На завершившемся в Санкт-Петербурге VII Международном рыбопромышленном форуме подведены итоги двух пятилеток «рыбохозяйственного комплекса» возглавляемого его бессменным руководителем Федеральным агентством по рыболовству (Росрыболовство - далее по тексту; пояснение автора) И.В. Шестаковым. Определены так же и основные направления рыбохозяйственной политики России на ближайшие годы.
Напомню, что на сентябрьском Восточном Экономическом Форуме, состоявшемся во Владивостоке, Шестаков охарактеризовал произошедшие за 10 лет изменения в рыбной отрасли, как «…значительную трансформацию рыбохозяйственного комплекса…».
Под ней подразумевается введение нормативной базы для осуществления на практике «инвестквот-квот под киль», «крабовых аукционов», «повышение ставок сбора за ресурсы» и «введение платности за рыболовные лососевые участки». К этому можно было бы добавить и реформирование рыбохозяйственной науки.
Крылатое выражение «трансформация» закрепилось за его автором-Шестаковым, но одновременно и подвергается критике со стороны многих специалистов, ученых отрасли, рыбацких объединений, общественности, да и ряда властны структур приморских регионов.
К тому же Шестаков во многих своих публичных выступлениях, да и в ходе официальных докладов в правительстве РФ, Госдуме, Совете Федерации и на аудиенции у президента РФ Владимира Путина о положении дел в рыбной отрасли, не даёт чёткого ответило на главный вопрос: «Что эта «трансформация» дала и даст ли в будущем населению России?»
Увеличилось ли потребление рыбы и рыбопродукции населением страны за период её десятилетнего осуществления?
Нет. Об этом свидетельствую факты даже лукавого Росстата. Из года в год потребления рыбы и рыбопродукции населением страны снижается, а цены на неё всё растут. Так, если в 2012-2014 годах потребление составляло 22-24 кг/чел/год, то в 2022-2023 годах 17-18 кг/чел/год. И это всё в сырце, то есть с костями, чешуей, жабрами и внутренностями, которые мы с вами в пищу не употребляем. А вот Росстат решил, что все это мы употребляем, и так продолжает преподносить властям эти завышенные цифры. Видимо делается это для того, чтобы не огорчать начальство удручающим положением дел в «рыбном царстве» страны.
БУДЬТЕ В КУРСЕ
- 06.12.24 Российскому МИД нужно прекратить реагировать на японские призывы к переговорам по Курилам
- 25.11.24 Рыбно-икорные предновогодние страсти: закрома полны, но цены…кусаются, потребление падает
- 17.09.24 Рыбохозяйственная политика провалена: что впереди?
- 03.08.24 В России предлагают вернуть «рыбный день»
Фактически же из 17-18 кг росстатовских мы потребляем в последние годы в среднем не более, чем 12-14 кг, что ниже в два раза по сравнению с рекомендацией Минздрава России. А это 28 кг/чел/год рыбопродукции, а не рыбного сырца.
К тому же розничные цены на рыбу и рыбопродукты за десятилетие увеличилось почти вдвое. Она становится «кусачей» - недоступной для большинства населения.
А ведь именно в этом – удовлетворении спроса населения страны качественными рыбными товарами отечественного производства исходя из медицинских норм, и по доступной цене – и является основной задачей рыбного хозяйства.
Об этом неоднократно напоминал руководителям «рыбохозяйственного комплекса» и правительству президент России Владимир Путин. Более того, им была поставлена четкая целевая установка для рыбной отрасли – насытить внутренний рынок страны рыбной продукцией, которая бы позволила населению страны обеспечить потребление по нормам, рекомендованным Минздравом, не менее 28 кг/чел/год. Однако достижения этого показателя пока не просматривается даже на ближайшую перспективу.
В этих условия руководителю-автору надуманного «рыбохозяйственного комплекса» становится всё, труднее и труднее объяснять не только рыбопромышленникам, рыбакам, общественности, населению страны, но и вышестоящим своим начальникам вплоть до Кремля, а каковы же истинные цели такой «трансформации»?
Полагаю, что отсутствие у Шестакова внятного ответа на данный главный вопрос и побудило его отказаться от своего традиционного выступления на пленарном заседании Международного рыбопромышленного форума, как это было в прошлые годы, с подведением итогов двух «трансформационных» капиталистических пятилеток и задач на третью пятилетку.
Для этого на пленарное заседание форума была привлечена «тяжёлая артиллерия» - заместитель председателя правительства Российской Федерации Дмитрий Патрушев, курирующей рыбную отрасль. А сам Илья Шестаков занял на этом пленарном заседании, как ни странно, место ведущего - модератора.
В поддержку Патрушева были привлечены, как представители от рыбацкого сообщества, президент ВАРПЭ Герман Зверев и гендиректор РРПК Савелий Карпухин.
Вот такая, выражаясь шахматным языком, произошла необычайная рокировка на пленарном заседании Международного рыбопромышленного форума, что на моей памяти произошло впервые в отечественной, да и в международной практике!
Подобный ход свидетельствует, по моему мнению, о ряде непростых взаимоотношений, происходящих между рыбопромышленниками, рыбацкими объединениями, общественностью и властными структурами. Прежде всего, относительно проблем дальнейшего развития рыбного хозяйства страны и роли в этом руководителя рыбной отрасли.
В этой связи, полагаю, Шестаков и Ко решили напомнить о том, что именно они с одобрения правительства РФ определяют целевые установки по развитию рыбной отрасли страны. Хотя подобное и не подвергалось кем-либо сомнению. Наряду с этим, по моему мнению, ставилась задача, напомнить еще и всем сомневающимся в целесообразности осуществляемой «трансформации рыбохозяйственного комплекса» о следующем:
Первое. Всё, что происходило и происходит в рыбной отрасли в ходе двух последних пятилеток, это решение правительства РФ, а Росрыболовство и Шестаков как руководитель этого госоргана, только исполнитель;
Второе. Правительство РФ положительно оценивает итоги «трансформации», следовательно, и вклада Шестакова в это мероприятие;
Третье. Правительство РФ намерено и дальше продолжить «трансформацию рыбохозяйственного комплекса» и в настоящей третьей капиталистической пятилетки;
Четвёртое. Посылается сильный сигнал всем, кто не согласен с «трансформацией», а они присутствовали в зале на пленарном заседании и которые предлагают другие направления развития рыбной отрасли, должны прекратить такие высказывания и включиться в реализацию проводимой «трансформации».
В выступлении зампреда правительства Дмитрия Патрушева была дана положительная оценка происходящих в отрасли процессов с определённой долей признания и ряда негативных фактов, особенно в срыве сроков строительства новых судов на российских верфях по программе «инвестквот-квот под киль» и других. Им было подтверждено, что и далее это направление будет осуществляться в рыбной отрасли. Однако Патрушев не привел, каких-либо данных об эффективности данного направления и о том, что всё это даст для населения страны.
Вмести с тем, он внёс и «теоретическую новеллу» в наименование происходящего в рыбохозяйственном комплексе процессов как «модернизация» в отличии от «трансформации» по Шестакову. Полагаю, нет смысла пояснять смысловую разницу этих терминов применительно к рыбной отрасли.
Кроме того, в ходе своего выступления вице-премьер Дмитрий Патрушев пришёл к выводу о том, что «не каждая страна может позволить себе столь масштабную реформу, на которую мы с вами замахнулись».
С этим неожиданным выводом зампреда правительства можно полностью согласиться. Действительно любое другое правительство страны с развитым рыболовством и рыночной экономикой, которое отважится «замахнутся на столь масштабную реформу» рыбного хозяйства своей страны, как это произошло в России, неминуемо, как минимум, будет отвергнуто рыбаками своей страны, а её инициаторы – руководители рыбной отрасли лишатся своих высоких государственных постов.
Не так это в России. Инициаторы «трансформации, модернизации, масштабных реформ» в фаворе у правительства. Мнения же союзов, ассоциаций, объединений рыбопромышленников и рыбаков, ученых на эти процессы остаются, не востребованы.
Проводимая реформа всё больше и больше втягивает консорциумы, объединения, рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие компании, фирмы и предприятия в долговую яму, а выловленная ими рыба и произведенная рыбопродукция вынуждено гонится за рубеж с тем, чтобы рассчитываться с банками за кредиты.
В этих условиях на внутренний рынок страны рыбы и рыбопродукции будет поступать всё меньше и меньше, а розничные цены на неё продолжат свой рост, что неминуемо приведёт к дальнейшему падению потребление её населением страны.
Таким образом, очередная третья капиталистическая уже шестаковско-патрушевская пятилетка «рыбохозяйственного комплекса» России требует пересмотра и внесения в неё тех положений, которые позволят всё же достичь нормы потребления рыбой и рыбопродукцией населением страны, рекомендованной Минздравом России.
Вячеслав Зиланов для REX
Комментарии читателей (1):
Нет. Об этом свидетельствую факты даже лукавого Росстата. Из года в год потребления рыбы и рыбопродукции населением страны снижается, а цены на неё всё растут. Так, если в 2012-2014 годах потребление составляло 22-24 кг/чел/год, то в 2022-2023 годах 17-18 кг/чел/год. "
При таких делах уместен вопрос, а почему руководитель до сих пор возглавляет отрасль, вместо того, чтобы на рыболовецком траулере лично проверять свои предложения на предмет всевозможных трансформаций отрасли?