долевого финансирования, направленное на преодоление дефицита собственного капитала в экономике и в финансовом секторе. В ходе корректировки политики по формированию МФЦ в России необходимо активно использовать передовой опыт успешных программ по формированию МФЦ, в первую очередь опыт Германии, Гонконга, Китая, Кореи».
С докладом по вопросам Международного Финансового Центра выступил и советник Департамента корпоративного управления Минэкономразвития России Денис Парликов: «Не все так плохо, и государство не такая уж и „структура зла“, какой её представил докладчик Юрий Данилов. Юрий Александрович приводил плохие цифры, а я приведу хорошие. Что все замечательно и все развивается».
Денис представил план мероприятий по созданию международного финансового центра: «Государство сделало здесь много, например «подготовлен и уже работает закон об инсайдерской информации и о клиринге и клиринговой деятельности. Они приняты с учетом интересов максимального круга участников и представляют собой лучшую практику. Его нужно нахваливать всегда. И тот план, который все критикуют, о создании МФЦ, все-таки выполняется. По состоянию на конец 2010 года (1,5 года с момента одобрения Плана мероприятий) из 48 мероприятий исполнено — 15 мероприятий, еще 25 — находятся в высокой степени готовности».
«В общем, — подытожил Денис Парликов, — финансовый центр это не только потоки капитала, но и работа с людьми. Сейчас стало возможно привлечение высококвалифицированных западных специалистов без учета соответствующих квот».
Он затронул и задачи, которые стоят перед департаментом Минэкономразвития на 2011 год: «Самое важное, что сейчас заботит его ведомство, это законопроект о биржах и организованных торгах, законодательное урегулирование вопроса о пруденциальном надзоре за профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Также предстоит решить вопрос о возможности создания безотзывного вклада физических лиц. Следующий вопрос — рынок ценных металлов. Само понятие „металлический счет“, которого нет на бумагах, но все им пользуются, говорит о том, что необходимо просто создать закон, поставить в нормативные рамки».
Темой доклада директора Центра экономических исследований Московской финансово-промышленной академии Сергея Моисеева стала «Реализация макропруденциального регулирования в России».
«Цель реформы, затрагивающей пруденциальную политику, заключается в повышении качества и эффективности надзорной деятельности регулятора для обеспечения долгосрочной стабильности финансового сектора РФ. Кризис показал, что изменения в системе регулирования давно назрели. Без обновления параметров надзора отечественный финансовый рынок обречен на регулярные кризисы, — отметил Моисеев. — Модернизацию регулирования и надзора целесообразно проводить в двух направлениях: содержательные
новации, которые затрагивают экономическую природу регулирования, и организационно-управленческие новации, призванные повысить качество государственного института регулирования». «К содержательным новациям мы относим введение макропруденциального надзора, посредством которого ЦБ РФ должен поддерживать системную стабильность финансового сектора в целом, а не отдельных банков. В качестве организационно-управленческой новации может выступить административная реформа системы надзора Банка России, которая необходима для институциональной поддержки перехода ЦБ РФ на содержательный риск ориентированный надзор», — пояснил эксперт.
«Международный кризис выявил слабые места финансового регулирования. Прежде основное внимание регулятор уделял платежеспособности и устойчивости отдельных банков. Кризис продемонстрировал необходимость системной работы с финансовым сектором в целом. Такой подход требует надлежащего регулирования рынков и операций, которые отражают взаимосвязи между банками, а также их взаимосвязи с другими участниками финансовой системы. Банку России предстоит сместить стратегический акцент к макропруденциальному надзору в дополнение к действующему микропруденциальному надзору, — подчеркнул докладчик. — Концепция макропруденциального надзора разработана в международной среде банковских регуляторов под эгидой Банка международных расчетов в 2000-2006 гг. Конечная цель такого надзора должна состоять в снижении издержек финансовой нестабильности, связанных с банковскими кризисами, а также порождаемых непосредственно банковским регулированием и надзором».
При этом подходе особое внимание уделяется системообразующим институтам и взаимосвязям в финансовом секторе. Риск системной стабильности зависит от коллективного поведения участников финансовых рынков, поэтому риски для регулятора приобретают эндогенный характер. Действия регулятора, предпринимаемые в отношении отдельных банков, могут иметь невысокую эффективность на уровне финансового сектора.
Сергей Моисеев определил: «Макропруденциальный надзор не сводится к суммированию рисков отдельных участников финансовых рынков. Его главный инструмент — системная оценка показателей финансовой устойчивости сектора. Пристальный мониторинг системообразующих институтов должен стать действенным механизмом оценки и раннего предотвращения надвигающихся финансовых потрясений. Таким образом, реформа банковского регулирования и надзора должна дополнить действующий микропруденциальный надзор мерами макропруденциального характера, что повысит эффективность деятельности регулятора в целом. В настоящее время ни одной действенной системы оценки системного риска не построено. Близкими аналогами можно считать расчеты Банка России на основе макроэкономических стресс-тестов в рамках Программы оценки устойчивости финансового сектора, которую производят МВФ и Всемирный банк вместе с национальными регуляторами. Другим направлением работы в этой области является создание систем раннего предупреждения кризисов (в основном макроэкономических, на базе опережающих индикаторов) и оценок банковского сектора по различным эконометрическим моделям. В основном все это остается лишь теоретическими разработками, не находящими отражение в действиях Банка России, направленных на поддержание системной стабильности. Системы индикаторов, стресс-тестов и моделей недостаточно для полноценной реализации макропруденциального надзора. Изменения должны быть внесены в организационную структуру банковского регулирования и надзора».
Подытоживая выступление, Моисеев отметил, что в целом, перспектива макропруденциальных мер в России включает особый режим для крупных банков, новые требования к капиталу, контрциклическое резервирование.
Наталия Орлова, главный экономист «Альфа-Банка» посвятила доклад описанию основных тенденций банковского сектора и тем изменениям, которые произошли в нем после кризиса: «Если до кризиса у банков основная проблема заключалась в недостатке фондирования, то сейчас фондирование в избытке, но не совсем понятно в какие сегменты кредитования эти средства можно направлять. Рост депозитов в значительной степени опирался на рост пенсий, который составил 30% в год в среднем за последние четыре года, только в 2010 году пенсии выросли на 45% в номинальном и на 35% в реальном выражении. И доля пенсионных сбережений в притоке депозитов увеличивается и составляет 10-15% в 2009-2010гг. Это дает некоторую фору Сбербанку, который является монополистом на рынке розничных депозитов».
Она отметила и избыток ликвидности, который провоцирует отток капитала. По ее словам, крайне слабый спрос на кредиты и экономика не в состоянии переварить спрос на ресурсы. В 2007 году был большой приток капиталов. Сейчас спрос на финансовые ресурсы в России сильно сжался. У банков нет ожидания кредитного бума, хотя качество кредитного оформления портфеля увеличилось.
По графику оттока-притока капиталов Орлова считает, что в 2011 году Россию ждет отток капитала, если цены на нефть останутся на уровне 90-100 долларов за баррель. Только если нефть останется на текущих уровнях, Россия может увидеть улучшение счета движения капитала.
Следующим докладчиком стал старший вице-президент Долгового агентства «Пристав» Сергей Шпетер с темой доклада «Новые тенденции в управлении банковским портфелем проблемных активов». Он особое внимание уделил динамике роста просроченной задолженности. По сводным аналитическим данным Центробанка РФ и ДА «Пристав», объем просроченной задолженности за последние два года вырос на 250%. Сергей Шпетер представил ряд решений, позволяющих банкам работать с портфелем проблемных активов: «Рефинансирование и реструктуризация — это инструменты, которые позволяют банкам единовременно решать проблемы: сокращают банковские резервы и улучшают банковскую отчетность. Однако системным решением по данному вопросу может являться комплексная работа с использованием всех инструментов: реструктуризация, рефинансирование, сбор просроченной задолженности, продажа портфелей проблемных активов. Наиболее эффективным является совместная работа банка и профессионального консультанта, в лице коллекторского агентства, который поможет не только сократить банковские издержки, но и оптимизировать работу Банка по всему кредитному циклу».
Сергей Шпетер рассказал о стратегиях управления проблемными активами: аутсорсинге и купле/продаже проблемных долгов (цессии), о подходах к выкупу проблемных долгов, о том, как правильно выбирать коллекторское агентство для долгосрочного сотрудничества.
Продолжила конференцию директор проекта «Человек и деньги» Фонда Общественное мнение Людмила Преснякова с докладом «Розничный клиент банка: на кого делать ставку в новых условиях?». Она рассказала о том, какие категории населения сегодня пользуются услугами банков. По итогам исследования, проведенного в феврале 2011 года, 59% россиян являются клиентами банков. Самая популярная услуга — пластиковые карты (есть у 39% населения), на втором месте — вклады (25%), на третьем — кредиты (15%). Среди вкладчиков наиболее популярен Сбербанк — 20% имеют в нем счет до востребования, и еще 2% — депозит. Что за люди пользуются финансовыми услугами? Все зависит от социально-демографических характеристик. По пользователям депозитов — в Сбербанке весьма велика доля пенсионеров, а в коммерческих банках публика более образованная и молодая. Среди пользователей банковских и магазинных кредитов много людей со средним специальным образованием, рабочих. Кредитные карты стали больше востребованы среди офисных сотрудников среднего возраста 30 — 40 лет. А ипотека и автокредиты более востребованы среди образованной и высокостатусной аудитории. Пластиковыми картами охвачено более трети населения. Зарплатные карты есть почти у половины работающих. Кредитными и дебетовыми картами чаще пользуются люди молодого и среднего возраста с высшим образованием. Практически не распространены среди граждан инвестиционные услуги. Это связано, во-первых, с низкой информированностью, а во-вторых, с тем, что это слишком сложные услуги. В ходе своего выступления Людмила затронула вопрос о стратегиях кросс-продаж. Исследование показало, что наиболее перспективно переводить на удаленное обслуживание через интернет-банк и мобильный банк пользователей дебетовых и кредитных карт, а также тех, кто делает переводы через банки. Пользователям банковских и магазинных кредитов будет довольно сложно продать еще какие-то услуги, помимо тех, которыми они уже пользуются, даже кредитная карта пригодится далеко не всем из них. Владельцам депозитов в коммерческих банках (кроме Сбербанка) перспективней всего продавать дебетовые карты, а также переводить их на удаленное обслуживание.
Также речь зашла о возможных перспективных группах, пока еще не освоенных банками. К ним относят пенсионеров, студентов и жителей села. Эти группы на сегодняшний день пока недостаточно включены в пользование банковскими услугами, однако каждая может быть по-своему интересна. Пенсионеры перспективны в контексте хранения своих сбережений на банковских счетах, студенты — как пользователи карточных продуктов, а на селе весьма востребованы кредиты.
Директор управления розничного кредитования Сбербанка России Наталья Карасева представила, доклад «Фокус на рознице. Ориентир — на клиента». Она обратила внимание, что мнение, что Сбербанк — банк НЕ для молодежи — это устаревшая информация: «Понимая социальную значимость, Сбербанк России рассматривает розничный бизнес как одно из приоритетных и перспективных направлений. Непосредственно для нас, „сегодняшний день“ в розничном бизнесе, это в первую очередь социальная ответственность, то есть, прямая защита интересов наших клиентов вообще и заёмщиков, в частности. И именно поэтому, как верно отметил предыдущий докладчик, студенты пользуются банковскими продуктами Сбербанка. Ничего странного в этом нет — ведь мы реализовали множество социальных программ, например, кредит „Образовательный“, ставка по которому для студента составляет менее 5% годовых и предусматривается уникальная система отсрочек выплат на период обучения в ВУЗе, другие льготы». Председатель совета директоров Коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Александр Федоров представил доклад на тему «Возврат долгов через обучение финансовой грамотности».
Добавим, цикл «Финансовые форумы 2011» продолжится 25 мая на конференции «Финансовый механизм: от кредитного брокера до коллектора».
Комментарии читателей (0):