Тень Сайкс-Пико нависла над Ближним Востоком

Станислав Тарасов обосновал провал миссии Амоса Хохштейна в Тель-Авиве
17 сентября 2024  12:03 Отправить по email
Печать

Похоже, визит спецпосланника США Амоса Хохштейна в Тель-Авив был «последней попыткой» добиться изменений в ситуации на севере Израиля, либо путём навязывания дипломатического решения, либо провалом его миссии, и, таким образом, признание того, что наземная военная операция Израиля в Ливане становится реальностью. Но парадокс в том, что, как считает Al-Arabiya, «продолжающаяся дипломатическая работа теперь направлена на подготовку уже к послевоенному этапу в Ливане, а не на прекращение нынешней эскалации». Предложение президента США Джо Байдена провести демаркацию сухопутной границы между Израилем и Ливаном, заключить перемирие между Израилем и «Хезболлой» и провести обмен пленными, отвергнуто Израилем. Теперь бригадный генерал в отставке и бывший депутат парламента Ливана Вахба Катиша указывает, что «если израильская армия решит провести наземную операцию в направлении Ливана, её ввод будет осуществляться вдоль границы, то есть из трёх секторов: восточного, западного и центрального». Правда, некоторые эксперты полагают, что «США помешают реализации такого сценария», но число израильских рейдов и обстрелов южных деревень Ливана растёт и они перемещаются в глубь страны. Что дальше?

Арабские СМИ предали гласности задачи миссии Хохштейном в Израиль: начать переговоры с «Хезболлой» о перемирии. Но во время своей встречи с ним Нетаньяху отметил, что «ситуация с безопасностью на границе с Ливаном требует «радикальных изменений». Ежедневные столкновения между «Хезболлой» и Израилем продолжаются с начала войны в Газе 7 октября 2023 года, когда «Хезболла» объявила об открытии фронта поддержки осажденного палестинского сектора Газа. Согласно статистике агентства AFP, за этот период в Ливане были убиты по меньшей мере 623 человека, в то время как ЦАХАЛ объявил, что с израильской стороны погибло 50 человек. Хотя при посредничестве США, Катара и Египта было проведено несколько раундов переговоров по достижению перемирия в Газе, устойчивых рамок для переговоров между «Хезболлой» и Израилем так и не было создано.

Израиль продолжает настаивать на том, что он не может позволить «Хезболле» и её военному арсеналу оставаться в южном Ливане на его северной границе. Теперь даже миротворческие силы ООН Организации в Ливане (UNIFIL), которые с 2006 года следят за почти нерушимым прекращением огня между Ливаном и Израилем, вынуждены прибегать к укрытию в подземных бункерах. При таком ходе событий появляется реальная угроза перерастания войны в Газе в полномасштабный региональный конфликт.

Главный нюанс тут в том, что временная 120-километровая линия, установленная ООН с целью проверки вывода израильских войск из южного Ливана в 2000 году, была обозначена на границе между французским влиянием в Ливане и британским влиянием в Палестине, которая была установлена на основе Соглашения Сайкса-Пико 1916 года. Это легло в основу границ раздела между Ливаном и Палестиной. Она была демаркирована в 1923 году, а позже установлена в соглашении о перемирии 1949 года как международная граница между Ливаном и Израилем. Но такая линия не считается международной границей, хотя совпадает с международной линией границы между израильской оккупацией и Ливаном. Существует 13 различных пунктов, захваченных Израилем, и Ливан оставляет их за собой, считает их оккупированной ливанской территорией. Поэтому потенциальная война Израиля «Хезболлоой» означает войну с Ливаном и может привести к переделу региональных границ и даже к упразднению ливанской государственности.

Не случайно Израиль по ходу июньской войны 1967 года, несмотря на то, что Ливан в ней не участвовал, оккупировал районы западного и южного плато Маунт-Шейх в Ливане, и отодвинула колючую проволоку, установленную на границе с Ливаном, в тыл ливанцам. После появления резолюций 425 и 426 Совета Безопасности ООН от 1968 года израильская армия вывела войска из Ливана, но сохранила под своим наблюдением пояс безопасности к северу от линии перемирия глубиной от 10 до 15 километров. В девяностые Ливан стал свидетелем двух крупных израильских вторжений: сведение счётов в 1993 году и операция «Гроздья гнева» в 1996 году. Вот и теперь, но в совершенно новых геополитических условиях на кон поставлена судьба Ливана.

Но на данном этапе Израиль тактически противопоставляет интересы Дамаска интересам Бейрута.

«На карту поставлена судьба Ливана», — заявил в этой связи лидер друзов Валид Джумблат, назвав это, пожалуй, самым опасным этапом, который он видел в своей политической карьере.

При этом он специально подчеркнул, что «ливанцы ничего не могут сделать, чтобы остановить войну. Но никто пока не может сдержать амбиции Израиля и устремления «Хезболлы». Ближний Восток продолжает опасно пульсировать, всё больше скатываясь к большой региональной войне.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Будьте всегда в курсе главных событий дня.

Комментарии читателей (0):

К этому материалу нет комментариев. Оставьте комментарий первым!
Чувствуете ли Вы усталость от СВО?
Харрис или Трамп: если бы Вы приняли участие в выборах президента США, за кого бы Вы проголосовали?
66.3% За Владимира Путина
Подписывайтесь на ИА REX
Войти в учетную запись
Войти через соцсеть