В американском Уилмингтоне, штат Делавэр, состоялся очный саммит лидеров объединения Quad – Четырехстороннего диалога по безопасности в составе США, Японии, Австралии и Индии. Пока еще президент США Джо Байден принял уходящего премьера Фумио Кисиду, а также его коллег Энтони Альбанезе и Нарендру Моди, который подтвердил своё реноме «многовекторного многостаночника», умудряющегося балансировать на канате между диаметрально противоположными интересами. Саммит принял Уилмингтонскую декларацию – совместное, весьма объемное заявление лидеров, выдержанное в традиционном для западной дипломатии духе «за все хорошее – против всего плохого».
Нас в данном случае мало интересует позиция Вашингтона, Токио и Канберры. Она ясна, последовательна в своём гегемонизме в интересах западного глобализма во главе с США и поэтому предсказуема. Нам интересна позиция Дели, ибо Индия – важнейший участник БРИКС и ШОС, страна, которая позиционирует себя как дружественную по отношению к России, сторонницу многополярного мира и справедливого миропорядка. Ну, вот давайте и посмотрим, под чем именно Моди поставил индийскую подпись в этом документе. Помните, как мы любим напоминать, что удельный вес БРИКС в мировом ВВП уже существенно превышает «семёрку», заведомо рассматривая Индию частью Востока, ведущего конкурентную борьбу с Западом? Так вот, придётся огорчиться тем, что подпись Моди стоит под аналогичным «братанием» с США и их сателлитами. Оказывается Quad – это два миллиарда населения и треть глобального ВВП. Индийский премьер с этим согласен.
Ещё Индию устраивает провозглашаемый статус Quad как «региональной группировки» четырёх ведущих демократий АТР; в самой этой формулировке, а также в настырных апелляциях к АСЕАН без труда усматривается противопоставление «авторитаризму». Виден почерк Вашингтона, критерий «демократичности» у которого общеизвестен: демократия – это власть «демократов» и их сателлитов. Кого, следовательно, «демократиями» назовут и пригласят на очередной «саммит демократий» - тот и демократ. Дели такая «дружба против», в которой видны антироссийские и антикитайские мотивы, определённо устраивает. При этом следует понимать, что панегирики «Индо-Тихоокеанскому» региону, который в документе употребляется так часто, что набивает оскомину, — это прямой и непосредственный результат индийского участия и поддержки. Ни одной другой страны, кроме Индии, которая хотя бы отдаленно могла ассоциироваться с Индийским океаном, в Quad нет. Убери оттуда Дели - и получился бы очередной трехсторонний локально-региональный междусобойчик, коих Байден вместе с Кисидой за годы президентства наплодил уже два – с Южной Кореей и Филиппинами.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
Пропустим занимающую первую половину декларации «обязательную программу», замешанную на так называемом «устойчивом развитии». Здравоохранение – гуманитарные вопросы – климат - безопасность вод – инфраструктура – коммуникации – зеленая энергетика – кибербезопасность – космос. Поступим так, несмотря даже на то, что уши глобализма там торчат из каждой щели, причём, в самом конъюнктурном виде. Ни слова, скажем, осуждения в адрес Токио за массированный слив в тихоокеанскую акваторию радиоактивной воды с АЭС «Фукусима-1», который вызвал мощные протесты не только в Китае, но и в Южной Корее, где критический порыв оппозиции был попросту заметён под ковёр. Нас же в документе интересует главный раздел, предусмотрительно упрятанный в подвал: «Совместная работа для решения региональных и глобальных проблем». Вот тут и начинается геополитика, причём, весьма конъюнктурная.
Первый пас – «единство АСЕАН» и его «центральное» положение в системе безопасности. Что имеется в виду? В АСЕАН – десять стран и две группы противоречий. Одна – по отношению к территориальным спорам с Китаем – у кого они есть (реально Вьетнам, Филиппины, номинально – еще и Малайзия с Брунеем). Вторая группа связана с обособленным положением Мьянмы после перехода власти к военным. Дело в том, что в этой стране идёт гражданская война, и в противостоянии вооруженной этнической оппозиции военные власти опираются на поддержку Китая, а также России. «Единство», заложенное в документ, подписанный странами, две из которых – Индия и Япония – сами имеют неурегулированные территориальные проблемы с КНР (Ладакх, Аруначал-Прадеш, Дяоюйдао/Сенкаку), такая постановка вопроса наделена чётким антикитайским содержанием. Если бы позиция Дели здесь высказывалась в рамках двустороннего диалога с Китаем – нет вопросов. Однако Индия делает это в многостороннем формате объединения – давайте прямо, — возглавляемого США, которые созывают этот саммит именно для того, чтобы зафиксировать: их собственные разногласия с Пекином получают поддержку не просто в Азии, а у руководства страны, входящей с Китаем в противостоящие США международные объединения. Вашингтон можно понять: он играет на раскол БРИКС и ШОС, а вот как понять Дели, автору этих строк не вполне ясно.Следующий показательный тезис – апология «суверенитета и территориальной целостности, а также поддержание мира, безопасности и стабильности». Вы думаете, читатель, участники Quad, включая Индию, озабочены нагнетанием напряженности в Тайваньском проливе, где США в рамках «стратегической двусмысленности», признающей принцип «одного Китая», но не соблюдающей его на практике, устраивают провокацию за провокацией? Как бы не так!
Мы серьёзно обеспокоены ситуацией в Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях. Мы продолжаем выражать серьёзную обеспокоенность по поводу милитаризации спорных объектов, а также принудительных и запугивающих маневров в Южно-Китайском море. Мы осуждаем опасное использование судов береговой охраны и морской милиции, включая все более широкое использование опасных маневров. …Мы подчёркиваем, что арбитражное решение 2016 года по Южно-Китайскому морю является важной вехой и основой для мирного разрешения споров между сторонами.
Здесь, по сути, — попытка сформулировать против Китая некое «обвинительное заключение». Речь идёт о прямой поддержке Вашингтоном филиппинских властей в почти вооруженном противостоянии с Китаем вокруг ряда отмелей в ЮКМ, где стычки китайской и филиппинской береговой охраны стали повседневной реальностью. И где США организуют международные военные учения, во время которых забрасывают на ближайший к Тайваню северный филиппинский остров Лусон ракетные системы средней дальности, что категорически противоречии Уставу АСЕАН, членом которого является Манила. Индия разделяет эти действия Вашингтона? Надо полагать, да, конечно, подпись-то стоит. Арбитраж 2016 года, в решении которого – это отдельная тема – внутренней филиппинской политики больше, чем всего остального, вместе взятого, Китай не признает. Не видят его основой для решений и страны АСЕАН, к которым так навязчиво апеллирует Вашингтон и его сателлиты по Quad. Иначе зачем они совместно с Пекином разрабатывают Кодекс поведения в ЮКМ? И ведь ответ понятен: даже те, кто с Китаем ещё не договорился по территориальным вопросам, меньше всего хотят вмешательства в эту тему. Ибо Вашингтон прийти – придёт, а уйти потом, как водится, забудет. Дели в регионе нужно американское присутствие? Или в окружении индийского премьера понимают, что «индо-тихоокеанская концепция» - это пшик, но убаюкивают себя тем, что АТР от Индостана далеко? Тогда зачем подписываются под претензиями к той же Мьянме, где особенно в последнее время, после переворота в Бангладеш, всё более отчетливо проявляются американские и британские интересы? Дели нужно такое соседство? Или здесь асимметричный подход, связанный с поддержкой Вашингтоном реформы Совета Безопасности ООН, куда небезосновательно метит Индия? А разве в ШОС и БРИКС, в Москве или Пекине, кто-нибудь против этого возражает? Поддерживают! Разница в поддержке одна: Запад под индийский «шумок» хочет протащить в постоянные члены Германию и Японию, а Россия и Китай – против этого, ибо считают, что приоритет в членстве должен быть отдан развивающимся странам, статусу которых Индия конечно же полностью соответствует. Так зачем ломиться в открытую дверь?
Единственная страна в АТР, названная в декларации «персонально», и то конъюнктурно – «Северная Корея», хотя у страны имеется общепринятое официальное название - КНДР. Видимо, оно авторами документа не выговаривается, и Моди с этим тоже согласен. Суть претензий к Пхеньяну – во-первых, ракетные пуски, во-вторых, отказ от пресловутой денуклеаризации, в-третьих, военно-техническое сотрудничество не указывается с кем, но понятно, что с Россией. Почему-то у Дели нет вопросов к двум участникам Quad – США и Японии по поводу учений, которые на юге Кореи проводятся непрерывно, перетекая одно в другое. Отсутствуют претензии США за срыв той самой «денуклеаризации», в 2018-2019 годах, когда Пхеньян пошел на прямой диалог, который американская сторона, как выяснилось, вела ради предвыборного пиара. А что касается ВТС, то разве Индия не взаимодействует по тому же кругу вопросов с той же Россией? Ах, да, санкции, под которым находятся Пхеньян и Москва. Так поставьте вопрос об их снятии. Но нет, в Вашингтоне это дело не утвердят и перечеркнут.
Ну и украинская тема, о которой в первую очередь, рассказывая о тусовке в Уилмингтоне, упомянули отечественные СМИ. Россия в тексте прямо не названа, но пафос воздевания рук к небу с обилием эмоциональных прилагательных и почти без существительных говорит сам за себя:
Мы выступаем за соблюдение международного права и уважение принципов Устава ООН, включая территориальную целостность, суверенитет всех государств и мирное разрешение споров. Мы выражаем нашу глубочайшую обеспокоенность войной, бушующей в Украине, включая ужасные и трагические гуманитарные последствия. Каждый из нас посещал Украину с начала войны и видел это своими глазами; мы подтверждаем необходимость всеобъемлющего, справедливого и прочного мира…
Ну и далее в том же духе. И вновь повисает в воздухе вопрос о территориальной целостности того же Китая. А в ответ – «принципиальность» двойных стандартов. Оказывается, в АТР необходим статус-кво, разумеется, не оговаривая при этом, что этот «кво» - синоним сохраняющегося разделения китайского народа, имеющего неотъемлемое право восстановить единство. Однако это не то «единство», к которому стремятся в Вашингтоне. А в Дели?
Долгое время упор администрацией Байдена делался на американо-японских тройственных альянсах с третьими странами – Сеулом и Манилой. О существовании Quad в США как-то не особенно вспоминалось. И вдруг такой поворот. Для чего Вашингтону потребовалось реанимировать по сути спящий, причем, не вполне политический альянс? Скоро увидим. Ведь «если звезды зажигают, то это кому-то очень нужно».
Комментарии читателей (0):