Власти Саудовской Аравии заявили, что могут пойти на установление дипломатических отношений с Израилем в случае победы на президентских выборах в США кандидата от республиканцев Дональда Трампа. В то же время на совещании в Дохе страны Персидского залива, включая и Саудовскую Аравию, сообщили, что выступают за нейтралитет в случае войны Израиля с Ираном, мотивируя свое решение нежеланием ставить под удар свою нефтяную инфраструктуру. Reuters считает, что такие удары возможны со стороны Ирана в случае, если он будет проводить атаки против размещенных в этих странах американских военных баз.
Но Иран не угрожал и не угрожает нефтяным объектам Персидского залива, хотя предупреждал, что в случае прямого вмешательства могут быть затронуты интересы «сторонников Израиля» в регионе. С другой стороны, это означает, что США не смогут использовать военные базы в регионе против Ирана. Напомним, что Саудовская Аравия, крупнейший в мире экспортер нефти, недавно инициировала дипломатическое сближение с Ираном, что заметно ослабило напряженность в регионе, позволило двум странам уменьшить некоторые региональные конфликты. Что теперь?
Прежде всего, страны Персидского залива, заявляя о своем нейтралитете, пытаются поддерживать хрупкий баланс, сохраняя при этом свои стратегические и экономические интересы. В тоже время Эр-Рияд посылает сигнал Вашингтону, что не пойдет на сближение с Израилем в случай, если администрация Джо Байдена поддержит так называемый ответный удар Израиля по Ирану, хотя и кандидат на пост президента США Дональд Трамп призывает Израиль «нанести удары по ядерным объектам Ирана». Сам же Байден заявил, что обсуждаются разные варианты действий Израиля, но он против его ударов по ядерным и энергетическим объектам Ирана. Такая «вилочная позиция» демократов, с одной стороны, демонстрирует прямую причастность США к ирано-израильской эскалации, с другой, в случае отказа Израиля от ударов по территории Ирана могут заявить накануне выборов об успешности своей посреднической миссии на Ближнем Востоке.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Так ситуация загоняется в подвешенное состояние, но с одним нюансом: на сцену выходит наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман с указанием на необходимость создания в обозримом будущем палестинского государства. Это - козырная саудовская карта, брошенная в американские выборы, тогда как Тегеран делает ставку на победу в США демократов. Но проблема в том, удастся ли игрокам сыграть такую партию, ведь Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива на самом деле не являются «нейтральными» в нынешнем региональном конфликте. Они, как и Египет, не угрожают отменить свое признание Израиля в знак протеста или даже ввести против него санкции, в то время как Саудовская Аравия сохраняет тесные связи с Израилем за кулисами. Но они не желают напрямую выступать на стороне Израиля против «оси сопротивления», не говоря уже о нападении на Иран или его возможной ответной атаки. Да и у самого Ирана, если судить по выступлению его духовного лидера Али Хаменеи, нет открытого стремления повышать градус эскалации в отношениях с Израилем и США «выше разумного предела».
Это важно в ситуации, когда межу США и Израилем продолжаются консультаций и нет пока окончательного решения о том, как Израилю реагировать на иранскую атаку и не приведет ли это к началу региональной войны на Ближнем Востоке тогда, когда регион претерпевает изменения и перестройку и сталкивается с резкими поворотами и переходами в целом, а Иран — в частности. Байден заявил: «Я не верю, что будет всеобъемлющая война. Я думаю, мы можем этого избежать». Посмотрим, ведь пока сохраняется тревожное ожидание возможного ответного удара Израиля по Ирану.
Комментарии читателей (0):